RSS Feed

Елена Низиенко: «Механизм формирования федеральных перечней будет совершенствоваться»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   14.02.2013  13:04

Минобрнауки России утвердило федеральные перечни учебников на 2013/14 учебный год – учебники включались в перечни по результатам экспертизы РАН и РАО. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт возможность изменить порядок экспертизы. О том, почему это необходимо и на основании каких принципов федеральные перечни будут формироваться в дальнейшем, рассказывает директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.

– Елена Леонидовна, в федеральные перечни на этот раз было включено так много учебников, что депутат Госдумы Ирина Яровая даже предложила прокуратуре провести проверку: не приведёт ли такое многообразие к ухудшению качества образования? Чем обусловлена такая динамика?
– В последние годы количество учебников в федеральных перечнях постоянно увеличивается, и это закономерно, потому что школы постепенно переходят на новые стандарты. Под новые стандарты, естественно, нужны новые учебники, но сохраняются и старые. В этом году по новым стандартам начали работать третьи и пятые классы по мере готовности (то есть в отдельных школах), а первые и вторые классы перешли на них полностью.

В следующем учебном году по новым стандартам начнут работать четвёртые и шестые классы по мере готовности.
В федеральные перечни включено 489 новых учебников, в том числе 228 учебников для старшей школы, и более 50 учебников, содержание которых обеспечивает освоение образовательной программы в части учёта региональных и этнокультурных особенностей субъектов Федерации.

Так что увеличение количества учебников не должно вызывать особой тревоги. Хотя, конечно, перечни не могут быть чрезмерно раздутыми.

– В федеральных перечнях есть и учебники для классов, которые на стандарт пока не переходят. Зачем понадобилось включать в перечни учебники для старшей школы под новый стандарт, если по ним всё равно пока нельзя учиться?
– Действительно, эти учебники появились несвоевременно. И дело не только в графике перехода на новый стандарт тех или иных классов. Помимо стандарта, для написания учебника необходима примерная основная образовательная программа (ООП) и программа по предмету. Примерная ООП для старшей школы пока не разработана. Так что авторы учебников и издательства поторопились. Как поторопились и авторы программы по литературе, которая недавно была издана и вызвала много дискуссий.

Что касается включения этих учебников в федеральные перечни, то здесь министерство действовало в строгом соответствии с законом. Согласно действующему законодательству мы включаем в перечни учебники, получившие два положительных экспертных заключения – РАН и РАО. Издательства направили свои учебники на экспертизу, РАН и РАО дали положительные заключения – у нас нет оснований им отказать.

– Насколько строги эксперты РАН и РАО? В своё время обсуждался вопрос о том, что РАО слишком лояльно оценивает учебники, а РАН, напротив, слишком много отправляет на доработку, и это, кстати, приветствовалось.
– На этот раз 18 учебников получили отрицательную оценку по результатам педагогической экспертизы и 11 – по результатам научной экспертизы.

РАН и РАО проводят экспертизу по заказу издательств, а не министерства. Мы же полностью доверяем оценкам экспертных организаций, в уставе которых Правительством России закреплено право проведения экспертизы.

Хотя, конечно, мы принимаем только обоснованные заключения – не может быть такого, чтобы экспертная организация представила короткий отзыв «прошёл экспертизу» или «не прошёл экспертизу».

– В какой мере учебники, которые написаны под новый стандарт, действительно ему соответствуют? Согласитесь, довольно странно выглядит ситуация, когда в мае 2012 года утверждается стандарт старшей школы, а уже летом этого же года издательства подают на экспертизу учебники. Не­ужели за пару месяцев можно успеть их переработать?
– Решение о том, соответствует учебник новому стандарту или нет, принимает в значительной степени РАО, она берёт на себя эту ответственность. Но это в идеале. В реальной жизни мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что издательства что-то где­-то подработали в учебнике и сразу объявили, что это учебник под новый стандарт, он попадает в перечни. Но содержательно учебник фактически остался прежним. В таких ситуациях возникает вопрос о качестве экспертизы.

– Как избежать таких ситуаций? Означает ли это, что система экспертизы с привлечением РАН и РАО, которую с таким трудом разрабатывало и внедряло министерство Андрея Фурсенко, оказывается не вполне жизнеспособной?
– Нет, так сказать нельзя. По сравнению с той практикой грифования учебников, которая существовала раньше, экспертиза с привлечением экспертных организаций – значительный шаг вперёд. Но всё меняется, накоплен большой опыт проведения экспертизы, и сегодня понятно, например, что министерство должно иметь право исключения учебника из федеральных перечней. К сожалению, отсутствуют общие критерии, на основании которых проходит экспертиза. Почему учителя никак не принимают участие в экспертизе? Наконец, не секрет, что в РАН и в РАО работают очень многие авторы школьных учебников – возможен конфликт интересов.

Чтобы экспертиза проводилась более качественно, нужны новые подходы.

– Что конкретно нужно изменить? На основании каких норм законов и нормативных актов эти изменения могут быть проведены?
– Возможности для совершенствования экспертизы нам даёт новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас мы разрабатываем нормативную базу и, учитывая выявленные проблемы, будем вносить изменения в механизмы формирования федеральных перечней.

Во­первых, нет необходимости формировать федеральные перечни раз в год. С какой периодичностью это нужно делать – может быть, раз в три года или раз в пять лет, – ещё предстоит обсудить.

Во­вторых, необходимо отработать жёсткие критерии экспертизы, чтобы количество учебников действительно не увеличивалось радикально каждый год. Ранее у министерства не было права устанавливать такие критерии, теперь новый закон его нам предоставляет.

В¬третьих, нужно ввести правило «третьего ключа» – подключить к проведению экспертизы некую третью организацию. Пока трудно сказать, каков будет механизм привлечения этой организации – возможно, каждый раз перед формированием перечня она будет определяться на конкурсной основе. Может быть, мы обратимся к коллегам, которые участвуют в экспертизе наших документов, – таких экспертов у нас более 3 тысяч по всей стране, среди них есть учителя. Возможно, задействуем в этой работе ассоциацию учителей.

Новый закон предоставляет нам возможность исключать учебники из федеральных перечней – нужно прописать ситуации, в которых это право будет применяться.

Все эти меры будут закреплены в новом порядке утверждения федеральных перечней. Но главный принцип – предоставить школам, учителям выбор учебников – конечно, останется неизменным. Другой вопрос, что если учебников много, то все они действительно должны обеспечивать вариативность. Если мы включаем в федеральные перечни два учебника для одного класса по одному предмету, то должны быть уверены, что это два разных учебника, которые являются альтернативой друг другу, что там не одно и то же содержание под разными обложками.

– Каковы Ваши пожелания учителям, которые в этом году будут выбирать учебники из перечня? На что обратить внимание?
– Пожелания скорее уместны для школ в целом, т. е. для методического объединения учителей.

В федеральных перечнях учебники располагаются по ступеням обучения, по предметам, по завершённым предметным линиям учебников, для каждой ступени: сначала следуют учебники, содержание которых соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, а затем учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов, принятых в 2004 году.

Чтобы составить список учебников, по которым будет работать школа, надо, конечно, соблюдать преемственность – выбирать учебники, преемственные по отношению к тем, по которым учителя уже работали. В перечнях на 2013/14 учебный год преемственность сохранена, документ построен по тем же принципам.

Что касается учебников под новый стандарт, которые невозможно использовать в учебном процессе просто потому, что переход на новый стандарт в тех или иных классах ещё не начался, то учителям стоит с ними ознакомиться и, возможно, высказать своё мнение. Но в будущем в соответствии с новым порядком включать учебники под новый стандарт в федеральные перечни «заблаговременно» мы, конечно же, не будем.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив