RSS Feed

Вениамин Каганов: «В руках ученика новый учебник будет постоянно самообновляться»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   22.10.2012  14:16


Уже со следующего учебного года московские школьники смогут учиться по электронным книгам. В Департаменте образования предполагают, что такие учебники будут стоить не дороже обычных бумажных изданий.
На очередном четверговом брифинге в столичном департаменте образования были подведены итоги конкурса, объявленного в мае с.г., на создание электронных версий канонических учебников.


Образовательная революция назначена на следующую осень

«Мы на две трети решили поставленную перед нами городским правительством задачу, — заявил открывший брифинг первый заместитель руководителя МДО Вениамин Каганов. — На конкурс поступило 88 заявок от 26 компаний. Мы привлекли более 80 специалистов в сфере IT-технологий, школьных учителей и методистов для оценки поступивших материалов».
В итоге с девятью из 26 компаний-производителей будут в ближайшее время заключены соглашения на разработку учебников нового поколения. Среди победителей — ООО «Русское слово – учебник», ОАО «Издательство «Просвещение», ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Айреволюшн», ООО «1С-Паблишинг», ООО «Рукарта», ООО «Ай Ди Компани» и другие разработчики. Сейчас предложенные ими варианты электронных книг проходят окончательную «доводку до ума», чтобы уже весной 2013 года их можно было обкатать в учебных классах.
В последние полтора года в школах Москвы сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, за этот период парк компьютерной техники практически удвоился, благодаря, в частности, централизованным поставкам МДО. Появились интерактивные доски, ноутбуки (чуть ли не у каждого учителя), подведен высокоскоростной интернет и т.д. Между тем дети, как и встарь, сгибаясь в три погибели, продолжают транспортировать из кабинета в кабинет тяжеленные стопки учебных томов. Специалистам давно ясно: нашей юной смене и ее учителям «еще вчера» нужны мультимедийные системы, выводящие на качественно новый уровень всю, целиком – не только классную, но и самостоятельную домашнюю работу школьников. Вот почему, собственно, и было издано постановление Правительства Москвы о выделении грантов для производителей, готовых предложить школе «бесплотные» электронные учебники, которые в идеале можно будет воспроизвести на компьютере любой операционной системы (настольном, переносном или мобильном). Будь то планшет, десктоп, айфон, ноутбук или смартфон: чего только нет в столичных школах! «Среди поступивших на конкурс заявок были и такие учебники, которые успешно работали сразу на семи платформах, — рассказывает Вениамин Каганов. — Значит, технически это возможно. Значит, так со временем будет у всех».

Как издатели объединились с программистами

«Одна из важнейших наших задач, — говорят в МДО, — расширить рынок спроса на мультимедийные учебные продукты, чтобы появилось предложение. Иначе говоря, учебников должно быть много, разных. На каждое средство доставки инновационного контента найдется свой пользователь».
В числе обязательных требований к электронным учебным материалам, в положении о конкурсе (оно размещено на сайте Департамента по адресу: http://www.educom.ru/ru/works/electro_books/pologenie.pdf) особо постулируются «возможность проведения практических занятий (виртуальные лаборатории, полевые эксперименты, экскурсии и т.д.)» и «возможность самоаттестации (самооценки) учеником своих знаний, умений и учебных компетенций».
Почему у нас до сих пор не было электронных учебников? Да потому, что книжные издатели никак не могли найти общий язык с программистами. Вот почему именно тот факт, что под эгидой конкурса впервые объединились электронные и полиграфические издатели, организаторы тендера называют одним из главных его достижений.
Само собой, согласно требованиям МДО, основой для предоставляемых на конкурс виртуальных книг должен служить полиграфический учебник, соответствующий требованиям ФГОС. И поэтому в базу цифровых иллюстративных и интерактивных мультимедийных компонентов закладывались электронные образовательные ресурсы, размещенные в Федеральной системе информационно-образовательных ресурсов Минобрнауки РФ. В качестве справки: это уникальное хранилище содержит более тридцати тысяч модулей одних только практических занятий.

Мастер-класс для журналистов

Вроде бы все прозрачно и логично. Тем не менее, организаторы брифинга, отвечая на вопросы СМИ, можно сказать, провели для журналистов полноценный мастер-класс по современным информационным технологиям, в ходе которого во всех подробностях растолковали, чем же отличается бумажный учебник, по которому дети учились столетиями, от своего цифрового преемника. Оно и понятно: по словам В. Каганова, сегодня еще нет устоявшегося определения того, что означает тут и там мелькающее словосочетание – «электронный учебник». В Южной Корее, США, Австралии — словом, на разных континентах этот особый, то ли программный продукт, то ли гаджет, то ли что-то еще, пока понимают по-своему.
«Электронный учебник (ЭУ), как мы его понимаем, — это не текст, а гипертекст. Кликнув мышкой на непонятное слово, можно войти не только в словарь, энциклопедию, но и в любой виртуальный ресурс, включая электронную библиотеку, — поясняет директор Учебно-методического центра по информационно-аналитической работе МДО Александр Осин. — Далее, обычные бумажные иллюстрации ЭУ превращает в гипермедиа, благодаря чему пользователь обретает возможность не просто листать книжные страницы, но и увеличивать картинки, смотреть видео, составлять схемы, провести, в конце концов, собственный виртуальный эксперимент. Хотите домашнюю кухню? Пожалуйста, можно варить щи и печь пироги. Хотите сходить в Лувр, побродить по его залам? Без проблем… То есть спектр практических занятий расширяется необозримо. И именно эта необъятная вариативность создает на деле возможность для образования в режиме индивидуальных траекторий, личных маршрутов, о которых до сих пор мы с вами только говорили и мечтали».
«Для нас электронный учебник — это не устройство, а комплексный программно-методический продукт», — подчеркивают в столичном департаменте образования.
И наконец, храниться цифровые книги будут на флешках, CD-дисках или, что гораздо более надежно в плане защиты от пиратства, на удаленном «облаке» в Сети. При этом подключиться к облаку будет ничуть не сложнее, чем войти в свой почтовый ящик — у каждого школьника (учителя) будет свой личный логин и пароль.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив