RSS Feed

«Коллективное мнение – всегда более грамотное»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   24.05.2013  15:33

Общественные ассоциации учителей действуют не только на федеральном уровне, но и в регионах. В Москве за последние два года были созданы ассоциации учителей основных школьных предметов, а недавно — еще и единая ассоциация педагогов.

Морозова Екатерина Павловна О том, чем занимаются учителя, объединившись в ассоциации, рассказывает учитель английского и французского языков школы № 19 Екатерина Морозова, возглавляющая одновременно Ассоциацию учителей иностранных языков города Москвы и Единую независимую ассоциацию педагогов города Москвы.

— Екатерина Павловна, начнем с Ассоциации учителей иностранных языков. Как она создавалась? Кто был инициатором?

Предметные ассоциации педагогов появились в Москве в 2011 году  есть ассоциации словесников, математиков, библиотекарей и другие. Инициатива их создания исходила от Департамента образования Москвы и Московского института открытого образования. Ассоциация учителей иностранных языков начала работать в сентябре 2011 года.

К работе по созданию ассоциации были привлечены активные школы, которые хорошо себя зарекомендовали в преподавании иностранных языков. Школа № 19 имени В.Г. Белинского одна из них: она является ресурсным центром по иностранным языкам, сотрудничает с Кафедрой иностранных языков МИОО, проводит мастер-классы для учителей других школ, принимала участие в проекте Британского совета Connecting Classrooms, объединяющего школьников из разных стран.

— Зачем, на Ваш взгляд, нужны учительские ассоциации на уровне города? И какие задачи решает Ассоциация учителей иностранных языков?

Ассоциации учителей это профессиональные сообщества. Учителя сегодня зачастую теряются в обилии методик и литературы, у многих из них ограничены или вообще отсутствуют возможности профессионального общения за рамками своей школы. А это общение очень важно: есть потребность обсудить проблемы, которые возникают на работе, узнать, как работают учителя тех же предметов в других школах. То есть ключевая задача профессиональных ассоциаций расширять возможности общения в профессиональной среде.

Мы работаем на общественных началах. Проводим конференции, конкурсы, мастер-классы. Участники наших мероприятий не только учителя, но и дети. Например, в апреле состоялся театральный конкурс 20 площадок по Москве, более 100 детских театральных коллективов, выступавших на четырех языках, итоги подводились в Доме учителя, где победители еще раз показывали свои спектакли. У ассоциации налажены отношения с университетами, с издательствами, мы организуем встречи с известными методистами, авторами учебников как российскими, так и зарубежными.

От имени ассоциации осуществляется экспертиза контрольно-измерительных материалов, контроля заданий мониторингов, которые попадают в московские школы. Наша задача – подобрать грамотную команду экспертов.

Еще одна функция – оценка деятельности и конкретных работ учителей, которые участвуют в профессиональных конкурсах. Например, недавно наши эксперты оценивали портфолио участников московского этапа конкурса «Учитель года» и претендентов на получение грантов нацпроекта «Образование». Чтобы претендовать на грант, учитель должен иметь заключение общественной организации педагогов.

Также мы помогаем учителям в подготовке документов для прохождения аттестации – это болезненный вопрос для каждого педагога. Важно отметить, что сертификаты, которые получают участники наших мероприятий, можно включать в комплект документов при аттестации на квалификационную категорию.

Ассоциация может выполнять функцию коллективного консультанта при органах власти. Мы знаем проблемы учителей иностранных языков, что называется, не понаслышке, готовы предлагать варианты их решения.

— Кто входит в Ассоциацию учителей иностранных языков? Все московские учителя этого предмета или только те, кто считается лидерами сообщества?

Каждый московский учитель иностранного языка может вступить в ассоциацию для этого достаточно заполнить регистрационную форму на нашем сайте. Сейчас в нашей базе данных более 1,5 тыс. учителей, а всего в Москве иностранные языки преподают порядка 11 тыс. человек.

В ассоциации есть Координационный совет, в который входят 15 человек, в том числе директора школ и практикующие учителя. Научный руководитель ассоциации Каринэ Степановна Махмурян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков МИОО.

— Кто финансирует ассоциацию? Есть ли членские взносы?

Членство в Ассоциации учителей иностранных языков пока бесплатное, хотя, например, у словесников уже введен символический членский взнос 700 рублей в год. Мы тоже об этом задумываемся все-таки членские взносы необходимы, поскольку ассоциации независимые, никем не финансируются, а деньги нужны хотя бы для того, чтобы печатать сертификаты. Финансирования как такового у нас нет, есть только спонсорская помощь, когда какие-то организации например, издательство «Просвещение» дарят подарки победителям наших конкурсов, и поддержка со стороны Департамента образования, образовательных учреждений, которые предоставляют помещения для наших мероприятий.

— В Москве проходит реформа методической службы. Какая роль в этих условиях отводится предметным ассоциациям?

Методические центры, за исключением Городского методического центра, постепенно закрываются должность предметного методиста в Москве становится анахронизмом. И с теми вопросами, с которыми учителя раньше шли к методистам, от введения ФГОС до нового закона «Об образовании в РФ» они могут обращаться к нам. Мы готовы на них ответить.

Сегодня вопрос методической поддержки и вообще сопровождения учителя должен рассматриваться иначе. Учитель может взять методическую информацию где угодно, методист уже не является для него единственным источником. Поэтому методическая служба как таковая уходит в прошлое один-два предметных методиста на административный округ уже не могут выполнять те функции, что в прежние времена. Но учителям по-прежнему нужна содержательная поддержка и, главное, живое общение друг с другом: я работаю так, а как работаешь ты? Таким образом создается новый формат взаимоотношений в профессиональном сообществе. Роль организатора этих взаимоотношений берут на себя такие ассоциации, как наша.

Но перспективы развития ассоциаций, очевидно, будут связаны не только с обменом опытом и методической поддержкой, но и с самыми разными аспектами жизни учителя в школе например, вопросами трудовых отношений. Учитель ведь не может, да и зачастую не хочет по всем вопросам обращаться в администрацию своей школы, и ему интересно, что делает учитель того же предмета в другой школе, что от него требует администрация.

— Как вы могли бы охарактеризовать сообщество учителей иностранных языков в Москве? В какой мере люди готовы развиваться, перенимать интересный опыт, вообще работать над собой?

Все зависит от конкретного человека. Среди наших коллег очень много талантливых людей, настоящих профессионалов, но есть и такие, кто приходит на наши мероприятия только для того, чтобы получить сертификат, а кто выступает, о чем говорит им неинтересно. Очевидно, в дальнейшем наши сертификаты смогут получать только те, кто освоил соответствующий курс в МИОО.

— Был период, когда учителя иностранных языков зарабатывали значительно больше остальных учителей-предметников, и в последние годы эта разница была нивелирована, хотя при сохранении нагрузки зарплата ни у кого не снизилась. Как сейчас обстоят дела с зарплатой у ваших коллег? Можно ли назвать ее уровень достойным?

Вопрос о сохранении повышенной зарплаты учителей иностранных языков, наверное, был более актуален два года назад, когда в Москве вводилось нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Тогда учителя иностранных языков спрашивали, действительно ли у них не снизится зарплата при сохранении нагрузки, как будет осуществляться стимулирование, сколько составят доплаты за результативность.

Сейчас учителям Москвы ответы на эти вопросы известны они понимают, что главная цель изменения экономических механизмов сводится к повышению качества. Каждая школа финансируется в зависимости от количества учеников, норматив един для всех, а вот зарплата зависит не только от нагрузки и квалификации, но и от результатов. Любой учитель работает в меру сил и способностей, и если учитель русского языка готовит 100-балльников ЕГЭ и победителей олимпиад, почему у него зарплата должна быть ниже, чем у учителя английского языка?

Вряд ли найдется такой учитель, да и любой другой человек, который скажет, что зарплатой доволен и не хочет, чтобы она стала больше. И возможности для ее повышения есть: чем лучше результаты, тем выше зарплата.

— Теперь несколько слов о Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Что это за организация? Как она была создана?

На московском августовском педагогическом форуме 2012 года, который проходил в Доме учителя, обсуждался вопрос о дальнейшем развитии педагогических ассоциаций. В Москве есть 20 предметных ассоциаций, одни работают более активно, другие менее, и нужна организация, которая бы всех их объединила. Все участники форума поддержали идею создания такой организации, в ноябре был принят ее устав, зарегистрировано юридическое лицо, в Координационный совет Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы (ЕНАП) вошли председатели всех предметных ассоциаций.

26 декабря на совещании в Департаменте образования члены Координационного совета избрали меня ее председателем. То есть буквально накануне нового года я получила пакет документов и занялась еще и этой работой. А официальным днем рождения ЕНАП считается 21 февраля 2013 года, когда новая ассоциация была представлена на селекторе Департамента образования Москвы. Фактический адрес ЕНАП это Дом учителя на Пушечной улице, где собираются все ассоциации и где проходят наши крупные мероприятия.

— О каких результатах работы ЕНАП можно говорить уже сегодня? Что планируется на перспективу?

Фактически мы только приступили к работе, поэтому подводить итоги рано. Могу сказать, что от имени учителей Москвы ЕНАП вносила свои предложения в проект закона «Об образовании города Москвы», в проект московского стандарта педагогической деятельности.

Одним из мероприятий, которое было организовано ЕНАП, стал «Фестиваль методических чтений», который прошел в Москве 15-16 марта. В нем приняли участие около 500 человек, члены всех предметных ассоциаций, особенно активны были ассоциации словесников, учителей начальных классов, информатики, иностранных языков, географии, причем к нам приехали учителя не только из Москвы, но и из других годов (Казань, Санкт-Петербург, Рыбинск). Первый день прошёл в Центре образования «Марьино», темой было внедрение ФГОС в начальной школе, второй день в Доме учителя, где было проведено более 100 мастер-классов учителей разных предметов. Параллельно с фестивалем проводился конкурс на лучший личный сайт учителя. Эксперты просмотрели большое количество сайтов учителей, победители были награждены грамотами ЕНАП и подарками. По итогам Фестиваля методических чтений в издательстве «Школьная книга» выходит первый сборник ЕНАП статьи учителей, дававших мастер-классы.

В этом году ЕНАП будет отвечать за проведение единого августовского педагогического форума, о его формате мы сейчас думаем. Нас особенно беспокоит, что Дом учителя закрывается на ремонт, так что вопрос, где мы сможем проводить наши мероприятия, остается открытым. Конечно, можно собираться и в школах, многие директора нам рады, но Дом учителя это действительно наш дом, очень красивое здание, там прекрасный зал. Как долго будут его ремонтировать, в каком здании учителя будут собираться, мы пока не знаем.

— Зачем все-таки нужна единая ассоциация, если есть предметные ассоциации учителей?

У педагогического сообщества Москвы должно быть сформировано единое, коллективное видение проблем, которые стоят перед столичным образованием, а оно всегда более грамотное, чем личное, индивидуальное. Так что если ассоциации, объединяющей всех учителей Москвы, удастся сформировать такое коллективное видение, то Департамент образования Москвы, которому необходима экспертная оценка по тем или иным вопросам, сможет обращаться не только к научному сообществу педагогическим вузам или МИОО, но и через ЕНАП к учителям-практикам.

— Как получилось, что Вы возглавили сразу две ассоциации? Был ли у вас опыт административной работы?

Нет, такого опыта не было. Я работаю учителем английского и французского языков, но всегда хотела заниматься общественной работой, потому что мне небезразлично то, что меня окружает. Я окончила Московский государственный лингвистический университет  специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а потом совместную программу МГУ и Сорбонны по международному праву. Недавно окончила еще и программу МИОО «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», сейчас пишу диссертацию, посвященную профессии тьютора, планирую ее защищать в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Мне нравится работа учителя, и бросать ее я не собираюсь.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив