RSS Feed

Новые форматы организации образовательного процесса

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Кондаков   17.06.2013  13:11

Развитие общества, в том числе и системы образования, сегодня во многом определяется технологическим и информационным прорывом последних 10-15 лет.

amkondakov О том, какие изменения в организации учебного процесса должны сопровождать этот прорыв, рассказывает член-корреспондент РАО, президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Воздействие информатизации на систему образования можно сравнить с тем, что произошло пять веков назад, когда появился печатный станок Гуттенберга, потом светская массовая книга, учебник и, как следствие, классно-урочная система Яна Амоса Коменского. Сегодня мы являемся свидетелями революции в образовании, сравнимой с той, что произошла с появлением печатной книги.

Кардинально меняется парадигма образования. От «запаса знаний» мы продвигаемся к реализации идеи формирования ключевых компетенций, которые позволяют реализовать модель непрерывного обновления знаний, что необходимо для успешной реализации профессиональной и личностной траектории развития.

В связи с этим важно понять, какая форма организации учебного процесса имеет наибольший потенциал. К сожалению, соответствующих исследований в России пока очень мало. Нет понимания того, что такое цифровая дидактика, как чтение с электронных ридеров и планшетов влияет на результаты образования.

Актуальность подобных исследований очевидна: сегодня важно понять, как меняется нервно-психическая деятельность человека в ситуации всесторонней информатизации жизни. Пока российские специалисты используют в основном результаты зарубежных исследований в области нейробиологии. Эти исследования подтвердили, что форма смешанного обучения, особенно модель «перевёрнутый класс», полностью отвечает тем особенностям работы мозга, которые характеризуют развитие современного ребёнка.

Сегодня технологии во многом определяют то, как мы учимся, работаем, общаемся и живём. Новые форматы организации образовательного процесса, смещение акцентов в сторону использования моделей смешанного и электронного обучения позволяют реализовать актуальную задачу — активизировать роль ученика в процессе обучения. Здесь нет недооценки роли педагога. Безусловно, ключевой элемент любой образовательной системы — это учитель, но в данном случае он из транслятора знаний превращается в модератора, навигатора, тренера.

Технология смешанного обучения сегодня отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам обучающихся, широкое сотрудничество учащихся в рамках сетевого взаимодействия для решения конкретных практических задач.

Главная сложность на этом пути — система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Вторая проблема — недостаток психолого-педагогических и иных исследований в этой области. Третья — всё ещё недостаточная подключённость к Интернету образовательных организаций.

Успешность любой страны зависит от уровня развития системы образования. Страна, вкладывающая в человеческий капитал, имеет шанс стать лидером в развитии экономики и социальной сферы, иметь крепкие политические позиции. Напомню, что в основе китайского чуда лежит прежде всего реформа дошкольного и школьного образования. Сейчас в России создаются предпосылки для обеспечения всем равных возможностей получения качественного образования: усилено финансирование, внедряются новые образовательные стандарты, принят прогрессивный закон. Уверен, смешанное обучение — один из позитивных факторов, который даёт уникальные возможности для развития системы и выравнивания возможностей доступа к качественному образованию.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив