RSS Feed

Особый стандарт для особых детей

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Дмитрий Внуков   27.06.2012  11:18

 

Несколько лет назад Институт коррекционной педагогики РАО разработал по поручению Минобрнауки России Проект специального ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот стандарт (СФГОС) предназначен для учеников, которые в силу особенностей своего здоровья (а стало быть, и особых образовательных потребностей), не могут в стандартных условиях освоить обычную программу, адресованную среднестатистическому школьнику. К слову, на этом основании их до сих пор нередко причисляли к категории «необучаемых». Новый стандарт, по замыслу разработчиков, и призван устранить эту несправедливость, предоставив «непохожим» детям равное для всех сограждан право (вместе с условиями, ему сопутствующими) на общедоступное образование, записанное в нашей Конституции.

Еще недавно подавляющее большинство «инаких» ребят гарантированно попадали  в называемые специальные школы и интернаты (часто расположенные за тридевять земель от их родного дома) и были практически лишены возможности сесть за парту рядом со своими нормально развивающимися сверстниками. Что же теперь?  

Сегодня, по данным Минобрнауки России, почти половина из 450 тысяч детей с ОВЗ ходят в обычные школы. Из них более 111 тысяч – занимаются в коррекционных классах. И, стало быть, вынуждены работать по общим (цензовым) учебникам/программам, в тесноватых для них классах, которыми руководят педагоги, зачастую и не подозревающие о реальных диагнозах своих подопечных. Как и о том, что означают все эти ученые термины: «церебральный паралич», «аутизм», «дислексия», «нарушения эмоционального спектра»…

«Именно тот факт, что при совершенно одинаковом клиническом диагнозе и даже возрасте такие дети могут обладать очень и очень разным уровнем ментального развития, способности к коммуникации и взаимодействию с миром, и объясняет, почему мы не вправе, как бы зажмурившись, применить к ним один и тот же стандарт», – говорит Ольга Кукушкина, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИКП РАО.

«Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и вполне относительно легко устранимые трудности, до ребят с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. И образовательные стандарты для них должны быть разными – дифференцированными».

Термин «дети с ОВЗ» слишком расплывчат. Это признают сегодня и маститые эксперты, и рядовые родители. Причем, как сторонники, так и оппоненты инклюзии – то есть, стратегии включения детей с особыми потребностями в единую общеобразовательную среду.

 «Именно поэтому, – продолжает Ольга Ильинична, – мы и посчитали в свое время необходимым настоять на стандартизации нескольких образовательных маршрутов для каждой категории детей с ОВЗ и сделали специальный ФГОС дифференцированным». Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детьми с ОВЗ мы обязаны, говорят дефектологи, предложить им варианты СФГОС, которые бы максимально соответствовали их потенциалу и особым образовательным потребностям,  склонностям.

В результате учеными был разработан набор из четырех «стандартных вариантов».

Так, например, первый вариант СФГОС предполагает полное и безоговорочное включение ребенка в мэйнстрим (инклюзия). В итоге по окончании школы он может получить такой же документ об образовании, как и его здоровый сверстник. Осваивая в общеобразовательной школе основную образовательную программу, ребёнок с ОВЗ имеет право на специальные условия сдачи ЕГЭ и других текущих контрольных срезов. Обязательной является систематическая коррекционная помощь – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции. Структура программы коррекционной помощи задается СФГОС, ее оказывает специалист-дефектолог, который может работать как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе соответствующего вида. Или в другой структуре системы образования/здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля. Неспособность подростка полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта СФГОС в среде здоровых сверстников.

Сотрудники ИКП РАО подчеркивают: первый вариант стандарта (инклюзия)  полезен тем детям с ОВЗ, кто достигает к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого или равного возрастной норме, и уже имеет положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Выбирая второй вариант специального стандарта (цензовый уровень), ребенок получает практически те же знания, что и при первом варианте, но в специальной (коррекционной) школе соответствующего вида; учится по специальным программам и учебникам, находясь при этом в среде сверстников со сходными проблемами развития. Этот сценарий предусматривает пролонгированные сроки обучения, а также сдачу ЕГЭ в специальных условиях. В связи с неизбежной коррекцией среды обучения, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт (социальные контакты), предусматривается специальная многолетняя работа по подготовке ребенка к жизни в более сложных (реальных) условиях, организация его социальных контактов со здоровыми сверстниками, последовательное их расширение.

Третий вариант специального стандарта (не цензовый) адресован детям с тяжелыми недугами, которым не по силам тот уровень образования, который получают их здоровые сверстники. Основное внимание здесь уделяется формированию жизненной компетентности, расширению повседневного опыта, жизненно важным умениям будущего гражданина, которые развиваются за счет закономерного сокращения академического компонента СФГОС. Этот маршрут, понятно, практикуется скорее всего в специальных (коррекционных) школах для детей с ОВЗ. Среда и рабочее место организуются в соответствии с нуждами учащихся школы и особенностями развития конкретного ребенка.

Четвертый вариант СФГОС ориентирован на детей-инвалидов с тяжелыми и множественными недугами. Поэтому и уровень достигаемого им конечного результата школьного образования будет весьма индивидуален. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа с акцентом на формирование навыков самообслуживания. При этом максимально расширяется область развития жизненной компетенции ребенка за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации к активной жизни в семье и социуме.

Смыслом педагогической работы становится индивидуально дозированное, поэтапное и планомерное расширение пространства самостоятельного действия ученика.

Таким образом, данный (четвертый) вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

 

Метки: ,
Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив