RSS Feed

Дмитрий Иванов: «Мы будем меняться»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Дмитрий Иванов   30.04.2013  11:20
Дмитрий Николаевич Иванов О перспективах учебного книгоиздания рассказывает Председатель Совета директоров издательства «Просвещение», член Совета директоров и Генеральный директор ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Николаевич Иванов.

Само слово «Просвещение» — от слова «свет», а света много не бывает. Особенно сегодня, когда общим местом стали разговоры о книжном кризисе и тотальной девальвации знания: мол, извозчик, простите, интернет-поисковик, и без знания географии довезёт куда угодно, а букв в книгах слишком уж много, и проглотить молодой ум их не в состоянии. Впрочем, присутствует в прессе и тезис полярно противоположный: какие бы пертурбации ни сотрясали книжный рынок, «обучалка» всегда останется тихой гаванью, так что незачем паниковать, бюджет-кормилец вынесет.

Но вы уж позвольте мне от обоих этих постулатов равноудалиться с максимальной поспешностью.

Тезис первый: да, книжный рынок уже который год не выходит из пике, тиражи книг упали за последние годы почти в 10 раз. И образовательная литература, увы, не исключение, просто скорость свободного падения, вопреки законам физики, в нашей сфере чуть ниже.

Но вот девальвация знания, если и происходит, то лишь в головах журналистов: на деле же, напротив, ценность этого товара в мире возрастает стремительно, несмотря на любые электронно-виртуальные джунгли. Особенно показательна Азия: на книжных ярмарках в Пекине, Сеуле, Бангкоке доминирует образовательная тематика, да и среди посетителей, в отличие от Европы, преобладает молодёжь. А родители пачками скупают книги с завлекающими лейблами Mozart Effect или Boost Your IQ, вкладываясь в развитие и будущую карьеру своего чада.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток» — всё это справедливо, но лучшее из азиатского опыта не грех и позаимствовать. Яркие цвета обложек, «вкусную» вёрстку и живой язык: тамошние книги гораздо ближе к читателям, чем наши (хотя сама аудитория в массе своей куда дальше от книги, чем население некогда «самой читающей страны» на планете). Этим мы, безусловно, будем заниматься, и сегодняшние учебники уже серьёзно отличаются от тех, по которым учились ещё несколько лет назад.

Значит ли это, что достаточно сделать книгу ярче и проще, взяв курс на Восток? И тут мы плавно переходим к тезису второму: да, ценность знания по-прежнему велика, только само представление о сути знания существенно изменилось. А значит, выехать на старых разработках (что в дизайне, что в методике подачи) уже не получится, и надежду отсидеться на закромах лучше оставить раз и навсегда.

Мы будем меняться. Обязаны меняться — хотя бы для того, чтобы наша аудитория не отвернулась от книги окончательно, уткнувшись в айпады. Мы должны вновь сделать учебник ярким, увлекательным, нескучным. Да, по полноте охвата информации никакой учебник не может сравниться с Википедией, но у него нынче другая задача. Интернет отлично справляется с ролью информационной копилки, но оценивать, искать и обрабатывать информацию по-прежнему должен сам человек. И именно на этом, на мой взгляд, и стоит сегодня делать акцент в обучении: способность отделять зёрна от плевел, ценную информацию — от мусора, спекуляции — от фактов. Учебник сегодня — это скорее компас, навигатор, тренажёр для развития собственного критического мышления. И эти перемены идут уже давно — посмотрите, сколько в современных учебниках вопросов для самостоятельной проработки заданий, тестов!

Но нам предстоит сделать ещё больше, особенно в сфере новых технологий. Централизованное внедрение электронных учебников в школах отложено, но этот процесс уже давно идет «снизу», стихийным порядком: многие мои знакомые сами сканируют учебники и перекидывают их своим детям на планшеты. Долго, муторно, да и с точки зрения законодательства небезупречно. А самое главное — резко страдает качество, что не только осложняет восприятие текста и усвоение материала, но и на зрении сказывается не лучшим образом.

Электронное направление для нас — один из главных приоритетов. Но ведём мы эту работу не для того, чтобы противопоставить планшет книге, напротив, они должны стать друг другу помощниками, а не конкурентами. Перспектива издательства — построение единой образовательной системы на основе наших разработок, методик, интерактивных курсов. И это не прожекты в духе «Нью-Васюков», а то, что мы уже успешно делаем сегодня. Причём делаем с вашей помощью: в этом процессе для нас востребован и важен опыт каждого педагога, каждого работника сферы образования и, разумеется, самих учеников, что до недавнего времени представлялось и вовсе нонсенсом.

Нам многое предстоит изменить, а ещё больше создать. Не надо бояться перемен, тем более что они нам вполне по силам. Хотя, конечно же, «Просвещение» существует не в вакууме, и наша продукция должна соответствовать требованиям сложившейся образовательной системы. Но в то же время кто лучше нас знает все её сильные и слабые стороны, чей опыт может помочь изменить ситуацию к лучшему? Пора привыкнуть к мысли, что мы — не пассивные исполнители, что мы можем менять ситуацию к лучшему. Не надо ждать заказа, надо самим искать и предлагать новые формы и новое содержание, сохраняя при этом лучшее из старых находок. Грубо говоря, мы не должны — да это и невозможно — переписывать «Историю» Карамзина. Но сделать её доступной, понятной и интересной для школьников — наша обязанность. Именно такой работы от нас ждут все: и учителя, и государственные структуры.

И главное — сами ученики.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив