RSS Feed

Эффекты проекта модернизации должна почувствовать каждая школа

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   27.07.2012  10:34


Тема, предложенная Минобрнауки России для обсуждения на августовских педагогических совещаниях, – «Проект модернизации региональных систем образования – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». О промежуточных итогах реализации проекта и о сюжетах, на которых следует акцентировать внимание в ходе обсуждения, в интервью «Просвещению» рассказал директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России Сергей Кравцов.

– Сергей Сергеевич, 436 постановление Правительства Российской Федерации, давшее старт проекту, было подписано 31 мая прошлого года, и прошлым летом как раз шла подготовительная работа. На том этапе ещё высказывались сомнения, удастся ли повысить зарплату учителей до обещанных показателей. О каких результатах можно говорить сегодня?
– Конечной целью проекта Президент России Владимир Путин назвал серьёзное повышение средней зарплаты учителей. В I квартале 2011 года она составляла 15 340 рублей, а в I квартале 2012 года – 21 147 рублей. Фактически рост составил 40%, то есть за год был сделан значительный рывок, причём средняя зарплата и дальше будет увеличиваться в соответствии с заключёнными соглашениями между федеральным центром и регионами. В IV квартале 2012 года зарплата учителей достигнет средней по экономике соответствующих субъектов Федерации прошлого года и составит 22 693 рубля. Таким образом, задача, поставленная Президентом России, будет выполнена, повышение в среднем составит 50%. И в дальнейшем по мере роста экономики будут расти зарплаты учителей.

– Средние показатели зарплат выглядят оптимистично, но в то же время их можно назвать «средней температурой по больнице». Как обстоит дело с дифференциацией и в масштабах страны, и в рамках отдельных субъектов Федерации?
– Повышение зарплаты во всех регионах шло по-разному. И хотя в целом результаты достигнуты неплохие, вопросы остаются.

Дифференциация зарплаты по стране обусловлена тем, что средняя зарплата по экономике в разных регионах разная. И поэтому меньше всего учителя сегодня получают в Республике Дагестан (10 590 рублей в I квартале 2012 года), Карачаево-Черкесской Республике (10 557 рублей), Республике Мордовия (12 204 рубля), больше всего – в Чукотском автономном округе (53 985 рублей), Ненецком автономном округе (53 600 рублей), Москве (51 479 рублей).

Рост зарплаты зависел от её стартового уровня. Поэтому есть регионы, где повышение составило 40% и больше, а есть такие, где всего 20%.

Проект стимулировал повышение зарплат других категорий педагогических работников – оно произошло во всех субъектах Федерации, хотя в некоторых регионах рост зарплат воспитателей учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений все­таки значительно ниже, чем рост зарплат учителей.

Мы эту ситуацию постоянно отслеживаем, приводим данные по каждому региону, чтобы администрации субъектов Федерации понимали, как они выглядят на общем фоне, и стремились к тому, чтобы дифференциация была меньше, а значит, и социальное напряжение было минимальным, а ещё лучше – вообще отсутствовало.

– Как обстоят дела с выполнением соглашений между Минобрнауки и регионами на 2012 год?
– 24 региона уже выполнили свои обязательства по соглашениям этого года, то есть в I квартале 2012 года достигнута средняя зарплата по экономике 2011 года. И это не предел – поскольку в постановлении говорится о положительной динамике роста заработной платы учителей.

Все соглашения в этом году заключены в срок. Первый транш 30 млрд рублей был отправлен в регионы до 1 марта, то есть осталось достаточно времени, чтобы спокойно организовать и провести закупочные процедуры для решения системных задач. Поэтому нет и не может быть заявлений о том, что деньги пришли не вовремя или же какие­то нормативные документы приняты с запозданием. Всё сделано даже раньше запланированных сроков, что позволяет увеличить эффективность проекта. Большая нагрузка ложится на субъекты Федерации: всё зависит от того, как коллеги организуют работу на региональном и муниципальном уровне.

Второй транш – еще 30 млрд рублей – был направлен в регионы до 10 июля в соответствии с теми результатами, которые были достигнуты в первом полугодии. Речь идёт о показателях, закреплённых в соглашениях с субъектами Федерации. Тем регионам, где не удалось достичь хотя бы одного показателя, субсидия будет сокращена.

– Каких результатов проекта модернизации региональных систем образования планируется достичь по итогам 2012 года?
– Новым оборудованием будут обеспечены 14 тыс. школ. Очень важно, что это за оборудование, в какие школы оно будет направлено, как будет осуществляться его техническая поддержка, пройдут ли учителя повышение квалификации для работы на этом оборудовании, будет ли оно востребовано в образовательном процессе и как повлияет на качество образования.

Планируется приобрести более 3 тыс. транспортных средств для перевозки детей, и это должно отразиться на работе сети образовательных учреждений, на обеспечении доступности образования.

Будет закуплено более 21 млн единиц учебной литературы, что позволит пополнить фонды 37 тыс. школьных библиотек. Мы уже сталкивались с ситуациями, когда закупалась некачественная литература, и нужно отслеживать, насколько эффективно происходят закупки и как литература используется в образовательном процессе.

В 10 тыс. школ будут отремонтированы помещения. Ремонт должен осуществляться прежде всего в помещениях, где планируется установить новое оборудование.

Мы неоднократно обращали внимание руководителей органов управления образованием на необходимость работы с кадровым потенциалом: наращивая инфраструктуру, мы не можем не вкладывать средства в развитие кадрового потенциала системы образования. Поэтому в рамках проекта должны пройти повышение квалификации и переподготовку 240 тыс. учителей и руководителей образовательных учреждений. Важно, насколько качественно, по каким программам, в каких образовательных учреждениях будут организованы повышение квалификации и переподготовка. Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко подписал письмо с рекомендациями о введении персонифицированной системы повышения квалификации работников образования, и мы будем анализировать, в какой мере эти рекомендации учитываются, монополизируется или диверсифицируется рынок образовательных программ, какова в конечном счёте эффективность этих программ.

В 4,5 тыс. школ будет организовано дистанционное обучение, и возникает вопрос о его качестве и эффективности используемых технологий.

И наконец, в 3 тыс. школ за счёт проекта будет проведён капитальный ремонт – на это планируется израсходовать порядка 12 млрд рублей из 60 млрд, выделенных в 2012 году. Вопрос о целесообразности включения капремонта и реконструкции школьных зданий в перечень мероприятий проекта неоднократно обсуждался, принято положительное решение, эта практика, возможно, будет продолжена в 2013 году. На вопрос об эффективности расходования этих средств должны ответить не только проверяющие инстанции, но и общественность – проект по¬прежнему максимально открыт для всех. Перечень школ, где планируется капремонт и реконструкция, подтверждённый региональными органами управления образованием, опубликован на сайте http://мрсо.рф, и теперь необходим мониторинг и контроль эффективности.

– Как определить, в какую школу, какое оборудование должно попасть? Ведь у каждого образовательного учреждения есть свои потребности, и их не всегда удаётся учесть на региональном уровне.
– Но их нужно учитывать. Мы неоднократно подчёркивали, что при осуществлении закупок нужно исходить из потребностей образовательных учреждений, но далеко не во всех регионах проводится анализ, что именно нужно каждой конкретной школе. Условно говоря, школе не хватает кабинета информатики, а ей поставляют кабинет биологии. Или оснащаются ресурсные центры, где и так уже достаточно оборудования, а остальные школы остаются ни с чем. Такого быть не должно. Школа в лице управляющего совета должна принимать участие в планировании закупочных процедур.

Помимо повышения зарплаты учителей, социальные эффекты проекта должна почувствовать каждая школа – это может быть ремонт, оборудование, автобусы, повышение квалификации учителей или что­то другое. Определяя, что именно нужно конкретной школе, мы рекомендуем создавать условия в соответствии с новыми образовательными стандартами, а также анализировать акты готовности образовательных учреждений к началу учебного года и исходить из рекомендаций, содержащихся в этих документах. Только так благодаря проекту мы сможем достичь определённого уровня оснащённости всех образовательных учреждений, а в дальнейшем удерживать его и развивать.

– Как вы оцениваете самочувствие учительского сообщества на сегодняшний день? Удовлетворены ли люди своей зарплатой?
– Полагаю, об этом мы узнаем по результатам августовских педагогических совещаний, и здесь всё зависит от того, насколько учителя информированы о новых системах оплаты труда, действующих в регионах.

Доходы учителей растут по всей стране – это сомнений не вызывает, но каждый конкретный учитель должен понимать, какая система оплаты труда сложилась в его регионе и в его образовательном учреждении, как он сам через управляющий совет может на неё повлиять. Проблема в том, что далеко не каждый учитель сегодня понимает, как формируется именно его зарплата, и если она ниже, чем средняя по экономике (а такое возможно, потому что она зависит от его квалификации, нагрузки, личных достижений и многих других факторов), то он может считать, что его обманули. В каждом регио­не должны работать механизмы обратной связи, в том числе горячие линии, и каждый учитель должен своевременно получать ответы на все вопросы, касающиеся его зарплаты.

– Каковы перспективы реализации проекта в 2013 году? И планируется ли продолжение?
– Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал, что необходимо распространять лучшие практики, наработанные в рамках КПМО, в других субъектах Федерации. Сейчас рассматривается вопрос о том, как можно использовать механизмы, выработанные в ходе проекта, при решении вопроса о повышении средней зарплаты педагогам дошкольных учреждений, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования.

В ближайшее время планируется рассмотрение и утверждение комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования на 2013 год. Однако мы предлагаем разрабатывать комплексы мер на период до 2017 года, обсудив их проекты на августовских педагогических совещаниях, а на 2013 год представлять только приложение с расходными обязательствами. Таким образом, комплекс мер может стать центральным документом, определяющим регио­нальную образовательную политику на последующие пять лет. Такое планирование позволит задать её основные векторы на ближайшую перспективу, что позволит реализовать намеченные меры системно и комплексно.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив