RSS Feed

Детский КВН: взгляд изнутри и снаружи

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   05.05.2012  11:13

Великая игра под названием КВН уже больше полувека объединяет творческих, свободных, веселых молодых людей. Раньше движение КВН больше относилось к студенческому возрасту, но со временем возрастные рамки расширились.

Об этом свидетельствует, например, развитие школьного КВН: тренироваться в остроте мышления дети начинают едва ли не с первого класса.

Чем же привлекает молодых людей эта игра? Мы посетили игру III Кубка КВН имени П.Л. Капицы, организованного Российским новым университетом (РосНОУ) и издательством «Просвещение»  для команд школ и колледжей, и побеседовали с ее участниками.

Взгляд изнутри

Ирина Гаврилова: «Это дает в определенной степени ощущение свободы»

Руководитель команды ИК-РА (ГОУ ЦО 1429), занявшей второе место в III Кубке Капицы, Ирина Гаврилова занимается школьным КВН уже пять лет.

— С первой командой «Слитно» мы много побеждали, два года держались в десятке «юниорки», а потом я перешла в другую школу и из трех классов собрала команду ИК-РА. Команда играет первый год, поэтому второе место на Кубке Капицы — для них это очень хорошо, можно сказать, победа.

— Много ли КВН занимает времени? Ребятам еще ведь учиться надо…
— Мы репетируем все свободное время в школе…

— Даже перемены?
— Перемены в первую очередь. После уроков часа по два остаемся, а потом из дома в онлайне переписываемся.У нас есть уютное место в школе — «Форум», круглое помещение с небольшими трибунами и ковром на полу. Там очень приятно, можно поваляться, попрыгать, посмеяться, полежать… Это наша творческая лаборатория, где мы обычно и собираемся.

— А чем вы занимаетесь, когда нет игр?
— Вообще, школе часто требуются КВНщики: что-то провести, организовать, маленьким ребятам показать. Но игры у нас тоже часто: сезон начинается с районных состязаний, потом сразу «юниорка», потом Кубок Капицы… еще у нас будет «Большая авантюра» — это фестиваль, который проводит Лефортово и куда приглашают лучшие московские команды. Получается, что у ребят игры раз в один–два месяца.

Школьная лига сейчас очень активно развивается, прикладываются усилия, потому что юмор хороший, дети перспективные — есть куда двигаться, их ждет большая карьерная лестница впереди.

— А поподробнее…
— Студенческая лига, первая лига, премьер-лига, высшая…

— Какие личностные качества необходимы КВНщику?
— Быть очень зорким, наблюдательным, «схватывать» самые передовые события, чувствовать, что актуально.Утром что-то случилось — уже нужно написать шутку.

— В чем польза от КВН помимо приятного времяпрепровождения?
— Во-первых, дети сразу заканчивают гулять по подворотням — у них на это просто нет времени. Во-вторых, развивается сообразительность. Быстро среагировать на вопрос жюри может не каждый, над этим нужно работать. В-третьих, правильная речь. В-четвертых, раскрепощение. Я не хочу сказать, что КВН ведет ребят к поступлению в театральные вузы, но это дает в определенной степени ощущение свободы. Если сравнить «зеленого» КВНщика в сентябре, то он, как сказала одна команда, действительно сливается с зеленым полем, а весной это уже совершенно другой человек, который может говорить со сцены, петь, танцевать, что-то придумывать, импровизировать.

— Это в личном плане. А если рассматривать в профессиональном…
— Мне кажется, появляется стремление учиться в вузе, потому что в основном люди понимают: наверно, это здорово быть умным, интеллектуальным, продвинутым. Они же здесь играют роли: я — президент, я — профессор… И когда они оказываются перед выбором пойти в институт или забыть про образование, то все-таки хотят учиться, работать и чаще идут в какие-то социальные и технические профессии. КВНщики — это умные, хваткие люди, которые будут полезны в обществе.

Кирилл Поздняков: «Стараемся, потому что вот Антон хочет на первом канале играть…»

Команда «Нелишние», победитель II Кубка КВН имени П.Л. Капицы, существует больше двух лет и организована на базе ГОУ ЦРТДИЮ «Лефортово», руководит которым Кирилл Поздняков. Образовалась команда очень просто — дали объявление, кто хочет играть в КВН. Собрался большой коллектив, в процессе работы многие, конечно, отсеялись, но те, кто остался в команде — действительно, лучшие из лучших

— Кирилл, как готовитесь к играм?
— Нужно написать какой-то материал. Как это сделать? Существует простой старый дедовский метод — мозговой штурм. Мы обговариваем тему, например, политика, новости, реклама и так далее, разбиваемся по двое или трое, расходимся в разные концы. Два человека сидят друг напротив друга и начинают штурмоваться: «я предлагаю то», «я предлагаю это», «ха-ха-ха», получилась миниатюра либо литературная шутка, записали. Через пять минут собираемся, зачитываем, выбираем то, что больше подходит для сценария.

Другой вариант — игра «Кто где?». Кто-то из команды задает вариант «Кто?», допустим «бабушка Бэтмена», далее «Где?» — где точно бабушки Бэтмена быть не может, например, в школе, и дальше пошли миниатюры — «кто где», лучшее записали. Третий вариант импровизации считается самым сложным: все стоят в ряд, я достаю какой-то предмет и прошу быстро придумать смешной рекламный слоган. А перед игрой что мы делаем?

— Разминку! — отвечают ребята хором и тут же начинают показывать.

— Театральную разминку: специальными звуками растягиваем ротовую полость, делаем разминку на выдох углекислого газа, и любимое «Мама мыла раму», зевая, дикция при этом должна быть четкая.

— Серьезный подход!
— Стараемся, потому что вот Антон хочет на первом канале играть…

Взгляд снаружи

А как к явлению под названием КВН относятся университетские преподаватели? Мы обратились к  заведующей кафедрой гуманитарных технологий и профильных дисциплин РосНОУ Елене Чилингир и заместителю декана факультета педагогики и психологии этого же вуза Игорю Звонову.

Елена Чилингир: «Там через край оптимизм бьет, жажда жизни — то, что в детях и должно быть»

— Елена Юрьевна, как КВН влияет на ребенка в плане его личностного развития?
— Влияние КВН, конечно, позитивное, потому что он развивает творчество, навыки публичного выступления, помогает раскрыть таланты. Негативное проявляется, только если все силы уходят на КВН, и это отвлекает от учебы, других обязанностей. Но это не специфика КВН, это касается любого хобби.

— Сейчас мы видим множество бывших КВНщиков в различных юмористических передачах типа Comedy Club, «Наша Russia», качество которых не слишком высокое. Разве это лучшая карьера?
— А чем эта карьера хуже любой другой? Тем более что далеко не все успешные КВНщики идут в юмористические передачи. Многие становятся сценаристами, пишут сериалы — это и интересно, и оплачивается высоко. Некоторые становятся профессиональными актерами, режиссерами, продюсерами, делают свой бизнес, а не просто продолжают играть в то, во что раньше не наигрались. Так что это может быть хорошим стартом для карьеры.

— А в плане качества…
— В любой специальности есть «троечники», которые все равно где-то устраиваются и выполняют работу в соответствующем качестве. Если говорить о качестве телевизионных передач вообще, то юмористические далеко не самые худшие. В плане творчества, мне кажется, хуже всего высшая лига КВН — там наиболее жесткий формат. А когда молодые люди открывают свои юмористические проекты — это же разнообразные типы передач, форматы юмора, разные целевые аудитории. Диапазон увеличивается, есть из чего выбрать.

— Все-таки для меня профессиональный КВН — это личностная деградация. На начальном этапе это живой чистый юмор, а потом он опошляется, что ли…
— КВН на начальном этапе идет на энтузиазме, особенно когда выступают команды не старшеклассников, а пятый-шестой класс: это самые непосредственные команды, там через край оптимизм бьет, жажда жизни — то, что в детях и должно быть. Это нейтрализует недостаток профессионализма, но из жизненного энтузиазма нельзя сделать профессию, поэтому появляется формат, система. Многие команды играют только один сезон, потому что энтузиазм иссяк, а опыта не накопили. Наверно, как и в любой профессии, интерес к делу должен дополняться профессиональными наработками.

Игорь Звонов: «КВН весьма способствует развитию семиотической функции»

— Игорь Николаевич, как КВН в психологическом плане влияет на ребенка?
— Во-первых, дети, которые учатся в школе, находятся в процессе социализации. Социализация — это передача всего накопленного опыта предыдущего поколения, без этого процесса достойным членом общества стать тяжело. В КВН также наблюдается кусочек этого процесса: когда дети готовятся к выступлению, они активно обмениваются информацией.

Во-вторых, можно на это посмотреть с точки зрения психологии общения. Человек становится человеком не от компьютера, телевизора или игрушек, а с помощью общения. Любое общение полезно, здесь же его более чем достаточно. Очень полезно общение неформальное, не связанное с преподаванием, но — с людьми, старшими по возрасту, людьми достаточно творческими.

В-третьих, чем у человека шире круг общения, тем лучше. Когда команды пересекаются между собой, этот круг общения расширяется буквально в геометрической прогрессии.

Наконец, особенностью человеческой психики является наличие у нее так называемой семиотической функции. Человек — единственное живое существо на планете, которое обладает речью и мышлением, и при этом в состоянии создавать символы. Символы — это заместители реальных объектов, ими может быть всё что угодно: слово, рисунок, скульптура… КВН весьма способствует развитию семиотической функции, потому что в нем присутствует много разной символики, которую дети сами придумывают, вырабатывают, используют.
Так что КВН полезен и с точки зрения семиотической психологии.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив