RSS Feed

История без разночтений

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   11.06.2013  16:29

Проект концепции единого школьного курса истории России будет вот-вот «вывешен» на общественное обсуждение

Уже в декабре этого года (а не в феврале следующего, как предполагалось ранее) Президенту РФ будет представлена новая концепция школьного исторического образования. Первый проект документа, созданный по поручению Владимира Путина, будет обсуждаться в следующий понедельник на заседании рабочей группы Российского исторического общества (РИО).
А в минувшую пятницу представители Российского исторического общества собрались на пресс-конференцию на площадке РИА «Новости», приуроченную к годовщине воссоздания этой весьма авторитетной и влиятельной общественной организации с глубокими историческими корнями.

ria_istoriki

Два поручения от Президента

Действительно: воссозданное ровно год назад, 20 июня 2012 года, бывшее «Русское императорское историческое общество» (1866 –1917), внесшее огромный и незаслуженно забытый вклад в развитие национального исторического просвещения, не успев отметить первый день рождения, оказалось в центре многих ярких культурных событий, социально значимых проектов. Председателем РИО является спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин, сопредседателями – академики Анатолий Деревянко, Анатолий Торкунов и Александр Чубарьян.

– У нас есть два поручения, и оба – от Президента страны, – сообщил журналистам ответственный секретарь общества Андрей Петров. – Прежде всего: к 1 декабря этого года представить концепцию единого курса исторического образования для школы – притом, уже доработанную с учетом замечаний и предложений россиян. Второе: до 1 ноября с.г. совместно с Минобрнауки и РАН разработать предложения по единому учебнику истории. Соответственно, под эти сроки сформирована и дорожная карта, в рамках которой продвигается работа над проектом «Новое историческое образование для школы России». Согласно этой карте, после заседания рабочей группы РИО 17 июня, где стартовый вариант концепции будет рассмотрен специалистами, он должен быть незамедлительно вывешен на сайтах Минобрнауки и РИО (а возможно, и Академии наук) для общественного обсуждения.

По словам А. Петрова, в работу над созданием концепции вовлечены Ассоциация  учителей истории, преподаватели вузов из регионов. Свои предложения по концепции готовят два НИИ большой академии – Институт российской истории и Институт всеобщей истории, исторические факультеты МГУ и ВШЭ, РГГУ. В то же время вопросами организационно-финансового обеспечения проекта занимается ведомство Дмитрия Ливанова. Под руководством замминистра образования, статс-секретаря Натальи Третьяк в Минобрнауки готовят так называемую дорожную карту.

Рабочую группу по подготовке концепции возглавляет спикер Госдумы и глава РИО Сергей Нарышкин, его заместители – министр образования и науки Дмитрий Ливанов и министр культуры Владимир Мединский. Научный руководитель группы – директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

О структуре «исторической концепции»

Комментируя структуру того документа, который вот-вот станет предметом национальной дискуссии, наши собеседники – ученые РАН – практически в унисон предполагали, что она будет включать по крайней мере два элемента. Первый – перечень базовых дат, фактов, событий, персонажей и понятий, который, по идее, должен стать обязательным для всех учебников. Второй компонент концепции, скорее всего, отразит самые болевые, все еще не решенные проблемы исторической науки, которые представляют определённую трудность и для преподавания в школе. К примеру, так называемая норманнская теория происхождения древнерусского государства; история Великой Отечественной войны; двадцатилетие постсоветских реформ.

По мнению ученых, «истинное, живое и доброкачественное многообразие и вариативность школьных учебников невозможны вне этих двух составляющих единого исторического языка или, если угодно, вне стандарта, задаваемого одноименной концепцией».

Впрочем, Россия тут не исключение. Взяв в руки наш отечественный ФГОС второго поколения для основной общеобразовательной школы («Просвещение», 2010 г.), директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН академик Валерий Тишков отметил, что понятия, близкие нашему стандарту, применяются и в соседних странах. Так, в Нидерландах, где проходил последний Всемирный конгресс историков, недавно был принят «Закон об историческом каноне». Последний предполагает, что основные события, оценки, личности должны в обязательном порядке присутствовать в школьной версии истории. Скандинавский стандарт прописывает также и предполагаемые результаты школьного обучения истории.  «По существу, этот канон отвечает на вопрос: как на историческом материале воспитать ответственного гражданина?» – отметил Валерий Тишков.

– Означает ли вышесказанное, что мы по-прежнему ставим задачу создания единого учебника по истории? Или новый стандарт исключает работу над ним? – поинтересовались в свою очередь журналисты.

– История в российской школе должна преподаваться не по единому для всех учебнику, но по единому стандарту, исходя из единого свода «дидактических единиц», обязательного для овладения каждым выпускником, – подчеркнул, взяв микрофон, ответственный секретарь РИО Андрей Петров. В то же время Андрей Евгеньевич добавил, что не исключает возможности того, что вскоре после утверждения Президентом новой концепции, «РАН или Российское историческое общество объявит конкурс на лучший учебник истории России, авторы которого, само собой, будут опираться на нашу новую концепцию».

«Единая история»: к истории вопроса
Напомним: с идеей создать единый учебник по истории России, в котором не будет противоречий, выступил в феврале 2013 года Владимир Путин. По его мнению, одна из задач книги – показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур». Два месяца спустя, во время «Прямой линии» президент России вновь вернулся к болевой проблеме. «В прошлом году у нас был 41 вариант учебников для 10-х классов, а сейчас уже 65. Разве это нормально?», – возмутился глава государства, отвечая на вопрос учителя истории московской гимназии № 1505 Антона Молева.

Противостояние властных ветвей: XX век и современность

И еще один важный сюжет из прошедшей в РИА «Новости» пресс-конференции. Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества, посвятил журналистов в ближайшие планы общества. Вернее, в самые любопытные из предстоящих событий.

«Одна из приоритетных тем для нас в этом году – юбилей российского парламентаризма: 20-летие Конституции РФ и современного парламента. В этой связи у нас проходит целая серия мероприятий. Вот, например, конкурс исследований среди молодых ученых, где первую премию получил действительно молодой и очень талантливый доцент РГГУ Кирилл Соловьев. «Взаимодействие парламента и исполнительной власти» – так называется его научный труд, выполненный на материалах работы четырех дореволюционных Дум.

Еще один проект связан с изданием избранных выступлений депутатов Госдумы всех созывов, начиная с 1906 и вплоть до 2012 года. По поводу этой книги уже высказались многие, притом весьма ревниво. Что вполне понятно. Нам ведь тоже было нелегко в условиях острого противостояния политических партий договориться по поводу того, какие речи отобрать в будущий книжный том. К счастью, наш выбор поддержали представители всех фракций. 11 июня в Малом зале Думы будет проходить презентация сборника».

Кроме того, в этом году отмечается 1150-летие Смоленска, а в следующем – столетие начала Первой мировой войны. Оба события Российское историческое общество планирует отметить презентацией новых археологических находок и необычными «цифровыми» проектами.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив