RSS Feed

Главные заботы директора школы

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Михаил Шнейдер   08.10.2012  16:28

Директорский корпус – главная движущая сила введения новых стандартов. Именно директора школ, обладая одновременно компетенциями теоретиков и практиков, способны стать тем самым экспертным сообществом, которое не только высказывает взвешенную позицию по отношению к положениям ФГОС, но и должно внести определяющий вклад в его внедрение. Автор этого рассказа Михаил Яковлевич Шнейдер, директор Московской гимназии №45, носящей с нынешнего года имя выдающегося педагога и директора Леонида Исидоровича Мильграма.

Выбор редакции «Просвещения» для начала разговора с директорами о заботах, оперативных планах и перспективах ведущих школ пал на Михаила Шнейдера по нескольким причинам. 45-ая известна своими традициями, талантливыми учителями и выпускниками. Это особый мир, формировавшийся десятилетиями, сохранить и приумножить который позитивом во времена перемен – задача крайне сложная. Этот материал мы публикуем в день рождения Михаила Яковлевича и желаем ему много сил и профессиональной мудрости.

Освоение нового
Освоение нового образовательного стандарта принципиально меняет ситуацию в российской школе: фактически речь идет об образовательной реформе, которой страна не знала с 1932 г. То, что происходило в образовательной системе Российской Федерации в девяностые годы XX века и первое десятилетие нынешнего столетия, реформой, строго говоря, не было. Разрабатывались новые механизмы финансирования, образование – сначала de-facto, а потом de-jure – втягивалось в новые экономические реальности, совершались попытки (чаще всего, не очень удачные) изменить к лучшему систему профессионаьной подготовки и переподготовки учителей, но основа образования – ценности, смыслы, цели, задачи и условия их реализации – не затрагивались. Соответственно, не менялось и содержание образования, давно устаревшее и не соответствовавшее вызовам информационного общества. Трансляционно-репродуктивная педагогика, господствовавшая (и, не будем себя обманывать, продолжающая доминировать) в массовой российской школе, не поддавалась ни новым технологиям, ни запросам передовой части нового поколения, ориентированной на профессиональную и личностную самореализацию.

Гимназии №45, носящей с нынешнего года имя выдающегося педагога Л.И.Мильграма, повезло: многолетнее участие в деятельности Международного бакалавриата приближает нас к лучшим образцам мировой образовательной практики. Мы ждали новых стандартов, которые, наконец, объединили бы нас со всем цивилизованным миром, а не изолировали от него. Такие стандарты появились. Вместе с рядом школ России мы приступаем к процессу освоения стандартов основной и старшей школы. Все это в «одном флаконе» с продолжением реализации программ Международного бакалавриата.

Менять не только финансовые механизмы
Вступление в действие часто обсуждаемого Федерального закона (его все знают по номеру – 83-ФЗ) о бюджетных учреждениях ставит нас перед необходимостью менять не только финансовые механизмы, но и систему оплаты труда сотрудников.

В гимназии подготовлены соответствующие положения о выплате заработной платы в соответствии с НСОТ. Положения обсуждались с экспертами Департамента образования Москвы и, естественно, с членами Совета гимназии. Самое важное для меня то, что указанные локальные акты разработаны самими учителями. Администрация сознательно ограничилась участием в нескольких обсуждениях, тем самым разделив ответственность с сотрудниками. Мы учли опыт «пилотных» московских школ и коллег в регионах, особенно школ Международного бакалавриата в Перми и Когалыме , уже не первый год работающих в автономном режиме.

Важно не допустить возникновения социальной напряженности в коллективе, а для сохранения атмосферы сотрудничества и взаимного доверия, существующей в гимназии уже много лет, необходимо выстроить прозрачную, понятную каждому сотруднику и опирающуюся на согласованные принципы систему начисления базового оклада и стимулирующих выплат. Тезис разработчиков НСОТ «зарплата в обмен на качество» — это своего рода лукавство уже потому, что в стране нет согласованных критериев качества образования.

Результаты ЕГЭ никак не могут служить таковыми. Все попытки определить итоговый экзамен как главный критерий в странах Европы и США не принесли успеха: обнаружился рост недовольства общественности снижением общего уровня образования, а в школьных коллективах начались настоящие «гражданские войны».

Учитывать интересы детей
Введение нового штатного расписания – часть работы по изменению системы финансирования гимназии. В рамках необходимой кадровой оптимизации нельзя забыть об интересах детей. В ряде школ решили, что сэкономить надо, прежде всего, на внеаудиторном компоненте (чаще всего его именуют «дополнительным образованием»). В результате в таких образовательных учреждениях исчезли педагоги дополнительного образования, закрылись кружки и секции, а ученики во второй половине дня оказались предоставлены сами себе. Конечно, родители могут устроить своих чад в объединения учреждений дополнительного образования, но не всем легко до них добраться, не каждый кружок или спортивная секция находятся в шаговой доступности. Между тем, новый ФГОС декларирует единство всех компонентов учебного плана.

Присоединение прогимназии к Alma Mater
В этом учебном году Прогимназия и Гимназия №45 объединяются в одно образовательное учреждение, обучающее и опекающее детей в возрасте от 5 до 17 лет. У нас замечательный детский сад. Но нам придется потратить немало времени на взаимную адаптацию. Учителям начальной ступени придется более плотно познакомиться с наработками авторов стандарта, школ, реализующих программу PYP Международного бакалавриата, внедрить электронный журнал, обеспечить в полном объеме соответствие своей деятельности локальным актам гимназии, где организация образовательного процесса стандартизирована.

Развитие системы общественного соуправления
Совет гимназии успешно функционирует уже много лет. Регулярные выборы, отчеты администрации, утверждение консолидированного бюджета, разработка, обсуждение и утверждение локальных актов давно уже вошли в практику нашего образовательного учреждения. Деятельность Совета очень важна для детей, получающих возможность формирования навыков жизни в гражданском обществе. Не менее полезна такая деятельность и в контексте взаимодействия субъектов образовательно процесса. Теперь к ней присоединятся родители и сотрудники детского сада и начальной школы.

Повышение результативности
Все наши планы опираются на финансовую стабильность учреждения. У нас нет родительских взносов, наша «внебюджетная деятельность» — это корпоративные программы, дополнительные платные услуги, гранты, участие в реализации региональных проектов. Любое изменение нормативов по инициативе учредителя в сторону их снижения, если оно произойдет, должно быть смягчено собственными финансовыми успехами. Конечно, ни о какой прибыльности в бизнес-понимании этого термина быть не может: все, что зарабатывается, реинвестируется в образовательный процесс; но без этой деятельности и ее расширения многие программы, включая благотворительные, будут невозможны.

Расширение пространства Международного бакалавриата
Как первая российская государственная школа, вступившая в IBO, Гимназия постоянно сотрудничает с теми, кто готов присоединиться к наиболее авторитетной образовательной организации в мире. Сегодня в нее входят около 3,5 тыс. школ в 141 стране мира. В России – только 18…

Новый ФГОС, соответствуя международным стандартам, создает предпосылки для увеличения количества наших школ, достойных авторизации в IBO. Это, в свою очередь, дает основание надеяться на включение русского языка в число рабочих в IBO и его распространение по всему миру, на повышение авторитета российской образовательной системы в международном сообществе. От этого выиграют и российские вузы.

Наши учителя принимали и принимают участие в реагиональных проектах в Пермском крае, Когалыме (ХМАО-Югра, совместно с ОАО «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ»), сейчас начинается проект в Мурманской области (совместно с Доверительным образовательным фондом). Есть желающие сотрудничать и в новых московских землях – это две школы в Щербинке.

Участвуя в работе предметных ассоциаций, наши сотрудники активно работают над созданием Некоммерческого партнерства международных школ, других новых профессиональных сообществ. Это необходимо для продолжения образовательных реформ.

Сохранение и умножение традиций гимназии №45
В здание на улице Гримау каждый год приходят новые ученики. Наша задача – ни в коем случае не потерять наработанное нашими предшественниками, добиться уважения к истории 45-ой сегодняшних учеников и их родителей, помнить о тех, кто создавал основу нынешних успехов. Нынешний учебный год – 55-й. Нашим учителям и сотрудникам – от 18 до 80. Более 10% моих коллег – выпускники 45-й. Многи ученики – дети и внуки выпускников 45-ой. Важно сохранить преемственность и не терять темпа!

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив