RSS Feed

Экспертиза учебников 2012: опыт, результаты, комментарии

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Ирина Лаврухина   01.02.2013  11:37


О подготовке к введению стандарта основной школы и о новых учебных продуктах издательства «Просвещение» рассказывает заместитель главного редактора издательства Ольга Котляр.

— Ольга, как, по вашей оценке, прошла экспертиза учебников в 2012 году? Какие она дала результаты для издательства «Просвещение»?
— Результатом экспертизы 2012 года для издательства стало пополнение Федеральных перечней 54 учебниками, составляющими основу линий УМК для начальной, основной и старшей школы. Все представленные нами на экспертизу учебники получили положительные заключения. Охарактеризовать этот процесс в минувшем году можно как относительно спокойный, так как массовой переработки и разработки новых учебников мы не проводили.

— Учебные издательства активно готовятся к введению стандарта основной школы. Что сделано в «Просвещении»? Насколько глубоко удалось переработать уже существующие учебники?
— Издательство предлагает учителю основной школы учебники для преподавания практически всех предметов учебного плана. Для большинства из них существует альтернатива выбора из 2 − 3 линий, кроме того, мы представляем учебники для изучения некоторых предметов на углубленном уровне и линии для изучения второго иностранного языка с 5 класса. Год назад − это была новая линия по немецкому языку «Горизонты», сейчас к ней добавилась любимая преподавателями французского языка «Синяя птица» для изучения французского как второго языка. Глубина переработки линий определяется многими факторами и зависит от того, изменилось ли место предмета в учебном плане, был ли изначально в учебнике предусмотрен методический аппарат, насколько конъюнктурен изучаемый предмет. Но совершенно точно можно сказать, что ни один из переработанных учебников издательства, переданных на экспертизу соответствия требованиям ФГОС, не является клоном учебника, соответствующего ФК ГОС 2004 года.

— Какие новые продукты предлагает школам «Просвещение»? Расскажите, пожалуйста, о самых интересных.
— Среди новинок перечня этого года можно выделить несколько новых линий. Для начальной школы – это ожидаемая учителями «Школы России» «Технология» для 1 – 4 классов авторов Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой. На страницах сайта www.1-4.prosv.ru уже размещен анонс этой линии. Кроме того, мы предлагаем альтернативу для нашей линии по «Основам религиозных культур и светской этики», состоящую из трех, наиболее массово изучаемых модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». В ближайшее время мы проведём авторские вебинары c представителями каждого из трех авторских коллективов. В основной школе – переработанные линии «Французский как второй язык «Синяя птица», среди допущенных для углублённого изучения в 8 − 9 классах предлагаем линии по алгебре и геометрии. Серия «Сферы» пополнилась завершенной линией по всеобщей истории, разработка которой велась под редакцией ведущих специалистов МГИМО и МГУ В.И. Уколовой и Л.C. Белоусова. В допущенных – начало линейки по обществознанию, осенью выйдет в свет УМК по обществознанию для 5 класса А.Н. Иоффе.

— Если бы вам предложили привести три аргумента, почему, переходя на новый стандарт, учитель должен выбрать именно УМК «Просвещения», что бы вы предложили?
— Пожалуй, первый аргумент − это уходящие в начало прошлого века традиции «Просвещения», опытнейший коллектив, который очень серьезно относится к выпускаемому продукту. Задачу переработки и разработки современных УМК более двухсот редакторов издательства в тесном сотрудничестве с авторскими коллективами и под научным руководством членов-корреспондентов РАО, докторов наук А.М. Кондакова и В.П. Дронова выполняли и выполняют ежедневно на протяжении последних пяти лет.

Второй – разумный синтез традиций и инноваций, которые являются предметом нашего постоянного мониторинга, происходящего в российской и мировой образовательной сфере, в мире инноваций технологических, и их воздействие на образовательный процесс и его непосредственных участников.

Третье – мы постоянно учимся. В издательстве функционирует мощный научно-образовательный центр, сотрудники которого являются уникальными специалистами в таких областях как мониторинг достижений образовательных результатов, формирование универсальных учебных действий и пр. Без глубокого изучения тем, лежащих в основе идеологии ФГОС, невозможно создать отвечающий его требованиям продукт. Мы обучаем своих сотрудников и учителей, методистов по всей стране, разрабатываем инструментарий для учителя в рамках серии «Работаем по новым стандартам». Зайдите на страницы вебинаров Галины Сергеевны Ковалевой, Ольги Борисовны Логиновой – и вы сами все поймете.

— Каковы планы издательства в связи с подготовкой введения стандарта старшей школы?
— В прошлом году принципиальной позицией издательства было не грифовать учебники для старшей школы. Данная часть ФГОС подразумевает наибольшее количество изменений. Это касается и образовательных задач старшей ступени, и содержания образования, и принципов формирования учебного плана, и, конечно, учебных пособий. Приказ был подписан в мае, и мы были уверены, что за месяц переработать, а тем более написать новые учебники невозможно. Сейчас издательство готовится к экспертизе и начнет представлять учебники для старшей школы на грифование в 2013 году.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив