RSS Feed

Определение качества дошкольного образования — это комплексная проблема

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Нина Федина   21.03.2012  12:55

Качество дошкольного образования волнует в равной степени как родителей, так и специалистов.
О том, какие подходы разрабатываются и какие меры предпринимаются в данном направлении, рассказывает заместитель директора Института стратегических исследований РАО, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной думы РФ, руководитель авторского коллектива ПМК «Успех» Нина Федина.

Вопрос о качестве дошкольного образования (ДО) можно назвать дискуссионным, а проблему его определения — не решенной до настоящего времени. Большинство родителей и практических работников рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейских представлений о добротности и полезности образования, предлагаемого дошкольникам. Такой подход достаточно субъективен.

В сфере управления ДО длительный период доминировало следующее положение: качество образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им. Данный подход уже демонстрирует попытку найти какое-либо объективное основание для определения качества дошкольного образования. Однако любой здравомыслящий человек легко найдет, в свою очередь, и справедливое основание для критики этого подхода, ведь прекрасные условия осуществления образовательного процесса — еще не гарантия его качества. Не красна изба углами…

Между тем процесс модернизации российского образования, построение единой и непрерывной системы образования, включающей преемственные уровни от до-школьного до высшего, настоятельно требуют четкого ответа на вопрос: что понимать под качеством образования на каждом из уровней?

В соответствии с действующим законодательством стандарты образования представляют собой совокупность трех групп требований:
• к структуре основных образовательных программ (содержательная группа требований);
• к условиям реализации этих программ (ресурсная группа);
• к результатам их освоения (си-стемообразующая группа требований, ибо подходы к определению результатов определяют и структуру образовательных программ, и условия их реализации).

Подчеркнем — совокупность. Следовательно, определение качества образования — это определение соответствия фактического состояния образовательной деятельности (программ, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.
К сожалению, для системы до-школьного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет, то есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а об отдельных свойствах дошкольного образования.

Даже с точки зрения формальной логики в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве в целом. Таким образом, мы вновь сталкиваемся с односторонним подходом к оценке качества ДО фактически как к оценке качества созданных для его осуществления условий.

Неполнота, недостаточность действующего законодательства в сфере дошкольного образования проявляется также и при определении процедур государственной регламентации. В сфере ДО установлены только лицензирование и государственный надзор. Содержанием лицензирования и государственного надзора является опять-таки контроль условий осуществления образовательного процесса. Контроль качества образования в целом составляет содержательную основу процедур государственной аккредитации и государственного контроля качества образования, но эти процедуры не распространяются на дошкольное образование.

Таким образом, определение качества ДО — это комплексная проблема, требующая внесения изменений и дополнений в действующее нормативное правовое обеспечение системы до-школьного образования как в части установления полноценного ФГОС дошкольного образования, так и в части изменения объема и содержания процедур лицензирования и государственного надзора. В ходе указанных процедур необходимо оценивать не только условия осуществления образовательного процесса, но и программу, по которой работает детский сад, и сам образовательный процесс, и его результаты.

В 2011 году Министерство образования и науки РФ начало работу по определению качества до-школьного образования в целях обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования: образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования и так далее. Промежуточные результаты данной работы апробированы в семи субъектах РФ и активно обсуждаются в экспертном сообществе.
В перспективе (2012–2013 годы) — разработка процедур оценки качества дошкольного образования, главными составляющими которых должны стать максимальная объективность и известный принцип «Не навреди». Для этого предполагается осуществить разработку стандартизированных оценочных листов с единым механизмом обработки для установления степени соответствия качества ДО требованиям к структуре ООПДО и условиям ее реализации, а также стандартизированных карт развития ребенка для установления степени соответствия качества ДО требованиям к результатам освоения ООПДО детьми дошкольного возраста.

В заключение отметим, что не менее значимым признаком качества образования является удовлетворенность потребителя его состоянием. Образование должно не только соответствовать стандарту, но при этом и «нравиться» потребителю. В ряде регионов РФ уже проводятся открытые социологические опросы по данной проблеме. Результаты опросов размещаются на соответствующих сайтах, анализируются органами управления образованием. Иными словами, важна не только профессиональная, экспертная оценка качества дошкольного образования, но и оценка общественная, по-скольку образование, в том числе и дошкольное, — открытая российскому обществу система.

О программе «Успех»
К началу 2011/12 учебного года педагоги России получили пособия, необходимые для реализация ООПДО. Это примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», методические рекомендации к ней, наглядный материал и пособие с электронным приложением по мониторингу достижения детьми планируемых результатов освоения программы, описание основных форм совместной деятельности взрослых и детей в условиях введения ФГТ, а также демонстрационное пособие «Календарь» для детей всех возрастов, с помощью которого можно сделать интересной и увлекательной организацию ежедневного процесса реализации программы на основе международного и российского календаря праздников.

К началу 2012/13 учебного года комплект будет значительно расширен. В дополнение к нему выйдут:
• для педагогов и родителей: «Особенности психолого-педагогической работы» (как вести себя взрослым с особыми дошкольниками — стеснительными, активными, одаренными), «Советы для родителей»;
• для совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей): «Путешествия по России и по миру» (с рисунками и рассказами о самом интересном и значимом в России и мире), «Наша мастерская» (с заготовками для украшения группы детского сада к праздникам), серии «Сказки для любознательных» (для совместного «включенного» чтения взрослых и детей), «В кругу друзей математики», фонохрестоматии «Слушаем музыку» (с лучшими образцами «золотого фонда» музыкального искусства для дошкольников) и другие;
• для детей: тетрадь для индивидуальной работы ребенка шестилетнего возраста «Готовимся к школе», серии «Умелые пальчики» и «Умные раскраски» (то, что больше всего любят дошкольники, — рисовать и мастерить).

Словом, всё, чтобы сделать жизнь взрослых и детей дошкольного возраста интересной и, конечно, успешной!

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив