RSS Feed

Новые правила для самых маленьких

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   26.03.2012  15:32

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено Минобрнауки РФ 27 октября 2011 года и зарегистрировано Минюстом РФ 18 января 2012 года) вносит немало инноваций в жизнь дошкольников и их воспитателей.

Среди самых важных нововведений отметим возможность открывать «группы по присмотру и уходу за детьми, не реализующие образовательные программы». Кроме того, государство впервые не регламентирует такой показатель как количество и соотношение возрастных групп детей в ДОУ. Решение этого вопроса оставлено на усмотрение учредителя. Учитывая нарастающий дефицит площадей в детских садах (яслях, центрах развития ребенка), показатель наполняемости групп также исключен из нового положения. Вместе с тем оно дает зеленый свет развитию «семейных и дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми», при этом резко расширив перечень лиц, не допускаемых к работе в ДОУ (лица с судимостью, уголовным преследованием и другие). Наконец, особо значим пункт о доступе детей-инвалидов в ДОУ, что предполагает создание всей сопутствующей этому важному процессу инфраструктуры и условий жизни для ребят с ограниченными возможностями здоровья. В целом документ открывает новую страницу в истории развития системы дошкольного образования, поощряя создание частных, домашних детских садов (групп), центров развития ребенка и так далее. Сегодня своими соображениями о новом документе делятся специалисты дошкольного образования.

Заместитель начальника отдела Департамента общего образования Минобрнауки России Оксана Скоролупова: «Нормативно закреплены новые вариативные модели дошкольного образования»

В новом «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» сохранен подход к определению видов ДОУ, введенный постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666. Основной организационно-структурной единицей дошкольного образования является группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), укороченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3–5 часов) пребывания.

В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов ДОУ. Установлена возможность организации в центрах развития ребенка (детских садах) групп оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое. При этом в указанных группах приоритет отдается направлениям, которые наиболее способствуют укреплению здоровья детей, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.
Типовым положением также установлено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов.

Кроме того, новое положение содержит нормы, регламентирующие деятельность семейных дошкольных групп и групп по присмотру и уходу за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В частности, «Типовым положением…» предусмотрены нормы, регламентирующие организацию групп по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В таких группах обеспечиваются содержание деятельности и воспитание, направленные на социализацию и формирование у ребят практико-ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Регламентируется также организация семейных дошкольных групп с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Такие группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Тем самым нормативно закреплены новые вариативные модели дошкольного образования.

В новой редакции «Типового положения…» исключены положения о предельной наполняемости групп. Численность детей в различных возрастных группах дошкольного учреждения будет определяться учредителем, исходя из санитарных норм и правил, а также с учетом штатной численности педагогических работников и вспомогательного персонала. При этом основной задачей дошкольного учреждения остается охрана жизни и сохранение здоровья детей.

Следует также отметить, что новое «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» вступит в силу и может использоваться в деятельности ДОУ только после отмены постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Марина Степанова: «Превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождается неблагоприятными изменениями здоровья детей»

Тот факт, что понятие наполняемости группы исключено из СанПиНов (редакция 2010 года), а затем и из «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», вызывает большую тревогу. Фактически ни один документ отныне не берет на себя ответственность за этот крайне важный показатель благополучия наших детей в детском саду. Новейшая редакция пункта 1.10 санитарных правил (вместо ранее принятых норм, строго дифференцированных в зависимости от возраста и состояния здоровья) предлагает устанавливать количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади группового помещения. Для ясельных групп этот стандарт определяется по формуле «не менее 2,5 квадратного метра на 1 ребенка», для дошкольных — «не менее 2,0 квадратного метра». Из этого можно заключить, что норматив наполняемости детской группы вовсе не рассматривается авторами упомянутых документов как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия.

Среди действующих санитарных правил в области гигиены детства только СанПиНы 2.4.1.2660 — 10, адресованные самой младшей возрастной группе детей, не содержат регламентов наполняемости детских групп.
Как правило, площадь групповых помещений в детских садах составляет 50 квадратных метров. Таким образом, списочный состав группы для детей до 3 лет может отныне включать до 20 детей, а для детей дошкольного возраста — 25 детей.

А ведь согласно данным Рос-потребнадзора за 2010 год значительное число ДОУ в нашей стране работают в условиях переуплотненности. Особенно ярко это видно на примере городских муниципальных учреждений, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2%, а в ряде регионов — в два-три раза.

Следует также отметить, что такого рода аномалии противоречат По-становлению № 88 Минтруда РФ «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» (от 21.04.1993 года). Предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении, как следует из Постановления, составляет 10 детей в возрасте до одного года, 15 детей в возрасте от года до трех лет и 20 детей в возрасте свыше трех лет. Поэтому увеличение численности детских групп сверх указанных нормативов нарушает еще и права воспитателей. Если обратиться к зарубежному опыту, то соотношение количества детей и педагогов в детских садах многих европейских стран, США составляет, как правило, 1 педагог на 10–15 детей.

Такая ситуация влечет за собой ухудшение не только качества образовательных услуг, но и оздоровительной работы в ДОУ. Не вызывает сомнений, что предложенный новый расчет минимально необходимой площади без учета места, занимаемого мебелью, приведет к сокращению развивающей среды: игровой, художественно-эстетической, оздоровительной; резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск травматизма.

По мнению известного российского дефектолога В.И. Лубовского, около 48% новорожденных страдают от пре- и перенатальной патологии и нуждаются в коррекционной помощи. Более половины дошкольников, посещающих общеразвивающие группы, имеют те или иные нарушения в развитии речи. Еще больше детей с функциональными нарушениями или хронической патологией нуждаются в регулярном медицинском сопровождении, оздоровительных мероприятиях, проведение которых возможно и очень желательно в дошкольном учреждении. Реализация личностно ориентированного подхода к ребенку, организация коррекционной помощи, столь необходимой сегодня значительному числу детей дошкольного возраста, в таких условиях становится сомнительной. Кроме того, избыточная наполняемость детских групп существенно увеличивает риск ухудшения качества воздушной среды и повышения уровня шума в помещениях детского сада. Остается открытым вопрос о том, как устанавливать наполняемость детских групп компенсирующего вида, групп, которые включают детей разного возраста, и других.

Результаты наших исследований прослеживают достоверную взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Получены убедительные данные о том, что превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождается неблагоприятными изменениями здоровья и самочувствия детей: достоверно увеличиваются показатели сильной и выраженной степени утомления в конце дня, повышается степень невротизации, ухудшается психоэмоциональное состояние, увеличивается число пропусков по болезни. Возрастает риск увеличения числа детей с хронической патологией за счет перехода детей из 2-й в 3-ю группу здоровья.

Это подтверждает наше представление о том, что показатель наполняемости детских групп должен быть внесен в соответствующие санитарные правила и его следует рассматривать как один из индикаторов санитарно-эпидемиологического благополучия детей
в дошкольном учреждении.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив