RSS Feed

Очень личный аттестат

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   14.06.2013  14:32

Уже со следующего лета каждый российский абитуриент сможет представить в приемную комиссию кроме сертификата ЕГЭ сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых будут теперь учитываться при зачислении в вуз. Эта юридическая норма зафиксирована частью 7 статьи 69 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Представляя на днях проект новой, существенно дополненной системы аттестации школьных выпускников, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подчеркнул, что, хотя новые правила начнут действовать в 2014 году, сформулировать их необходимо до сентября, когда, собственно, и вступает в силу ФЗ № 273.

dnevka

Копи портфолио, школяр!

О грядущей реформе Единого госэкзамена министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов впервые сказал еще в марте текущего года, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Тот факт, что два последних года обучения превратились для наших старшеклассников в своего рода предуниверситарий, отнюдь не является гостайной. По словам Ливанова, дети все чаще стали обходить своим вниманием науки, по которым они экзамен не сдают. «ЕГЭ стал единственным фактором доступа к бесплатному высшему образованию. И это серьёзно деформирует и сам единый экзамен, и образование в старших классах школ. Меня это серьёзно беспокоит», – заявил министр.

И, не ограничиваясь констатацией фактов, перешел к конструктиву. Школьникам, убежден министр, нужен некий дополнительный стимул, бонус, обеспечивающий им преимущество в споре за бесплатное благо высшего образования. Одним из таких импульсов мог бы стать хорошо забытый среднеарифметический балл по аттестату.

Другим поводом для поощрения «кандидатов в студенты» должны, по идее, стать их внеучебные успехи – в музыкальных, спортивных, научных и шире – мультипредметных областях.

Ближе к концу учебного года (обратим внимание: еще до серии скандалов из-за утечки материалов ЕГЭ и последовавшего обещания Путина «вернуться к этой ситуации») министр подтвердил свою приверженность идее обновления ЕГЭ. Эта работа, по словам Ливанова, должна начаться уже этим летом, чтобы на следующий год все подтвержденные победы абитуриентов за рамками учебных дисциплин могли учитываться «через портфолио школьника, по которому также будет рассчитываться средний балл, который приплюсуют к баллам по ЕГЭ».

Как же будет работать новая схема? Окончательный вид проект этого документа приобретет лишь после августовских педсоветов, где, как предполагают на Тверской, новые «правила игры» для абитуриентов-2014 станут одним из самых бурно обсуждаемых вопросов. Тем не менее, основные положения проекта, предварительно одобренные руководством ведомства, выглядят, со слов заместителя министра Игоря Реморенко, следующим образом.

Средний балл: индикатор качества или рычаг давления на школу?

Прежде всего, авторы новой модели зафиксировали максимальный итоговый результат, который можно набрать по итогам ЕГЭ, равный тремстам баллов. «Стоимость» средней арифметической оценки по школьному аттестату будет, очевидно, колебаться в пределах пяти баллов. Вес же пакета индивидуальных достижений поступающего эксперты – разработчики проекта ориентировочно оценивают в 10-15 баллов. Предлагается (в качестве варианта для обсуждения) начислять по 2 балла за каждое подтвержденное место призера и по 4 балла – за каждую победу в творческом конкурсе (соревновании).

Впрочем, реформаторы не сбрасывают со счетов и другой принцип оценки, практикуемый в некоторых вузах. Там учитывают не число побед (отраженных в количестве творческих работ, грамот, различных сертификатов), а каждый временной отрезок («год социальной активности», к примеру), в течение которого учащийся интенсивно проявлял себя в разного рода проектах, исследованиях, коллективных творческих делах (КТД), олимпиадах и т.д. С последующим присуждением от 1 до 2 «поощрительных» (бонусных) баллов, в зависимости от степени вовлеченности в проект.

Важный момент: фиксироваться все эти данные, вероятнее всего, будут в приложении к аттестату школьного выпускника.

В любом случае, как подчеркивают разработчики, «стоимость» портфолио не должна превышать 15 «бонусных» баллов или пяти процентов от общей суммы баллов за ЕГЭ. Именно такая небольшая пропорция величин, по утверждению замминистра Реморенко, исключит возможность коррупции при поступлении. То есть, проще говоря, убережет родителей от соблазна выразить учителю свою благодарность в обмен на хороший портфолио или отметку. Ибо известно: риск коррупции прямо зависит от «цены вопроса». «Если число баллов, присваиваемых за портфель индивидуальных достижений, изначально невелико, то и морочиться с подкупом преподавателей нет смысла», – полагают в Минобрнауки.

Другой крайне важный вопрос – об алгоритме подсчета проходного балла с учетом «личных заслуг» и «весовой категории» аттестата его обладателя. Здесь реформаторы к единой позиции пока не пришли. Рассматриваются четыре способа учета индивидуальных достижений абитуриента: учет по заранее установленному Минобрнауки РФ перечню «валидных» (наиболее авторитетных) олимпиад, состязаний, конкурсов, так сказать, облеченных особым доверием ведомства; фиксация индивидуальных достижений через добавление их итоговых значений к сумме баллов по ЕГЭ; учет при прочих равных; учет по усмотрению вуза.

Наконец, творческие достижения претендентов могут приниматься во внимание только и исключительно в неоднозначных ситуациях, когда, например, сразу много ребят набирают одинаковые баллы, и тогда к этим спорным баллам могут плюсоваться ещё и баллы за внеучебные успехи.

Представляя недавно в РИА «Новости» этот, прямо скажем, инновационный проект («в первом чтении»), замминистра Игорь Реморенко сообщил, что, хотя многие учебные заведения стихийно вводят у себя всевозможные способы и правила учета неформальных достижений обучающихся, тем не менее министерство, «собирая» новую модель, консультировалось в основном с ректорами столичных вузов. Свои предложения к проекту, снабженные математическими моделями и расчетами, в частности, подготовили ректор МГПУ Александр Кутузов и ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

Дословно

«Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона».

Из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», часть 7 статьи 69.

Будет ли прием и учет сведений об индивидуальных достижениях (ИД) обязательным для вузов? Ответ заложен в Законе: да, очевидно, уже с 1 сентября этого года приемные комиссии вузов будут обязаны учитывать ИД при зачислении ребят на бюджетные места своих учебных заведений. Иначе говоря, для вузов это императив, в то время как для граждан – право («поступающие вправе представить» сведения о своих ИД – именно так сказано в законе). Отсюда, между прочим, следует, что сдача норм ГТО, вернее всего, не будет обязательным требованием при поступлении в вуз (вопреки более ранним заявлениям на этот счет образовательного ведомства).

Кстати сказать, на прошлой неделе, совещаясь с ректорами госвузов, министр пообещал, что с 2013 года проверки на предмет исполнения последними правил приема будут «гораздо более масштабные», чем в предыдущие годы. За выявленные злоупотребления министерство станет жестко наказывать рублем – сокращать финансирование университету-нарушителю.

Первые отклики экспертов

Новая инициатива министра встретила неоднозначную оценку независимых экспертов – и в прессе, и на заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ на площадке РИА «Новости», где она была впервые обнародована в виде нормативного акта.

Так, например, Михаил Гельфанд, зам. директора Института проблем передачи информации и член Общественного совета при МОН РФ, не видит в новом регламенте проблем. Кроме одной: список соревнований, признаваемых Минобрнауки в качестве зачета в портфель ИД выпускника, «должен быть исчерпывающим, публиковаться ежегодно и сильно заранее».

С коллегой, в общем, согласен и Сергей Рукшин, доцент РГПУ им. Герцена. Известный педагог приветствует возвращение среднего балла по аттестату. Ценность обычных, забытых из-за появления ЕГЭ уроков может быть вновь восстановлена в старших классах, «причем с повышающим коэффициентом», – считает Рукшин.

«Нет спора, тут есть рациональные зерна, но есть и опасности, о которых не следует забывать. Мы на это уже нарывались во времена СССР. Прессинг со стороны родителей на педагогов был ужасный. Позже, когда итоговые испытания перекочевали из классов в независимые центры тестирования, давление на школу прекратилось. Многие вздохнули с облегчением. Реанимация среднего балла в формате портфолио может все это возродить», – предостерегает Евгений Ямбург, директор столичного Центра образования № 109. Еще в восьмидесятых годах Евгений Александрович (кстати, школьный директор с 37-летним стажем!) опубликовал в «Правде» резкую статью «Что за средним баллом?». После чего пресловутый балл вскоре отменили. Учитель в тревоге: не повторится ли давняя история сегодня, спустя четверть века?

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив