RSS Feed

Школа для ребёнка и учителя

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Оксана Демьяненко   29.12.2012  12:34


Наступление нового года всегда связано с определёнными ожиданиями. Мы ждём лучшего. Именно в эти новогодние дни как никогда важно мечтать, формулировать идеи и ставить дерзкие цели. Новогодние мечты имеют все шансы стать реализуемыми проектами и придать смысла и красок всем аспектам нашей жизни.

В конце года очень активно обсуждаются образовательные тенденции. Политики, учёные, общественность озвучивают свои ожидания от системы, определяют требования к уровню образованности и воспитанности детей. Это происходит не только в России, о кризисе образования размышляют во всех странах, развитых и развивающихся.

Главные надежды на изменения связаны сегодня с новыми технологиями. Нашу жизнь они меняют быстро, но в школе приживаются очень непросто и совсем небыстро. И если мотивация учеников кажется очевидной — удобно, понятно и привычно, то с мотивацией учителей всё намного сложнее. Сегодняшние педагоги, и это справедливо для подавляющего большинства учителей мира, имеют совершенно другие образовательные ценности: научить планомерно трудиться, двигаясь от простого к сложному, дать базовые знания, научить существовать в привычной, прежде всего для самого учителя, системе правил и порядков. Самое сложное — дать учителю позитивную картину происходящих изменений и снабдить инструментарием для работы в новой ситуации.

Безусловно, электронное обучение (e-learning) имеет наибольшие шансы на успех именно там, где к этому готовы учителя. Необходимо также понимать: научить креативному мышлению может только тот учитель, который сам имеет желание и возможности существовать в ином жизненном и профессиональном пространстве.

Школа, внедряющая информационные технологии, становится более дружественной к ребёнку. Неслучайно один из основоположников использования новых информационных технологий в образовательном процессе был психологом (Беррес Скиннер, 1904–1990). Желая создать более комфортную ситуацию разноуровнего обучения дочери, он мобилизовал коллег из Стэнфордского университета для создания и внедрения школьной компьютерной программы по математике. Это происходило в 60-е годы прошлого века, а уже с конца 1980-х годов в США почти на всех педагогических факультетах преподавали методику использования информационных технологий в учебном процессе. Педагоги учились писать обучающие программы, которые распространялись на дискетах и компакт-дисках. Интернет расширил возможности.

Главное, что привносят новые технологии в образование, — это свобода выбора: как, где и когда учиться. И кстати, как показывают опросы старшеклассников и студентов, молодые люди далеко не всегда отдают предпочтение электронным средствам обучения. Читать с мобильного устройства удобно в дороге, а дома или в школе многие предпочитают книги. Виртуальные лекции проигрывают в популярности прямому общению с лектором.

Школа должна предоставлять свободу выбора и ученику, и учителю. Но как обеспечить персонализацию обучения, направленную на достижение индивидуальных образовательных целей и возможность выбора индивидуального содержания образования, если учёба проходит в рамках традиционного учебного класса и традиционного расписания? Современное образовательное пространство — это не только виртуальный мир, это и мир материальный: школа, которая пока сильно диссонирует с содержанием и организацией нового образовательного процесса. Даже на продвинутом Западе сегодня большое внимание уделяется архитектуре учебного пространства. Причём не только школьного, но и пространства университетского, где готовят будущих учителей и учат их премудростям персонализированного подхода. Разумно. Ведь даже самое современное учебное оборудование начинает работать только тогда, когда его удобно использовать. Современный мобильный класс — это не тележка с реактивами, моделями и приборами для использования сразу на нескольких предметах. Мобильный класс — это принципиально другая архитектура учебного пространства без привычных рядов парт, с прозрачными мобильными перегородками, удобными стульями и даже матами, то есть большим количеством возможностей, учитывающих индивидуальные задачи и предпочтения детей.

А ещё свобода — это доступность хороших книг, качественных электронных образовательных ресурсов, планшетов и компьютеров, доступность всего того, что помогает ученику и учителю развиваться, чувствовать стабильность и последовательность происходящих перемен.

Вот такие мечты и ожидания от будущего, хочется верить, что не далёкого, а реального.

С НОВЫМ ГОДОМ!

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив