RSS Feed

Рождённый сказку сделать былью

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Марина Жучкова   24.12.2012  14:28

Валерия Валерьевна ЧкаловаИмя Валерия Чкалова для поколения наших отцов звучало как молитва. Оно стало символом ушедшей эпохи под названием СССР, олицетворением мужества, силы и воли. Мой папа, бывший военный лётчик, произносил его всегда с почтением, вскинув вверх указательный палец. Портрет Чкалова стоял на пианино рядом с фотографиями дорогих моим родителям людей…

Прошедшим летом мировая общественность, так или иначе имеющая отношение к авиации, отметила 75-летний юбилей со дня легендарного перелёта через Северный полюс советского экипажа под командованием Валерия Павловича Чкалова. Сегодня, пожалуй, никто лучше Валерии Чкаловой, дочери известного лётчика, не сможет рассказать об этом удивительном человеке и о событиях тех далёких лет.

— Валерия Валерьевна, как случилось, что мальчик, родившийся на берегу могучей Волги, в обычной рабочей семье, заразился мечтой о небе?

— Отец летать мечтал с детства, вернее, с того самого момента, когда 15летним подростком впервые увидел гидросамолёт. В августе 1919го, приписав себе один год, он пошёл добровольцем в Красную Армию. Попал в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде мотористом-слесарем по ремонту самолётов. Там он и познакомился со всеми типами самолётов, которые были на вооружении в Красной Армии. Заграничные «Мораны», «Ваузены», «Фарманы» казались ему чудом техники. Целый год отец работал в авиационном парке и день и ночь мечтал о полётах.

— Но сначала ему предстояли годы учёбы…

— Конечно! За четыре года отец закончил четыре лётные школы: Егорьевскую теоретическую (в 2002 году этой школе лётчиков, а ныне Егорьевскому авиационному техническому колледжу гражданской авиации, присвоено имя Валерия Чкалова), Борисоглебскую, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте «Авро», Московскую школу лётчиков высшего пилотажа, где обучался на более быстроходных современных самолётах, и Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Здесь Валерий учился в группе известного лётчика-инструктора М.М. Громова. Впоследствии Громов вспоминал:
«Чкалов был необыкновенным, талантливым юношей. В небе он чувствовал себя хозяином… Он был не только храбр, он был дерзок и напорист необычайно… В решительную минуту умел отбросить всё, что могло бы ему помешать, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действия этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени-то не оставлял для сомнений… Я бы сказал, что самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха или вообще какая-то посторонняя мысль».

— Когда Валерий Павлович начал службу в качестве профессионального лётчика?

— В 1924 году 20-летний Чкалов был направлен как лётчикистребитель в Ленинград, в 1ю Краснознамённую истребительную эскадрилью. «С этого времени началось моё самостоятельное шествие в авиации», — скажет он впоследствии. Под руководством командиров И.П. Антошина, а затем П.С. Шелухина отец совершенствовал своё мастерство лётчикаистребителя. Он был самым молодым и по возрасту, и по лётному стажу.
В эскадрилье Чкалов совершил свой первый полёт вверх колёсами, за что был отстранён на два дня от полётов. Он просил Антошина разрешать ему полёты при любой погоде, и ночью, и в полдень, когда воздух неспокоен, и вверх колёсами тоже. Он очень хотел быть хорошим лётчиком, быть лучшим!

— Валерий Павлович был отчаянным экспериментатором. Я где-то прочитала такую фразу о его новаторстве: «он так низко летал, что коровы переставали доиться».

— В нём всегда жила творческая жилка, желание оторваться от стандартов, расширить человеческие возможности управления самолётом. Отец был отважным и рискованным человеком, но это был расчётливый риск. Его известный трюк — полёт под мостом Невы на очень низкой высоте — в годы войны лётчики использовали в боевых действиях.
Своими неуставными полётами Валерий Павлович нарушал строгую армейскую дисциплину, за что часто получал дисциплинарные наказания, гауптвахты, дважды был судим, однако оба раза был реабилитирован. В кассационной жалобе в Военную коллегию Верховного суда двадцатичетырёхлетний Чкалов писал: «…На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полётах, не верна, в особенности в истребительной авиации. Лётчик-истребитель должен быть смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полётах. В противном случае в воздушном бою с противником лётчик, привыкший осторожно летать, будет больше думать о самолёте, а не о противнике, и в результате чего, безусловно, будет сбит противником. Вопрос этот сугубо важный для ВВС РККА…»

— Расскажите, пожалуйста, о событиях, окружавших первый перелёт через Северный полюс.

— История этого перелёта началась чуть раньше. В 1935 году планировался первый перелёт через Северный полюс Героя Советского Союза С.А. Леваневского. Об этом полёте было объявлено на весь мир. Но полёт не состоялся. К перелёту стал готовиться экипаж в составе лётчиковистребителей В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и штурмана А.В. Белякова. В 1936 году, совершив беспосадочный перелёт из Москвы через ПетропавловскКамчатский до острова Удд (ныне Чкалов) в устье Амура, экипаж доказал, что в СССР есть прекрасные самолёты и хорошо подготовленные лётчики.
За этот перелёт Чкалов, Байдуков и Беляков получили звания Героев Советского Союза, стали известны не только в нашей стране, но и за её пределами. Известный английский авиапромышленник Фейри восклицал: «Перелёт Чкалова добавляет ещё один триумф к длинному списку замечательных технических достижений советской авиации. Необходимо обладать высоким мастерством пилотажа и исключительной выносливостью, чтобы пролететь почти 10 000 километров без остановки в таких трудных условиях…»
Второй грандиозный по своим задачам и международной значимости беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в США был по своей сути уникален. Советские лётчики первыми проложили новую воздушную трассу через Северный полюс, соединив два континента — Евразию и Северную Америку — кратчайшим путём.
18 июня 1937 года экипаж самолёта АНТ25 стартовал со Щёлковского аэродрома и 20 июня, через 63 часа 16 минут, приземлился в городе Ванкувере штата Вашингтон.
Полёт был необычайно сложен. Об этом В.П. Чкалов рассказывал в статье, напечатанной в газете «Правда» 26 июля 1937 года:
«Полёт из Москвы через Северный полюс в Америку был большим испытанием и для советских лётчиков, и для советского самолёта…
Прежде всего, для нас явилась неожиданной высота арктических облаков. Данные, которыми мы располагали, позволяли нам предполагать высоту облаков в 3–3,5 километра. Между тем облачность простиралась гораздо выше. Когда мы набрали высоту 6100 метров, облака всё ещё были выше нас.
С нашим запасом горючего «NO25» (АНТ25. — Ред.) мог бы пролететь 13 тысяч километров, а пролетели мы значительно меньше. Энергия самолёта ушла на борьбу с облачностью и на обход циклонов.
Уже над Баренцевым морем нам пришлось обходить циклон. Второй мы встретили у Земли Франца Иосифа. Чтобы обойти четыре циклона, нам пришлось пролететь лишних около 3 тысяч километров…
Много забот причинило нам обледенение самолёта. Приходилось либо обходить облака, где самолёт покрывался тонким слоем льда, либо подниматься выше облаков. Но на протяжении 15 часов самолёт нес на своих крыльях слой льда, перегружавший машину…
Ещё одна трудность полёта — отсутствие достаточного количества кислорода… Ко всему этому надо добавить, что «NO25» выдержал многочасовые арктические штормы.
Несмотря на все трудности, испытанные нами, теперь можно с уверенностью сказать, что в скором времени путь из СССР в Америку через Северный полюс может стать воздушным путём регулярного сообщения».

— Американцы с ликованием приветствовали наших первопроходцев. Политический, деловой и научный мир планеты высоко оценил значение этого перелёта. Что рассказывал об этом сам Валерий Павлович?

— Приведу его слова из той же статьи в «Правде»: «Во время нашего пребывания в Америке все относились к нам как к явлению сверхъестественному. Пришлось потратить немало сил, чтобы убедить американцев в том, что в Советском Союзе таких лётчиков и штурманов, как мы, много. Американцев поражало наше утверждение, что через Северный полюс могут перелететь в Америку многие советские лётчики…»
А теперь несколько слов о международном резонансе этого события.
20 июня 1937 года президент Франклин Рузвельт приветствовал советских лётчиков телеграммой, направленной полпреду СССР А.А. Трояновскому: «С большим удовольствием я узнал об успешном завершении первого безостановочного перелёта из СССР в Соединённые Штаты. Мастерство и отвага трёх советских лётчиков, блестяще осуществивших этот исторический подвиг, заслуживает величайшей похвалы».
Английская газета «Дейли Телеграф» писала: «Полёт протяжённостью свыше 5 тысяч миль без посадки из Москвы через Северный полюс к берегам Тихого океана — блестящее дело, невозможное ни для кого, кроме людей, обладающих изумительным лётным мастерством и большой храбростью…».
Учёный, исследователь Арктики, президент «Клуба исследователей» Вильялмур Стефансон телеграфировал Трояновскому: «От имени членов и президиума Клуба исследователей имею честь поздравить с величайшим подвигом в истории авиации и в истории исследования Арктики. Исследователи всего мира преклоняются перед Чкаловым, Байдуковым и Беляковым».
Это было первое завоевание «крыши мира», ставшее началом освоения Арктики и Северного полюса советскими лётчиками. 12 июля второй экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина взлетел со Щёлковского аэродрома, взяв курс на Северный полюс и далее в Америку. Они пролетели по зачётному пути 10148 километров за 62 часа 17 минут, установив мировой рекорд дальности. Этот рекорд навсегда занесён в таблицу рекордов Международной авиационной федерации.
Это был триумф советской авиации.

— Валерий Павлович погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолёта И180. Тайна его гибели не раскрыта до сих пор. Это была случайность?

— Я очень много времени провела в архивах тех лет — все они уже рассекречены — изучала обстоятельства гибели отца. Бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолёта. Их представители присутствовали 12 декабря на аэродроме, когда самолёт должен был первый раз подняться в воздух. Некоторые документы из архивов исчезли. В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет, как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели.
Ясно одно: самолёт был не готов к испытаниям, и очень многие об этом знали. Так что в случайности я не верю.

— Каким Валерий Павлович был семьянином?

— Знаете, очень хорошим! Родители очень любили друг друга. Мама была ему надёжной помощницей. У Валерия Павловича трое детей: мой старший брат Игорь, я и сестра Ольга, которая родилась через семь месяцев после его гибели. Дети в семье Чкалова всегда воспитывались в атмосфере любви и добра — и при жизни отца, и после.
Папа был открытым, добрым человеком, имел много верных друзей. Через две недели после его гибели, 1 января, в день рождения Игоря актеры МХАТа, с которыми он дружил, организовали в нашем доме детский праздник, чтобы как-то помочь семье пережить трагедию.

— Валерий Павлович прожил всего 34 года, но этих лет хватило на весь ХХ век, и сейчас, в ХХI веке, его помнят и чтут. Так что же особенного было в этом человеке? Почему художники желали писать его портреты, скульпторы — лепить скульптуры, поэты — слагать о нём стихи и посвящать ему поэмы?

— Валерий Павлович от природы был наделён удивительными человеческими качествами: железная воля, справедливость, целеустремлённость, и в то же время доброта и весёлый нрав. Люди искренно любили его за человечность, за остро развитое чувство товарищества, за щедрую душу. Он был кумиром многих, особенно в лётной среде.
В честь Чкалова названы планета, остров, лётные школы, установлены памятники, созданы мемориалы. Более 1900 улиц в городах, посёлках и деревнях носят его имя. Есть улица Чкалова и в Ванкувере, и в Праге…
Может быть, слова Главнокомандующего ВВС маршала авиации К.А. Вершинина помогут дать ответ на ваш вопрос: «Велики заслуги Чкалова перед авиацией. Он был не только непревзойдённым лётчиком, выдающимся мастером своего дела, но и создателем школы высшего пилотажа и школы испытания новых самолётов, автором тактики истребительной авиации и творцом новейших фигур высшего пилотажа. Он доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах…»
В годы войны защищали Родину истребители И15, И153, И16, путёвку в жизнь которым дал Чкалов. На фронтах войны воевали самолёты авиаэскадрильи «Валерий Чкалов». Только на территории Белоруссии в партизанском движении сражались 2 бригады и 18 отрядов имени Чкалова…
Прошли годы, выросли новые поколения лётчиков, которых притягивают к себе неизведанные просторы Вселенной. Появилась новая отрасль науки и техники — космонавтика и новая профессия — космонавт. О «полёте вокруг шарика» в 30е годы мечтал Чкалов. Его мечту в 1961 году осуществил Юрий Гагарин. Сегодня эта мечта стала важной, трудной, но обычной работой. И я счастлива, что люди помнят об этом.

P.S.: Валерия Валерьевна многие годы своей жизни посвятила собиранию и изучению материалов о жизни отца. В квартире на Земляном Валу, где семья живет с 1938 года, в кабинете Чкалова и сегодня всё так, как было три четверти века назад: книги, фотографии на стенах, рабочий стол, кожаный диван и кресла, шкаф с дорогими и памятными подарками, который и сейчас пополняется новыми экспонатами. Сюда, в кабинет отца, часто приходят люди, которых интересует судьба советского легендарного лётчика. Особо желанные гости — ученики московской школы № 1397, которая носит имя Валерия Чкалова.
Кстати, образование — ещё одна сфера, связанная с семьёй Чкаловых родственными узами: мама Валерии Валерьевны, Ольга Эразмовна — педагог, выпускница Ленинградского педагогического института имени Герцена — стояла у истоков создания «народных университетов», где молодых граждан страны Советов учили быть родителями. Но это уже совсем другая история…

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив