RSS Feed

«Проходная» корочка

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   28.06.2013  16:01

Нужна ли она тем, кто в вуз не собирается?

_egeкартинка http://raion.shadrinsk.net/

«ЕГЭ работает – люди к нему привыкли. Путь назад отрезан…»
После разразившегося скандала под названием «ЕГЭ-2013» едва ли не каждое высказывание на эту тему известных персон, тем более, влиятельных политиков, встречается с повышенным общественным вниманием.

Не стало в этом смысле исключением и состоявшееся на днях общение главы думского комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова с представителями СМИ. Известный политолог и историк-американист, внук и тезка Вячеслава Молотова, декан факультета госуправления МГУ, член Высшего совета партии «Единая Россия» впервые предстал перед журналистами в новом качестве. А именно — руководителя одного из ключевых думских комитетов. Особый интерес к высказываниям Вячеслава Никонова объясняется еще и тем, что именно лидер думских «школьников» считается вторым человеком в образовательной политике России.

Последнее обстоятельство, понятно, только подогрело интерес пишущей братии к организованной на площадке РИА Новости пресс-конференции.

КСТАТИ

Александр Пушкин, Илья Репин и ЕГЭ

Будучи председателем правления фонда «Русский мир», Вячеслав Никонов никогда, по его словам, не упускает возможности подчеркнуть роль родного языка в воспитании будущих граждан. Вот и на этот раз политик  чрезвычайно аккуратно попенял организаторам и идеологам ЕГЭ за то, что последний не включает в себя устный компонент: не учит ребят говорить. Несколько ранее, выступая на круглом столе, приуроченном ко Дню русского языка, в Доме приёмов Госдумы (в светлый день рождения великого поэта), депутат припомнил содержание картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». И остроумно заключил: если бы Александр Сергеевич в лицее сдавал ЕГЭ, то у старика Державина не было бы никаких шансов ни  заметить его, ни благословить. «Я уверен – надо ввести устный компонент в ЕГЭ по языкам и по литературе», – подытожил парламентарий.

И с этим, безусловно, было бы грех не согласиться. Пусть и с единственной поправкой: если бы и впрямь Пушкин сдавал ЕГЭ, то, пожалуй, Державину пришлось бы благословлять не рукотворные стихи поэта, а «Самое полное издание типовых вариантов заданий по ЕГЭ-2013. Литература» кандидата филологических наук Таково Т., одобренное Федеральным институтом педагогических измерений под руководством А. Ершова (все права ФИПИ защищены).

Старшие классы – «слабое звено»  
Впрочем, сенсации на Зубовской, 4 не произошло. Если не считать двух-трех метких сравнений (скажем, уподобление ЕГЭ хромой утке, «убить которую вряд ли удастся»), и вполне своевременных напутствий составителям печально нашумевших критериев эффективности вузов («к людям надо относиться с уважением», «система образования – это люди, причем очень ранимые», «репутация вузов формируется десятилетиями»).
Тем не менее, некоторые из высказанных публично Вячеславом Алексеевичем соображений, не замеченных информационными агентствами и аналитиками, все же заслуживают, на наш взгляд, более крупного плана. Так, например, по меньшей мере рискованным, мягко говоря, на фоне массового возмущения утечками в Интернет заданий ЕГЭ-2013, выглядит предложение парламентария… удвоить число школьных выпускных испытаний на этапе двух последних классов.

Вот цитата: «Начальное школьное образование у нас, как явствует из всех международных мониторингов, просто замечательное. Наше образование в средней (основной) школе, от 5 до 9 классов, также не вызывает нареканий. Чего, увы, нельзя сказать о старших классах. Тут мы действительно проседаем», – поставил диагноз Никонов. Выразив более чем понятное беспокойство в связи с тем, что «старшеклассники перестают заниматься по предметам, которые не конвертированы в форму тестов», он отметил, что считает необходимым учитывать при поступлении выпускника в вуз не только балл ЕГЭ, но и средний балл школьного аттестата. По его мнению, такая система заставит наше юношество подтянуться по другим наукам – тем, которые не вписаны в сертификат ЕГЭ. Ибо при том, что в старшем звене изучается 11 предметов, – чтобы закончить школу, достаточно сдать ЕГЭ только по двум из них – по русскому и математике. В этом, считает Никонов, заключена серьезная ошибка: «Почему у нас сдают только два госэкзамена? Ясно, что должна быть система аттестации по всем предметам, которые изучаются в школьной программе: в форме ли ЕГЭ или какой-то другой, но это должно быть непременно».

КСТАТИ

«Средний балл – это хороший стимул. Лично меня он взбодрил…»

Вместе с тем, отвечая на вопрос вашего корреспондента, не приведет ли реставрация уже существовавшего в советское время среднего балла к коррупционному давлению – на школу и людей, выставляющих этот заветный балл в аттестат, Никонов признался: «Честно говоря, я и в советское время не видел тут больших проблем». После чего, апеллируя к собственному ученическому прошлому, наш собеседник заметил, что лично его стимулирующее действие среднего балла заставило в свое время очень здорово подтянуться. «Я был девятиклассником – вдруг вводится этот средний балл. Пришлось все свои трояки переводить в более подходящие оценки. Нет, это хороший стимул…». В целом же возвращение к старой доброй советской системе и отказ от ЕГЭ, по мнению политика, это путь в тупик.

Надо просчитывать все риски
Прокомментировать эти и некоторые другие, наиболее дискуссионные фрагменты из стенограммы выступления Вячеслава Никонова в РИА Новости мы попросили секретаря ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимира Лившица.

– Есть вопросы, которые под воздействием сугубо личных впечатлений решать не дозволительно, – считает Владимир Борисович. – Тут надо консультироваться с обществом, педагогическим и шире – непрофессиональным, но зато и более объективно, объемно, что ли,  рассматривающим наши внутрицеховые вилки и развилки. К числу таких особо трудных, неоднозначных проблем я бы отнес и сам ЕГЭ, и, в частности, предложение дополнить его показателем среднего балла по аттестату. Уверен: прежде чем говорить о подобного рода масштабных нововведениях, надо просчитывать все риски. Что случится, если мы настроим систему ЕГЭ на этот самый средний балл? По какой из формул будет он исчисляться – по выпускным ли оценкам, текущим, итоговым? Будут ли в связи с этим вводиться новые экзамены? Какие именно? Все это непонятно, и в любом случае требует тщательного согласования с теми, кто пользуется услугами школы. Самое главное: зачем детям столько испытаний – вдвое больше, чем уже имеем? Разве стресса под названием «ЕГЭ» им недостаточно? И без того скоро профессия детского дефектолога станет у нас самой топовой. Родители наши и так наизнанку выворачиваются, чтобы пропустить свое чадо через этот чудо-тест. Именно в диалоге с обществом и надо бы определиться: стоит ли нам всю дорогу наступать на те же грабли, исполняя, как сказал сатирик, зажигательный национальный танец на граблях?

И потом: мы ведь большие мастера имитации, тут нам нет равных. В 2009-м ввели ЕГЭ в штатный режим и вот, спустя четыре года, смотри ж ты, к нему приспособились. ФЦТ зашкалило от невиданного прилива стобалльных работ – очередной мировой рекорд можно фиксировать. Как же остановить этот мутный поток фальсификаций? Увы, об этом в своей речи перед прессой г-н Никонов даже вскользь не упоминает. Странно, ведь именно этот вопрос больше всего волнует уже просто перегретое от череды летних скандалов общество.

И наконец об основном противоречии нашей политики реформ. Мы затевали их, чтобы повысить популярность вуза? Или, наоборот, стремились социальный статус средней школы приподнять на новый уровень? Тут у нас явная путаница. В результате дети, которые в вуз не собираются, снова никого в этой стране не интересуют. Будущие работники сферы обслуживания, те самые квалифицированные рабочие, из-за фатального отсутствия которых бизнес сегодня воем воет – где они, эти ученики, в наших национальных стратегиях и повестках дня? Мы предали их забвению, и это системная ошибка. Именно в отношении к ним, будущему ядру народа, и проявляется истинная чистота и благородство политических намерений наших образовательных стратегов.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив