RSS Feed

«Сказочная» школа сериала «После школы»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   27.12.2012  10:14


Премьера Первого канала — сериал «После школы» — никого не оставила равнодушным. Интернет пестрит отзывами, сравнениями и противопоставлениями нового проекта и сериала Валерии Гай-Германики «Школа». Авторы через СМИ отвечают на скептические отзывы зрителей рассуждениями о новаторской режиссуре, которая опережает своё время. Что же это за «фрукт», сериал «После школы», и с чем его нужно есть?

«После школы» — многосерийный телевизионный фильм, проект совместного производства компании Disney и Первого канала о современных подростках, их родителях и учителях. Каждая серия — это история из жизни одного из учеников. http://press.prosv.ru/wp-admin/profile.php

Авторы сценария — известные драматурги братья Олег и Владимир Пресняковы. Их спектакль МХТ имени Чехова «Конёк-горбунок» по пьесе авторов (соответственно, по мотивам сказки Петра Ершова) удостоен высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» и Национальной театральной премии «Золотая Маска». Нетеатралам имена этих драматургов могут быть знакомы по нашумевшему фильму Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», снятому по их одноименной пьесе.

Драматурги же выступили и режиссёрами, вместе с главным режиссёром Первого канала, лауреатом премии ТЭФИ Андреем Болтенко.

По словам Андрея Болтенко и генерального директора «Disney Россия» Марины Жигаловой-Озкан, этот проект задумывался как российский аналог популярного во всем мире американского проекта High School Musical, этакая русская версия, сильно приближенная к нашей реальности. Тогда, примерно четыре года назад, подумывали о полнометражном фильме, но в процессе работы всё менялось.

— Мы начали совместно с Андреем Болтенко искать сценарий, потому что идея нам была понятна, — рассказывает Марина Жигалова-Озкан в беседе на радио «Эхо Москвы». — Года полтора мы искали сценарий, читали, но то, что встречалось, было нечестным, оно не трогало…

— В какой-то момент у нас уже было даже несколько вариантов сценариев, каждый из них был по-своему хорош, но по большому счету они не подходили, — продолжает Андрей Болтенко. — Понятно, что запускаться в кино со сценарием, в который не веришь, страшно, и мы пришли к выводу, что нужно какое-то принципиально другое решение. В этот момент я попал в МХТ на спектакль «Конёк-Горбунок» и получил абсолютное наслаждение. Тогда я понял, что это именно те люди, с которыми мне хотелось бы на эту тему поговорить. Когда я им позвонил в первый раз, они были очень удивлены, долго переспрашивали, читал ли я что-то из их работ, потом решили подумать, посмотрели High School Musical и спустя неделю ответили, что возьмутся за эту работу.

Актёрская команда, которую удалось собрать создателям сериала, вполне звездная: Сергей Шакуров, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Александр Гордон, а также Илья Авербух, Федор Бондарчук, Антон Привольнов, Ирина Рахманова, Дина Корзун, Ирина Гринёва, Олег Скрипка… Молодых героев сыграли по большей части ученики детских театральных студий.

— Как выяснилось, найти людей, которые могут и петь, и танцевать, и играть в таком юном возрасте, в нашей стране, в которой нет традиции мюзиклов, довольно сложно, — поделился Андрей Болтенко. — По отдельности мы находили разного рода способных людей, а потом поняли, что всё-таки для нас не так важно, как человек существует на сцене, как поёт и танцует, а важно, чтобы он органично вписался в наш проект. Поэтому мы пошли по детским театральным студиям, по каким-то целевым контактам, и это принесло свои плоды. (Организаторы отсмотрели около 10 тысяч молодых людей — Ред.)

Несмотря на многочисленные «составляющие успеха» в лице популярных актёров, сценаристов и режиссёра, сериал «После школы» вызвал у меня недоумение. Я не могла понять: как относиться к этому сериалу? С какими мерками к нему подходить? По каким параметрам оценивать? В центре внимания сериала — молодёжь, её интересы, проблемы, но если рассматривать «После школы» как срез школьной действительности, то картинка получается не сильно реалистичная. Вспоминаю себя на переменах (а было это меньше десяти лет назад): мы обсуждали учителей, отношения в классе, несправедливость оценок, обижались на наличие «любимчиков» у педагогов. Нас волновала наша собственная жизнь, которая в большей степени проходила в стенах школы, то есть школа и была нашей жизнью. В сериале же дети не живут школой, но практически не показана и жизнь вне школы (всё музыкальные клипы), да и внутренней жизни героев, их внутреннего мира особо не заметно.

Исключение, опять же сомнительное, — письма одного из героев Никите Сергеевичу, причём почему воображаемым другом героя выбран именно Михалков, не ясно (а может, и не Михалков вовсе…). Зато сериал пестрит роликами формата YouTube и другими вставками, соотносящимися с современным интернет-пространством. Так о чём же думает, по мнению авторов, молодое поколение? Судя по сериалу, они существуют «без мысли, без воли, без трепетания жизни». Потому «среза» мышления современных школьников не выходит.

В аннотации сериала сообщается, что «После школы» — фильм о жизни учеников обычной школы? Но «обычное» в этой школе найти непросто. Как объяснил Андрей Болтенко, «… это, в принципе, сказка. Сказка, может быть, не вполне обычная, потому что герои, вроде бы, существуют в слегка изменённой нашей с вами реальности, но, тем не менее, это сказка». Эту же идею поддержала Марина Жигалова-Озкан: «Это сериал-сказка. Это не реплика и не реалити-шоу сегодняшнего мира. Это сказка. Вспомним «Приключения Электроника» — какая там была школа и какие были учителя. К сожалению, я не училась в такой школе, и у меня не было таких учителей. Но это то, к чему мы хотели стремиться. Мы все мечтали, чтобы у нас были такие друзья в школе, чтобы у нас были замечательные учителя. И здесь по эмоциям мы хотели создать похожую историю. Это то, где мы хотели бы оказаться».

Здесь мне сразу вспомнилась, на мой взгляд, очень точная реплика одного посетителя сайта «Кинопоиск»: «Следует отметить, что игра актеров (которые играют педагогов и родителей — Ред.) нареканий не вызывает, все туповатые герои выглядят вполне убедительно и органично под стать обстановке». Если честно, не хотела бы я учиться в такой школе и у таких педагогов, которые не только не знают, что такое грамотная литературная речь, но не могут и двух слов связать. Конечно, в сериале школа выглядит очень благополучной: современная столовая, фонтанчики в фойе, прекрасный просторный спортзал, но учитель английского языка, с жутчайшим акцентом читающий ученикам Шекспира, разом перечёркивает все плюсы школы-сказки, школы-мечты.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив