RSS Feed

Татарстан разгружает учителя

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   06.03.2012  15:27

Еще в августе 2006 года правительство Республики Татарстан первым среди регионов заявило о готовности резко сократить избыточный бумагооборот в сфере образования. Сохранить тогда сочли разумным только те документы, необходимость в которых очевидна всем.

Поводом для столь радикального решения послужили цифры аналитиков, из которых явствовало, к примеру, что классный руководитель обязан в течение года предоставлять контролирующим органам до 18 видов отчетности, часто дублирующей друг друга. Причем некоторые документы – ежедневно. Иным учителям, школьным администраторам приходится исписывать по 300 страниц текста, чтобы удовлетворить «годовые аппетиты» управленцев всех калибров и специализаций. Польза же от всей этой бурной деятельности крайне мала.

Как заявил на одной из коллегий образовательного ведомства премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, чиновники уже не успевают даже прочитать все эти кипы бланков, справок и анкет, непрерывно циркулирующих внутри региональной системы образования. Тогда кому, действительно, они нужны?

Рассказывает Андрей Иванович Поминов, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан:
– Еще пять лет назад республика поставила перед собой задачу максимально разгрузить учителей от чуждых им канцелярских обязанностей. Значит, предельно сократить бумажный вал, в котором они просто захлебнулись. Это задача была выдвинута в ряд приоритетных. Но с чего начать?

Прежде всего отмечу, что пока бумаги двигаются как бы в бюрократической тени, школа часто и сама не знает, сколько тонн макулатуры рассылает год за годом в контролирующие инстанции. Наладить грамотное управление этим процессом – означает прежде всего вывести его на свет, сделать прозрачным для общества. Тут все логично и нормально: мы же не ядерными разработками занимаемся, чтобы секретить свою информацию. С другой стороны, как только она появляется в широком доступе всемирной паутины (бывшая «тайна» становится явью), тотчас, «сами собой» отменяются и исчезают очень многие абсурдные проверки, требования и отчеты.

Далее: чтобы освободить учителя от принуждения к подчас излишнему, нелепому бумаготворчеству, нужно если не исключить, то свести, по крайней мере, к ясному, реалистичному минимуму бюрократическую составляющую в его работе.

Только за период с 2009 по 2011 годы бюрократический аппарат Минобрнауки Республики Татарстан сократился в 1,5 раза, а число чиновников в образовании республики – за десять лет – в несколько раз. Так, в столице Татарстана г. Казани были упразднены три из семи районных отделов образования.

Вот так, собственно, у нас и появился решающий эти проблемы соответствующий электронный ресурс – «Образовательный портал Республики Татарстан». Он интегрирует в себе многие сервисы: классный журнал, дневник учащегося, он-лайн общение учителей с родителями. Запись детей в дошкольные образовательные учреждения мы уже в 2011-м году целиком перевели в электронный формат.

Проект потребовал вложений. Недавно все до единого 42 тысячи учителей из 1885 школ республики получили персональные ноутбуки, которые могут использовать по своему усмотрению – и на уроках, и за пределами школы. Параллельно создаются или закупаются цифровые образовательные ресурсы, необходимые для новой системы связи с учителем («Кирилл и Мефодий», «Телешкола»).

Далее, все без исключения учителя прошли базовую подготовку по IT-технологиям. К слову, 44% наших школ оснащены мультимедийным оборудованием, а 16 общеобразовательных учреждений приняли участие в пилотном федеральном проекте по обучению детей на электронных книгах. Тут мы сотрудничаем с очень многими компаниями. Среди них «Интел», «Смарт», «Роснано». Это партнерство выливается в создание конкретных точек роста в республике на базе общеобразовательных учреждений.

Как же работает портал? Вы заходите сюда под своим логином и паролем, заполняете личные данные и ведете в нем, по существу, свою страничку. К вашим услугам электронный журнал, дневники учащихся, различного рода сетевые сообщества – классных руководителей, школьных администраторов, педагогических служб. От сетевого сообщества вы получаете доступ к дополнительным образовательным ресурсам. Все это и интегрировано в образовательном портале. Почему мы пошли по этому пути? Образовательный портал гарантирует сохранность циркулирующей в нем информации, безопасность для всех ее пользователей через соблюдение закона о защите персональных данных. Наконец, он просто удобен в обращении, нравится учителям.

Взять, например, созданный в рамках портала офф-лайн модуль. Он избавляет педагога от необходимости выходить в интернет в тех случаях, когда в том нет особенной нужды. Иначе говоря, учитель просто заполняет на своем компьютере запрашиваемые формы, скидывает их в офф-лайн. А далее компьютер уже без его участия цепляется к интернету и автоматически через офф-лайн модуль производит выброску готового к отправке документа.

Чем мы заняты сейчас? Пытаемся разработать формы, которые заполнялись бы школами не чаще одного или двух раз в год и при этом содержали максимальный объем информации.

В дальнейшем на портале будет создана вся информационная база, которая позволит каждому районному отделу образования или сотруднику профильного министерства генерировать любой необходимый отчет в течение трех-пяти минут.

Важный момент: мы, наверное, первый регион в стране, который попытался решить давно наболевшую проблему с бумажным журналом. Как известно, сейчас учителя-предметники во многих субъектах РФ вынуждены заполнять и бумажный, и электронный журналы. Это вызывает раздражение педагогической общественности, прямо скажем, абсолютно справедливое. Мы же и здесь оказались на полшага впереди своих соседей. Опережая события, глава образования РТ Альберт Харисович Гильмутдинов подписал приказ Минобрнауки Республики Татарстан от 16 декабря 2011 года № 6546/11, согласно которому в школах уже стартовал поэтапный переход от «бумаги» к «цифре».

Так что не исключено, что уже в этом году большинство школ Татарстана откажутся от бумажных классных журналов в пользу электронных. Приказ позволяет по мере готовности школ уходить от привычных ластиков, карандашей и ручек при работе с главным классным документом.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив