RSS Feed

Стирая границы предметов

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   15.11.2012  14:26


Недавно в издательстве «Просвещение» прошел круглый стол на тему «Содержание филологического образования: журналы для учителей как ресурс обновления», на котором прошла презентация четырех предметных журналов, издающихся «Просвещением».

Открыла круглый стол руководитель проекта «Просвещение. Предметные журналы», главный редактор информационно-публицистического бюллетеня «Просвещение» Оксана Демьяненко, которая предложила поговорить не только о самом проекте, представить журналы издательства, но и коснуться некоторых аспектов содержания образования.

— Во все сложные, неспокойные времена, времена перемен журналы появлялись, возрождались именно потому, что они могли быстро реагировать на ситуацию, быстро давать актуальную информацию, провоцировать в положительном смысле этого слова — провоцировать мысль, мнение о том, что происходит… Именно поэтому наши журналы сегодня мы рассматриваем как некоторое пространство для единомышленников, и мы хотим быть полезными нашим читателям.

Оксана Демьяненко, Радислав Мильруд

С тех пор как издательство начало участвовать в формировании концептуальных положений обновления содержания образования, а это произошло примерно восемь лет назад, когда мы стали принимать активное участие в создании новых стандартов школьного образования, с тех пор мысль о том, что издательству нужны свои СМИ нас не оставляет. Семь лет назад появилась газета «Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». О том, что нужны журналы, мы размышляли давно, но воплотили эту идею многие годы спустя. Журналы для учителей задумывались как практический инструмент информационной и методической поддержки учителей. Сейчас мы чувствуем необходимость и потенциал работать в более широком поле и создавать для своих читателей что-то большее, чем просто рекомендации по освоению стандарта, мы хотим, чтобы наши журналы стали источником идей, эмоций, стремлений, исследований и размышлений.

Ольга Подоляко

На сегодняшний день в издательстве «Просвещение» выходит четыре журнала: «Иностранные языки», «Общественные науки», «Естественные науки» и «Часть речи». Они создаются по принципу объединения предметов по предметным областям. Про каждый из журналов рассказали их создатели, которые также постарались порассуждать на общие темы образования.

Ольга Подоляко, шеф-редактор журнала «Просвещение. Иностранные языки»  — «Новые возможности для учителя»
— Мы ждем вас всегда не только как читателей, но и как авторов… Бумажная версия выходит четыре раза в год — это совсем немного, но она выкладывается в интернет-издание для всеобщего пользования, при этом само по себе интернет-издание работает очень динамично: за неделю выходит два-три материала, которые берутся исключительно из почты, то есть из того, что под боком. На сегодняшний день я насчитала 37 опубликованных статей из тех, что пришли исключительно по почте из самых разных регионов: Пермского, Красноярского края, Архангельской области, Норильска…, — я уже не говорю о столицах. И это очень ценно. Поэтому если у педагогов есть интересные наработки — добро пожаловать!

Ольга Подоляко

Участники круглого стола

Джени Дули, Ольга Кусова

Джени Дули, автор учебников английского языка издательств «Просвещение» и «Express Publishing»: «Education with a Difference»
— Идея моего выступления — рассказать об общем образовании, которое существует сегодня в мире, а также о тех отличиях, изменениях, которые в нем также присутствуют.
Много лет я замечала, что образование не только в России, но и во многих странах мира напоминает болото, то есть то, что собирает воду, но не движется, не меняется. И это не только потому, что не возникало новых методов и технологий в образовании, но и потому что многие учителя шли проторенной дорогой и преподавали так, как их самих научили. Я приведу пример из одной книги моего любимого писателя Дэвида Суссера, который проводил методический семинар для учителей. Он нейроисследователь, и на семинаре рассказывал о работе человеческого мозга. Во время выступления многие учителя с ним соглашались, но когда наступил перерыв, произошла нестандартная ситуация. Один учитель во время перерыва подошел к Суссеру и сказал:
— Конечно, это все замечательно, интересно, но ничего из того, что вы нам говорили, я не буду использовать в своем классе, потому что у меня есть определенный план, тематическое планирование, я должен научить своих детей определенным вещам — тому, что от меня требуют директор, министр образования… И почему я должен создавать что-то новое, отличное от того, что я делал раньше, если я вижу, что все эти годы я работал определенным образом, и это работало?
— У вас есть дети? — спросил его Суссер.
— Да, конечно, они скоро будут поступать в университет, — ответил учитель.
— Когда они были еще маленькие, они болели?
— Конечно, так же, как и все другие дети.
— Вы ходили со своими детьми к врачу, в больницу?
— Конечно, и только к самым лучшим врачам!
— Вы водили своих детей к лучшим врачам, которые следовали последним современным медицинским технологиям. То же самое касается родителей, которые приводят своих детей к вам — они надеются на то, что вы тоже проходите профессиональное повышение своей квалификации.

Участники круглого стола

Джени Дули, Леонид Клейн

— То, что вы отучились в университете, получили диплом, что у вас накопился огромный опыт работы ничего не значат. Методология постоянно изменяется, и учителя должны быть в курсе последних изменений, последних исследований. 20 лет назад мы даже не задумывались о том, как нейроисследования пересекаются с процессом обучения, а сейчас мы понимаем, как работа человеческого мозга может быть связана с построением урока. Изменения происходят, их очень много, и учителя должны следовать этим изменениям.

Участники круглого стола

Участники круглого стола

Радислав Мильруд выступает перед участниками круглого стола

Леонид Клейн, шеф-редактор журнала «Просвещение. Часть речи»: «Проблема нового языка в образовательной среде»
— На мой взгляд, школа — это точка пересечения национальных интересов. Это сейчас прозвучит пафосно, но я говорю абсолютно серьезно: если нашу страну что-то и может спасти, то это образ школы, потому что на школе завязаны абсолютно все поколения. В нашем журнале мы сделали рубрику «Стоп-кадр. Учитель в кино», мы проанализировали, что практически все культовые советские фильмы связаны со школой от «Доживем до понедельника» до советской рождественской истории «С легким паром», где тоже есть учительница. Фигура учителя — ключевая для эпохи, нам надо повысить статус учителя, учитель должен себя чувствовать важной фигурой. Еще учитель должен обязательно себя соотнести с историческим временем. В нашем журнале, например, есть рубрика, в которой мы публикуем сочинения, написанные 20-30 лет назад. И если учитель скажет ученику «Не только ты пишешь сочинение на эту тему, но и 50 лет назад писали примерно такую же тему», у ученика возникает совершенно другая мотивация. Поэтому мне кажется, что журнал необходим.
Почему мы назвали журнал «Часть речи»? Разделение между русским языком, литературой, а если серьезно, то еще и обществознанием, историей и иностранным языком существует просто в школьном расписании, но мир целостен, он един. Поэтому мы постарались сделать журнал, во-первых, межпредметным, во-вторых, говорить об учителе, учительстве, об истории предмета.

Любопытный вопрос, адресованный Леониду Клейну, прозвучал в зале: «Как вы относитесь к современному фильму «Школа»? Как он характеризует наше время?»
— Мне кажется, что наше время характеризует не фильм «Школа», а реакция министерства, мол, это все неправда — ну что тут можно комментировать!

Аудитория внимательно слушает выступление Леонида Клейна

 

Радислав Мильруд

Радислав Мильруд, доктор педагогических наук, профессор кафедры международной профессиональной и научной коммуникации Тамбовского государственного технического университета: «Переключение культурного кода»
— Все разговоры о культуре — не о том, как культурно, а как некультурно, а о том, как у них и как у нас. Моя жена готовила открытый урок, показала мне свои конспекты и спрашивает: «А так правильно?» «Может, правильно, может, неправильно… Как у вас директор требует? А когда будешь работать за закрытыми дверями, там делай, как хочешь». Что такое инновация? Инновация — это не то, что ты делаешь на уроке, когда у тебя гости, это когда ты работаешь на уроке с закрытой дверью.

Ирина Темнова

Ирина Темнова, заместитель руководителя центра по проектам Центра группы германских языков стояла у истоков журнала «Просвещение. Иностранные языки», ее идеи были положены в основу концепции журнала.

В заключение Оксана Демьяненко еще раз выразила надежду на совместное сотрудничество:
— Мы очень рассчитываем на вашу обратную связь с точки зрения развития — какими должны быть журналы, что бы вы хотели видеть на их страницах… Для этой обратной связи существует электронная версия, на сайте всегда можно оставить комментарий, мы надеемся, что вы будете нашими авторами в будущем, мы всегда ищем новые интересные материалы, новых интересных людей, которые разделяют точку зрения и готовы сотрудничать». Встреча прошла в неформальной дружественной обстановке, а завершилась беседами коллег за бокалом шампанского. Гости издательства «Просвещение» еще долго не хотели расходиться…

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив