RSS Feed

Один день в городе ярких людей

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   20.08.2012  14:26

Антон Зверев18 августа в ЦПКиО имени М. Горького бурлил детский творческий фестиваль «Яркие люди». В празднике приняли участие более 1000 взрослых, одержимых идеей возрождения системы детского творческого образования. О перспективах реставрации этой важнейшей, «дополнительной» лишь по названию, сферы активности детей в этот день много говорили и сами инициаторы фестиваля – руководители Московского кредитного банка, которые таким образом, в формате большого семейного праздника, решили отметить 20-летие своей организации.
Мюзиклы под открытым небом
Кажется, еще ни разу в Москве на одной площадке не собиралось сразу столько мастеров общения с детьми.

– Департамент культуры столицы поделился с нами координатами самых продвинутых, новаторски настроенных детских объединений и самых квалифицированных воспитателей, – рассказала вашему корреспонденту арт-директор фестиваля Мария Гальперина. – И все они откликнулись на наше приглашение. Заметьте: несмотря на отпускное время!..

На основе официального сайта фестиваля «Яркие люди» планируется создать постоянно действующий геосоциальный сервис, где будет собрана вся информация о детских кружках и студиях Москвы.

Что же в итоге? Еще за несколько дней до начала фестиваля на территории ЦПКиО разместились белоснежные уютные шатры из парусины, где, собственно, и «прописались» мастер-классы самых интересных студий, мастерских, музеев и кружков столицы. Несколько тысяч любопытных школьников и дошколят в течение дня прошли через эти шатры «живых знаний». Кто-то осваивал детскую йогу, трюки с игрушкой «йо-йо», другие создавали с помощью песка на стеклянных пюпитрах «марсианские картинки», третьи брали азы брейк-данса и битбоксинга, строили пиратский корабль, обучались карточным фокусам, с восторгом следили за превращением обыкновенной воды в лимонад на «реактив-шоу» под шатром одного из известнейших интерактивных музеев Москвы… А родители тем временем присматривались ненароком к педагогам новой генерации: кто знает, может быть, вот он, самый нужный для моего непоседы человек, который откроет для него дверь в мир новых увлечений и ремесел, выдумки, фантазий, вечной радости?  

Правда, маловато (это было видно невооруженным глазом), до обидного немного оказалось среди фестивального народа школьников «подросткового звена», не говоря о старшеклассниках. А ведь они-то, скажем честно, более всего и вызывают у семьи и школы разного рода головоломных проблем и тревог из цикла «Как оторвать мальчишку от компьютера, отвадить от дурной компании, увлечь каким-то дельным человеческим занятием?». Хотя диапазон предложений, многообразных услуг дополнительного образования, представленный на фестивале, мог, кажется, угодить самому взыскательному или, наоборот, пока еще неразвитому вкусу «начинающего юзера». 

Вот, например, Музей занимательных наук «Экспериментаниум», поражающий не только огромными площадями, на которых разместились его экспонаты (2,5 тысячи кв. м в доме на Бутырской улице), но и объемом свобод, предоставляемых тинэйджерам. Им дозволяется кричать, перебивать наставника нелепыми вопросами («А почему мурашки, когда холодно?»), фотографировать или снимать занятия на видео, трогать и даже ломать в исследовательских целях дорогие экспонаты. «Служба ремонта, – объясняет мне координатор музейных проектов Любовь Евтихова, – на то и создана, чтобы чинить неисправное оборудование и поддерживать в ребятах неукротимый дух творческого поиска». Дети здесь чувствуют науку на кончиках пальцев. Главная цель музея – привить тягу к разносторонности. Вот почему все детские проекты носят междисциплинарный характер – протекают на стыке классических школьных наук.

«Трогать руками, думать головой»
Этот принцип, унаследованный от разгромленного еще в 1935 году «Дома занимательной науки на Фонтанке» (его придумал и организовал наш замечательный физик Перельман), исповедуют и нынешние основатели Научно-просветительского центра Политехнического музея «Технорама на Юго-Востоке». Руководитель «Технорамы» Андрей Барышев в коротком интервью (оторвавшись от монитора с автомобильной приборной доской, сплошь начиненной сложной электроникой, и извинившись перед малышом-автолюбителем) выразил уверенность, что будущее нашего школьного образования в очень сильной степени зависит от того, насколько оно готово к тесному взаимодействию с образованием внешкольным – «более непринужденным и  построенным на чистом детском интересе».

Воспитанники Андрея Юрьевича, между прочим, всерьез изучают радиоэлектронику, робототехнику, астрономию. В «Технораме» имеется свой планетарий, рассчитанный на 25 человек. Да, и еще: эти ребята умеют, если надо, с помощью простейших реактивов определить, содержатся ли нитраты в овощах и фруктах, завезенных в соседний супермаркет, и в каком соотношении.

Многие детские центры, полагает Барышев, должны поменять свою философию, дабы обрести конкурентоспособность на рынке дополнительных образовательных услуг. Скажем, они могли бы открывать программы саморазвития, адресованные не только школьникам, но и их папам и мамам. Как это делает, допустим, Культурный центр «ЗИЛ», недавно взявшийся всерьез за разработку модельной методики модернизации культурных центров Москвы различной ведомственной принадлежности и профилей.

– Встречаясь по долгу службы с лидерами дополнительного образования Москвы, – рассказывает арт-директор фестиваля «Яркие люди» Мария Гальперина, – я обнаружила очень много социально активных горожан, которые не могут сидеть сложа руки, в то время как некогда легендарная система параллельного образования «немножко разваливается», как аккуратно выразился кто-то из коллег. Ресторатор Митя Борисов создал центр «Шардам», где собирает самых интересных собеседников с «Эха Москвы», которые бесплатно читают лекции, разговаривают с детьми о нашей непростой истории, ведут дискуссии. Педагог и художник Марк Маргулис из мультикультурной студии «Колор» при московском Зоопарке готовит и разыгрывает с подростками уличные перфомансы. Дети у него одновременно придумывают сценарии, расписывают декорации, выходят на подмостки – то есть, получают здесь и сразу целый букет жизненно важных креативных и универсальных умений. К этому, по-моему, должны стремиться и другие детские сообщества, если не хотят отстать от требований времени…

Фестиваль закончился. Что дальше?
Завтрашнему дню сети творческих внешкольных образовательных учреждений была посвящена особая пресс-конференция, прошедшая в преддверии фестиваля «Яркие люди» в РИА «Новости». Речь на ней шла о том, что родителю, выбирающему для своего чада дело по душе, бывает очень сложно разобраться, что для него хорошо, а что плохо, чем отличается одна программа или методическая разработка от другой, а профессиональный педагог от дилетанта. Студии, секции, школы всех и всяческих искусств растут сегодня как грибы, звучало на пресс-конференции. Однако до сих пор нет ни понятных критериев, ни экспертного сообщества для определения качества их услуг. Участники обсуждения пришли к мысли о необходимости создания на базе информационного портала http://яркие-люди.рф геосоциальной сети, призванной облегчить московским семьям навигацию среди лучших досуговых центров столицы.

В попечительский совет фестиваля входят только и исключительно яркие люди – Министр Правительства Москвы, руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович, владелец Московского кредитного банка и отец 23 родных и приемных детей Роман Авдеев. Среди членов экспертного совета – директор культурного центра «ЗИЛ» Елена Зеленцова, известный детский психолог Светлана Кривцова, создатель проекта «Шардам» Дмитрий Борисов.

 

Но и у самих студий трудностей хватает. Одна из них – чрезмерная профессионализация этих объединений, нацеленность на однозначно жесткий результат. Многие дети, допустим, просто и бескорыстно любят балет, вовсе не собираясь связывать с этим искусством свою карьеру. Или хотят играть в хоккей, отнюдь не стремясь занять место в сборной команде России. Между тем тренеры в спортшколах или те же хореографы совсем не горят желанием работать с такими детьми и перестраивать под них свою программу. «Спортшколы наши, как и встарь, работают на результат, на подготовку чемпионов. И это неправильно. Нужно стремиться к тому, чтобы спортом, музыкой, живописью и чем детской душе угодно могли заниматься не только чудо-киндеры, но и любой увлеченный ребенок», – подчеркнула на пресс-конференции член Совета Федерации, олимпийская чемпионка Светлана Журова.

Кроме того, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, уже к сентябрю этого года правительство Москвы сформулирует критерии оценки качества услуг дополнительного образования. Все соответствующие учреждения будут, как ожидается, подразделены на досуговые, «проектные» и «классического типа». Комиссию, занятую выработкой новых эталонов эффективности, возглавляет заместитель руководителя управления вице-мэра по соцвопросам и культуре Софья Троценко. По результатам работы комиссии предполагается введение системы сертификации учреждений дополнительного образования.

И последнее. Фестиваль «Яркие люди», как только что сообщили его организаторы, может стать ежегодным. А 30 августа Департамент образования Москвы проводит, в свою очередь, День дополнительного образования на Старом Арбате. Не пропустите!

 

 

 

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив