RSS Feed

Мы переходим к новой парадигме понимания учебного контента

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Игорь Мытько   13.02.2012  14:41

О том, как меняются приоритеты учебного книгоиздания в современных условиях, рассказывает генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

– Александр Михайлович, как вы оцениваете качество современных школьных учебников?
– Говорить о том, улучшилось или ухудшилось качество действующих школьных учебников, я думаю, не вполне корректно, поскольку учебники как создавались, так в значительной степени и создаются под устаревшие требования прежних федеральных стандартов и не сильно учитывают современные реалии. Я имею в виду прежде всего развитие информационно-образовательной среды.

– Какие же задачи призван решать современный учебник?
– Если мы задумаемся, какие ключевые компетенции нам абсолютно необходимы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в этом мире, то поймем, что пять лет назад этих компетенций не существовало. И мы даже предположить не можем, какие компетенции будут абсолютно необходимы и какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда в 2022 году, когда дети, сейчас пошедшие в первый класс, окончат школу.

Система образования и общество в целом живут сегодня в условиях исключительно быстрых технологических и связанных с этим иных изменений. Потому задача разработчиков новых стандартов состояла в том, чтобы создать школу, которая позволит нашим детям быть гибкими, адаптивными, быстро реагирующими на ситуацию в меняющемся мире. Соответственно и учебники наших детей должны обеспечивать решение этих задач. При этом сегодня мы уже не можем говорить только об учебнике в отрыве от всех материалов, которые его сопровождают, формируя учебно-методический комплекс и выполняя различные дидактические, методические, информационные функции для ученика и для учителя. Мы переходим к новой парадигме понимания учебного контента, где учебник — только небольшая часть, своеобразный гид, позволяющий выстроить индивидуальный маршрут или образовательную траекторию для учеников, естественно, с участием учителя.

В связи с этим приведу слова Стива Джобса о том, что главным капиталом сегодняшнего человека является его креативность. В понимании того же Джобса креативность — это способность человека складывать частички своего опыта для порождения нового. Задача системы образования — создать в школе ту ситуацию, когда ребенок получает абсолютно необходимый объем знаний, позволяющий ему складывать это знание и генерировать новое. Ключевым становится освоение универсальных учебных действий, компетенций и компетентностей, которые позволяют ему эти частички знания объединять в нечто новое, что даст обществу возможность почувствовать себя уверенным в своем дальнейшем развитии. Роль образовательного контента, который сосредоточен в учебнике и всех сопровождающих материалах и пособиях, его подбор и организация в этом процессе являются решающими.

– Что должно измениться в принципиальных подходах к созданию учебного контента?
– Во-первых, в современных условиях исключительная роль принадлежит формированию междисциплинарного знания, межпредметным умениям и навыкам. И сегодня я вполне ответственно заявляю, что учебники, которые сейчас являются массовыми, в очень короткой перспективе должны быть кардинально переработаны либо заменены. Парадигма образования меняется кардинально: от передачи знания к формированию компетентности самостоятельного овладевания знанием, генерации нового знания.

Во-вторых, это переход от классно-урочной системы к открытым образовательным технологиям. Сегодня ребенок может через Интернет войти в образовательное пространство другой школы, другой территории, другого государства и получить ту информацию, которая ему необходима. Это очень обостряет конкуренцию на образовательном поле и оказывает глобальное воздействие на рынок учебного книгоиздания.

Современный ребенок, и я это вижу на собственных внуках, уже в возрасте примерно двух лет начинает играть на смартфонах, IPad и другого рода планшетниках. Появляются великолепные программы для дошкольного образования. И если этот ребенок через три года войдет в первый класс, где Мариванна достанет счеты и известную всем нам с детства кассу, то ему, мягко говоря, станет грустно и совсем неинтересно. Поэтому перед разработчиками учебного контента стоит очень серьезная задача: создавать продукт, соответствующий уровню развития детей, технологий и современного научного знания. В этом отношении знаковым событием является презентация Apple платформы для создания учебников, которая состоялась 19 января 2012 в музее Гуггенхайма.

Эту парадигму развития учебного книгоиздания сегодня видит перед собой издательство «Просвещение». Сегодня мы работаем с учебно-методическим комплексом или тем, что мы уже называем образовательной средой образовательного учреждения, которая является цифровой и объединяет всех участников образовательного процесса — родителей, учителей, учащихся, общественность.

И это, конечно, уже совершенно другие финансовые запросы. Что сегодня мы видим на мировом рынке в трендах развития крупнейших учебных издательств? Во-первых, приобретаются крупные мультимедийные компании, развиваются системы дистанционной поддержки и повышения квалификации учителей, создаются крупные мультимедийные холдинги. Вторая тенденция — учебное издательство, которое не способно разработать и создать собственный учебный контент в цифровом виде, поглощается крупными мультимедийными холдингами.

– Является ли достаточной для развития современного учебного контента проводимая сейчас процедура экспертизы учебников?
– С моей точки зрения, существующая процедура экспертизы учебников недостаточна. И здесь есть несколько моментов.

Первое — психолого-педагогическая наука пока не дает адекватного ответа на вопрос об особенностях организации учебного процесса с учетом развития информационно-образовательной среды и о том, какими должны быть учебные и учебно-методические материалы, обеспечивающие успешность этого процесса, каковы новые требования к отбору содержания образования.

Второй важный момент является в определенной степени следствием первого — в стране практически нет экспертов, способных оценить современный учебно-методический комплекс и педагогическую эффективность электронных ресурсов.

Третий момент — это, конечно, то, что предметом экспертизы сегодня является только бумажный учебник. О современном учебно-методическом комплексе, включающем рабочие тетради, атласы, мультимедийные приложения, о совокупности учебно-методических комплексов по отдельным предметам, обеспечивающих реализацию стандарта на конкретной ступени обучения, а уж тем более о среде речь пока не идет. Это очень сложный вопрос, сложная научно-методическая проблема, которая требует системного решения.

Департамент общего образования Минобрнауки уже сделал серьезный шаг в направлении совершенствования процедуры экспертизы. Я имею в виду предложенные ключевым экспертным организациям — Российской академии образования и Российской академии наук — форматы проведения экспертизы на предмет соответствия представленных учебников требованиям современных федеральных государственных образовательных стандартов. Но это только самые первые шаги.

– С учебниками по каким предметам дела обстоят хуже/лучше? И почему?
– Я думаю, что здесь ситуация достаточно ровная, хотя должен отметить, что при решении задачи формирования универсальных учебных действий, надпредметных и междисциплинарных умений, ценностно-смысловой сферы ребенка особое внимание должно уделяться интегрированным предметам. И вот здесь ситуация не очень хорошая, поскольку традиционно наши специалисты и методисты считают, что интегрированные предметы решают задачу сокращения нагрузки на учащегося — допустим, гуманитарного направления, когда ребенок, вместо того чтобы изучать физику, химию и биологию, берет естествознание. Это абсолютно неверное представление. Интегрированные предметы задают деятельностные принципы организации содержания образования, позволяют детям взглянуть на проблему не с узкопредметной точки зрения, а с точки зрения различных предметов, формируют виды и способы деятельности, необходимые для глубокого понимания ситуации в культуре, науке, экономике, политике, социальной сфере, самоопределения и эффективных действий в конкретной ситуации.

– Как при огромном количестве рекомендованных учебных пособий обеспечить единство образовательного пространства?
– Новый государственный образовательный стандарт — это стандарт вариативности. Я считаю, что учебников может быть много, но они должны быть качественными и соответствовать требованиям стандарта. Безусловно, есть учебники, которые предлагать современным школьникам просто безнравственно и цинично, но и они попадают в перечень.

Чтобы обеспечить качество новых учебников, мы разрабатывали для авторов техническое задание, в котором ставились задачи по доработке текстов и методического аппарата в соответствии с каждым новым положением ФГОС. Мы, наверно, даже опубликуем те матрицы, которые были предложены нашим авторам и редакторам. И я бы предложил своим коллегам-издателям использовать их для оценки качества проработки своих учебников.

– Есть ли будущее у бумажных учебников?
– Я думаю, это вопрос риторический. Все мы со временем откажемся от бумажных книг. Но по крайней мере на ближайшую перспективу серьезной угрозы бумажному учебнику я не вижу, хотя считаю, что издательство «Просвещение» к 2020 году будет выпускать не менее 50% контента в электронном виде и 50% — в бумажном. Возможно, я ошибаюсь, и это соотношение будет иным — естественно, в пользу электронного контента.

 

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив