RSS Feed

Владимир Зернов: «Человек — слишком любопытное создание…»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   24.08.2012  14:15

 В 2012 году, после изменений в российском законодательстве, 54 негосудар-ственных вуза получили право вести обучение за счет федерального бюджета. Тем самым государство признало, что не менее 10% российских частных вузов по качеству образования не уступают государственным.
Это признание во многом стало возможным благодаря нашему сегодняшнему собеседнику — выпускнику легендарного физтеха, профессору, доктору технических наук, главе Ассоциации негосударственных вузов России, ректору Российского нового университета Владимиру Зернову.

— Владимир Алексеевич, 54 частных вуза получили бюджетные места, но остальные несколько сотен — нет. почему так получилось?
— Двадцать лет российские частные вузы существовали без государственной поддержки и привыкли к такому положению. Многие вузы, в том числе очень хорошие, даже не подали заявку на участие в конкурсе, они просто не верили, что получат бюджет. В итоге на негосударственный сектор пришлось всего 1,5% госзаказа.

Тем не менее это первый шаг к созданию в нашей высшей школе конкурентной среды. Это сейчас важнее всего. Без конкурентной борьбы вузов, научных организаций, ведущейся по четким, ясным, одинаковым для всех критериям, нам ни за что не вернуть российское образование и науку на лидирующие позиции в мире.

 

— А достаточно ли будет одной конкуренции? Вот, например, наши футбольные клубы конкурируют между собой, но на чемпионатах мира у нашей сборной всё равно никаких достижений…
— Вы совершенно правы, серьёзность внутренних достижений должна проверяться международными критериями. Если в Шанхайском рейтинге у России два вуза, а у Финляндии, крохотной бывшей части Российской Империи, шесть, значит, наша система образования катастрофически отстает. Поэтому нужна не просто конкуренция, а конкуренция по критериям, соответствующим мировым. А это главным образом научные достижения (не диссертации и методички, а реальные открытия, изобретения, патенты) и востребованность выпускников вузов, уровень их зарплат, их карьерный рост.

 

— Очень часто образовательный процесс в вузах проходит формально: преподаватели делают вид, что учат, студенты делают вид, что учатся. Что с этим делать?
— Это совершенно ненормально, и причина одна — нет внешнего контроля. По-хорошему, принимать экзамен должен тот, кто не вёл занятия. На физтехе такая практика была всегда. Госэкзамены и защиты дипломов принимали представители базовых кафедр из НИИ, КБ — фактически будущие работодатели. Когда Лев Ландау принимал экзамен по теоретической физике в Харькове, он поставил 95% студентов двойки: «А они ничего не знают». После этого появился «теоретический минимум Ландау», который существует до сих пор.

А при таком подходе, как сейчас, когда вуз превращается не в генератор знаний, а фабрику по выдаче дипломов, мы вряд ли добьемся прогресса в науке, технике, а следовательно, в экономике и качестве жизни населения.

 

— Неужели всё так безнадежно?
— Надежда есть. Мы видим позитивные подвижки в государственной образовательной политике, а главное, мы видим вузы, которые как минимум стремятся не отставать от требований времени, а как максимум — уже становятся мощными, современными учебными заведениями, дающими именно то образование, которое понадобится человеку после того, как он получит диплом и займётся профессиональной деятельностью.

 

— Под современными вузами вы подразумеваете негосударственные?
— И среди государственных, и среди частных вузов есть отличные, современные, стремительно развивающиеся. Точно так же как есть дряхлеющие, умирающие госвузы и совершенно несерьёзные частные вузы.

Форма собственности — это последнее, на что абитуриенту стоит обращать внимание.

 

— Тогда на что же абитуриенту обращать внимание?
— Для абитуриента главное, чтобы после окончания вуза он был конкурентоспособен на рынке труда. Это означает, что в вузе должны быть научные школы мирового уровня, должен быть безупречно поставлен образовательный процесс (который при этом должен развиваться, впитывать в себя педагогические и методические новации) и должна быть крепкая связь вуза с работодателями. Зайдите на сайт вуза, посмотрите, есть ли там наука, ознакомьтесь с учебными материалами, узнайте, какие компании и организации у этого вуза в партнерах, где работают его выпускники, и многое станет ясным.

Поступая в вуз, человек должен знать, что когда он станет выпускником, то будет нарасхват. И это не зависит от специальности. Имеет значение только одно: человек должен быть профессионалом в любом деле — от пиар-технологий до программирования.

 

— А насколько можно верить сайтам вузов? Сейчас все пытаются заманить к себе абитуриентов и на красивые слова не скупятся…
— Тем не менее уже по качеству сайта университета можно сделать определённые выводы. Если там всё красиво, это, разумеется, ничего не гарантирует, но если официальный сайт сделан кое-как, если там не найти нужной информации, это уже много говорит об отношении вуза к своим студентам.

Но конечно, к такому ответственному делу, как выбор вуза, надо подходить всесторонне. Почитать, что пишут о вузе на образовательных форумах и в социальных сетях. Приехать в вуз, побывать на Дне открытых дверей, посмотреть на ректорат и преподавателей, пообщаться со студентами, посетить студенческие праздники.

А ещё лучше — посетить несколько лекций. Тогда старшеклассник не только увидит уровень вуза, но и поймет, подходит ли выбранная специальность непосредственно ему или стоит выбрать что-то другое.

 

— Школьники могут прийти на лекцию в ваш университет?
— Конечно. Напишите в наш PR-департамент, они всё устроят.

 

— Это замечательно. А что делать тем старшеклассникам, которые посетили университетскую лекцию и поняли, что с учебой в вузе им не справиться? Или что они просто не наберут достаточно баллов по ЕГЭ, чтобы поступить в вуз?
— Может, это не их стезя — заниматься наукой? Как известно, из тысячи тех, кто может выучить сопромат, только трое-четверо способны освоить теоретическую физику. Значит, не всем нужно учить теоретическую физику. Пусть занимаются тем, что больше по душе, что больше подходит. В колледж или техникум можно идти с меньшими баллами.

 

— По поводу колледжей в нашей стране укоренился стереотип: если ты не получил высшего образования, ты неудачник. Можно ли это как-то переломить?
— Наплевать на это мнение. Достаточно вспомнить Билла Гейтса: когда он создал свою империю, к нему приехали и вручили диплом Гарварда, которого он не оканчивал. Таких примеров масса. Один из наших преподавателей, легендарный Борис Алексеевич Черток, как-то сказал: «Ты, ты и ты, вот вам по червонцу — и вперёд…» Оказалось, нужно написать диплом человеку, который создал луноход. Тогда давали степени по закрытой тематике, и ему хотели дать степень кандидата наук, кинулись, а у него только 4 класса, но человек гениальный. А на предложение написать диплом ответил: «Да не буду я писать его, времени нет, я работаю».

Нам дали каждому по главе, мы потрудились и сделали. Но человек не чувствовал себя в чём-то ущербным — он был Героем Социалистического труда, имея четыре класса.

И мы, обучаясь на лучшем факультете лучшего вуза страны, интеллектуально не могли его перебороть.

 

— Какие науки, направления профессиональной деятельности сейчас наиболее перспективны?
— В ближайшие годы наиболее востребованными будут науки о человеке — это на первом месте. На втором останется информатика, но в более широком смысле, то есть науки будут очень сильно переплетаться.

 

— Что в работе ректора самое сложное? Что приятное?
— Сложное — создать конкурентоспособную команду, которая могла бы вывести вуз на ведущие позиции, а самое приятное — ощущать позитивные результаты этой работы.

 

— Ваша главная победа в жизни?
— Что до сих пор почти каждый день умудряюсь делать зарядку.

 

— Если бы не стали ректором, то кем?
— Научным работником. В любом случае занимался бы наукой и инновациями. Человек — слишком любопытное создание…

Факты против стереотипов

Расхожее заблуждение «есть государственные вузы, а есть коммерческие» опровергает статистика Министерства образования и науки РФ.

Российские государственные вузы являются коммерческими даже в большей степени, чем негосударственные: численность студентов, обучающихся на платной основе в госвузах, втрое превышает количество студентов в негосвузах.

До прошлого года право вести прием на бюджетные места (обучение за счёт федерального бюджета) принадлежало исключительно госвузам. В 2012 году частные (негосударственные) вузы были допущены к конкурсу Минобрнауки на получение бюджетных мест, и теперь разница между ними и госвузами заключается лишь в форме учредительства.

В этом году соответствие конкурсным требования доказали 313 государственных и 54 негосударственных вуза. Вузы получили 351,8 тысяч бюджетных мест по программам высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, специалитет), в том числе 288,6 тысяч мест по очной форме обучения. Частные вузы получили 5219 бюджетных мест (по данным АНВУЗ России).

Источник: http://mon-ru.livejournal.com

 

 

 

 

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив