RSS Feed

Позитивный контент: стать нормой

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   20.03.2012  16:12


Интернет стал для нас не только основным источником информации, но также и средством связи, развлечением, посредником в деловом общении. Но, помимо благ, Всемирная паутина несет в себе еще и опасности, которым подвержены в первую очередь дети. Вопросам формирования подходящего для детей контента было уделено особое внимание на ежегодном Форуме безопасного Интернета.

Что такое позитивный контент? Точного ответа на этот вопрос нет. Мы будем подразумевать под этим термином сайты, безопасные для детей и подростков как в содержательном отношении, так и в плане отсутствия вирусов и вредоносного программного обеспечения. Поиском как раз таких сайтов озадачилась компания RU-CENTER, организовавшая в 2009 году первый конкурс «Позитивный контент».

– На третий по счету конкурс пришло более тысячи заявок, из которых мы одобрили только половину, — рассказывает представитель компании RU-CENTER Виктория Бунчук. — Из них мы выбрали 22 сайта-победителя в разных номинациях. Это яркие, интересные, познавательные сайты. Среди них есть популярные, например www.smeshariki.ru, есть менее известные, представленные различными регионами — le-savchen.ucoz.ru (сайт учителя математики из города Полярные Зори Мурманской области).

Часть сайтов, созданных на бесплатных хостингах типа narod.ru, ucoz.ru, не смогли принимать участие в конкурсе наравне с другими. На них появляется различная реклама, которую создатели сайтов контролировать не могут. Приятно, что благодаря конкурсу многие участники начали избавляться от контекстной рекламы, переходить на программы более высокого уровня.

– Сайты какого содержания были наиболее распространены?
– Конечно, в большей степени сайты, содержащие игровой контент. Но также было множество информационных, познавательных ресурсов, таких как: «занимательная физика», «занимательная математика», тренажер, который учит играть в шахматы, сайт спортклуба, который привлекает статьями о каких-то видах спорта…

– Как конкурс «Позитивный контент» может помочь созданию благоприятной интернет-среды для молодежи?
– Конкурс формирует некий «белый лист», ведь недостаточно только запрещать неблагоприятные для детей ресурсы, их необходимо замещать. Тем более что замещать есть чем, не хватает возможностей. Конкурс проходит, можно сказать, на общественных началах: крупные организации — «Лаборатория Касперского», PROMT, «Ростелеком» и многие другие — ищут сайты с добрым, интересным контентом, а затем распространяют о них информацию. Но организации, которая помогла бы этим сайтам развиваться и смогла бы их популяризировать, вывести на другой уровень, не существует. В этом и заключается главная проблема — отсутствие перспективы.

По мнению Константина Преображенского, продюсера проекта «Жужа» (www.juja.ru, лауреат в спецноминации «Лучший детский сайт»), проблема подобных конкурсов заключается в том, что «зачастую ресурсы для детей существуют отдельно, конкурсы этих ресурсов — отдельно, а интересы детей вообще отслеживает четвертая сторона. В чем огромный плюс этого конкурса — он позволяет популяризировать то, что энтузиасты делают для детей».

– Нужно понимать, что сайты-участники таких конкурсов маргинальны, потому что их посещаемость зачастую мизерная, — отмечает Константин. — У детских ресурсов нет главного, нет двигателя — заинтересованности. А появиться ей мешают, во-первых, закон о рекламе, во-вторых, некое нравственное убеждение, которое не позволяет монетизировать сайты традиционными для Интернета методами. Поэтому детским проектам необходимо финансирование, источников которого мало.

Один из энтузиастов детского сайтостроения сам относится к его целевой аудитории. Сергею Абрамову, создателю «Блога школьного всезнайки», всего пятнадцать лет. В своем выступлении на круглом столе на Форуме безопасного Интернета он попытался проанализировать, в чем причины существования в Сети негативного контента.

– Первое — это «синдром интеллектуальной пассивности», — объясняет Сергей Абрамов. – Опрос среди британских подростков выявил, что многие дети отказываются вести активную умственную деятельность, предпочитая деятельность «эффектную». Например: одному ребенку покупают конструктор, а другому — машинку. Ребенок, который играет с конструктором, что-то создает, фантазирует, здесь идет умственная деятельность. А ребенок, который играет с машинкой, бьет ее о стену, и это выглядит эффектно. Когда эти дети вырастают, первый становится программистом или веб-дизайнером, его постоянно что-то интересует, он что-то придумывает, а второй постоянно сидит «ВКонтакте» и обновляет статусы: у него совершенно другое понимание жизни, у него не стоит задача что-то создать. Такая проблема существует у очень многих подростков.

Еще один пункт — родовая болезнь Интернета — визуализация. Интернет был создан, чтобы максимально обрисовать контент, придать ему другую форму. Но известно, что чтение развивает, просмотр же видео тормозит развитие. Сейчас многие подростки считают, что получать информацию проще и быстрее через медийные формы: они не хотят читать книги, предпочитая посмотреть полуторачасовой фильм, якобы что-то отложится в голове.

Третье — особенности физиологического развития. Подросток, что называется, «застрял посередине» между ребенком и взрослым. Внутренние недостатки «взрослости» подростки пытаются компенсировать взрослыми объектами. Девочки красятся, носят дорогую одежду, мальчики проявляют агрессивность. Когда такие подростки выходят в Интернет, они начинают активно заниматься кибербуллингом (cyber-bullying, виртуальный террор).

Видимо, проанализировав эти причины, Сергей Абрамов создал свой проект — познавательный портал для подростков «Блог школьного всезнайки» (www.e-parta.ru). По мнению самого автора, этот сайт выгодно отличается своим понятным языком («…я — подросток, и мне легче что-то объяснить другому подростку»), использованием интерактива (видео, картинки, галереи, флеш-приложения), практическим характером информации («от образования к познанию»). Множество идей в процессе реализации — вебинары («… суть заключается в передаче знаний старшего поколения — преподавателей вузов, экспертов в своей области — детям»), проект дистанционного обучения, олимпиады, онлайн-турниры. Минус только один — всё та же маргинальность: о «Блоге школьного всезнайки» знают очень и очень немногие…

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив