RSS Feed

Современные образовательные ресурсы

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Виктор Дронов   14.02.2012  15:49

Термин «информационно-образовательная среда» становится легитимным. Теперь это не только элемент научного содержания, монографий и статей.

Об учебно-методических комплексах как основе информационно-образовательной среды и о системах УМК издательства «Просвещение» рассказывает главный редактор Виктор Дронов.

В федеральных государственных образовательных стандартах записано, что главным документом, определяющим работу любого образовательного учреждения, является основная образовательная программа соответствующей ступени образования. Это значит, что каждое образовательное учреждение, которое хочет работать на законных основаниях в российском образовательном пространстве, должно разработать на основе типовой образовательной программы свою основную образовательную программу соответствующей ступени образования.

В стандарте подчеркивается, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Понятно, что вся информация учебного, методического характера, которая позволяет организовывать процесс обучения на современном уровне, осуществлять квалифицированную методическую поддержку образовательного процесса, вести различного рода дополнительные образовательные программы, организовывать деятельность в рамках второй половины дня, обеспечивается современной информационно-образовательной средой. То есть это понятие сформулировано на уровне обязательного требования к образовательному учреждению. Таким образом, формируя основную образовательную программу, образовательное учреждение обязательно должно сформировать собственную информационно-образовательную среду, которая будет отвечать профилю данного учреждения, его региональным особенностям.

В стандарте дается четкая расшифровка понятия информационно-образовательной среды. Прежде всего это комплекс информационно-образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы. У образовательного учреждения должна быть совокупность технологических средств: компьютеры, информационно-коммуникационное оборудование, каналы связи, которые обеспечивают выход в Интернет.

И самое сложное на сегодня. Как показывает опыт, для того чтобы успешно работать в информационно-образовательной среде, нужна система современных педагогических технологий, которые позволяют успешно организовать обучение. Осмысление педагогической наукой возможностей и особенностей использования информационно-образовательных ресурсов отстает от стремительного развития таких ресурсов. Возможности использования электронных ресурсов в образовательном процессе становятся практически безграничными, и задача учителя — проявить определенную квалификацию. Учитель должен стать предметным экспертом, который может для себя отобрать то, что правильно с точки зрения современной науки, что может дать надлежащий эффект в обучении.

Требование работы в современной информационно-образовательной среде возникло не случайно. К сожалению, я должен констатировать, что многие учебно-методические комплекты, которые сегодня используются в школе, остановились на этапе формирования знаний, умений и навыков. Многое из того, что использует школа, уже не отвечает современным требованиям. Необходим переход к деятельностной парадигме, к реализации системно-деятельностного подхода, к формированию универсальных учебных действий. Недостаточно сегодня только методического пособия и рабочей тетради. Появляется множество специализированных элементов, которые позволяют отрабатывать важнейшие практические навыки. Поэтому в наших учебно-методических комплексах уже фигурирует не рабочая тетрадь, а тетрадь-тренажер, позволяющая тренировать метапредметные навыки, которые раньше наша школа формировала очень слабо. Наконец, деятельностная парадигма неразрывно связана с информацией. Умение грамотно работать с информацией и информационно-коммуникационная грамотность становятся важнейшим требованием подготовки наших учащихся.

Завершается диалектический переход к новым формам обеспечения образовательного процесса. Это необходимо учитывать, чтобы правильно сориентироваться в тех предложениях учебной литературы, которые сейчас формируются в федеральном перечне учебников и предлагаются в торговых структурах.

Переход от написания отдельных учебников к формированию завершенных предметных линий происходил постепенно. Затем возникло понятие системы учебников, потом понятие «учебно-методический комплект», и вот сейчас на рынке все больше присутствует учебно-методический комплекс, который можно считать ядром, основой современной информационно-образовательной среды по предмету. А совокупность учебно-методических комплексов образует информационно-образовательную среду соответствующего образовательного учреждения.

Отличие учебно-методического комплекса от учебно-методического комплекта не только в количественном наполнении, но и в том, что учебник начинает выступать организационным ядром, путеводителем по всему образовательному пространству. Комплекс содержит отсылки и к другого рода учебно-методическим пособиям.
Он строится таким образом, чтобы образовательное пространство делало необходимым использование разнообразных средств обучения. В современном учебнике должны быть обязательные ссылки на интернет-ресурсы, чтобы учащийся мог выходить в открытую образовательную среду. И, наконец, со-временный учебно-методический комплекс должен предусматривать соответствующую работу по повышению квалификации учителей.

Учителя и в России, и за рубежом задают один вопрос: «Нам дали большое количество разнообразных материалов, в том числе в электронной форме, и подключили к Интернету, но как с этим эффективно работать? Мы должны получить новое качество образования, но как это сделать?»

Вот для этого и требуется педагогический отбор, педагогическая экспертиза, методическое осмысление разнообразных электронных ресурсов. Поэтому, когда мы ратуем за то, чтобы учитель работал по тому или иному учебно-методическому комплексу, мы должны включать элементы методического сопровождения для учителя, обучая его и разъясняя, как работать с продуктом.

Пусть вас не пугает термин «педагогическая технология». Технология — это совокупность определенных последовательно выполняемых операций, которые позволяют нам получить качественный результат. Задача учебника — формирование знаниевой основы — остается неизменной, но он должен быть дополнен специальными изданиями. Хочешь отрабатывать навыки — вот тетрадь-тренажер. Хочешь проверить свои знания — есть или специализированное печатное издание для проверки знаний, или электронные тесты. Поэтому я активно ратую за технологизацию (в хорошем смысле) педагогического процесса. Это действительно цепь технологических педагогических операций, правильно выполнив которые, учитель и ученик получают надлежащий результат.

Переход от учебно-методического комплекта к учебно-методическому комплексу реализуется по нескольким направлениям. Это изменения в содержании учебно-методического комплекса, которое строится совершенно по-другому. Это изменения в методике, потому что сегодня осуществляется переход от классической методики преподавания предмета, по которой мы все когда-то учились, к реализации концепции педагогических технологий. И, наконец, это технологический переход, потому что для учителя становится жизненной необходимостью свободное обращение с компьютером, интерактивной доской, интернет-ресурсами.
Чуть подробнее о каждом из этих переходов.

Что меняется в содержании? Прежде всего появляются новые компоненты — электронные образовательные ресурсы. Если учитель и ученик активно выходят в Сеть, то фактически объем этих содержательных ресурсов не ограничен. Можно использовать ресурсы зарубежные, ресурсы из смежных отраслей знаний, фонды библиотек, музеев и так далее. Поэтому учебно-методический комплекс, в отличие от учебно-методического комплекта, — это открытая информационно-образовательная среда. Она информационно избыточна, и это не случайно, потому что только имея большое количество разнообразных ресурсов, можно и эффективно осуществлять межпредметные связи, и формировать метапредметные навыки, и, самое главное, — строить индивидуальные образовательные
траектории.

Такой подход меняет роль и значение компонентов учебно-методического комплекса. Мы привыкли в рамках классической методики говорить о том, что главная книга для учителя и ученика — это учебник, основа основ, и если ученик открыл учебник, то тем самым фактически выполнил свою функцию образования. Сегодня это совершенно не так. Значение отдельных компонентов очень сильно видоизменяется, изменяются и функции учебника в системе учебно-методического комплекса. Учебник фактически выполняет две основные функции. Одна из них — формирование основ предметных знаний, которые никуда не уходят и остаются базой современного образования. Вторая функция — служить своего рода путеводителем по учебно-методическому комплексу.

Формирование различного рода практических и проектных навыков, работа с информацией — новые аспекты, которые в стандарте становятся одними из самых главных. Их учебник решить уже не может. Эта функция передается большому и разнообразному шлейфу, который сопровождает учебник. Поэтому недостаточно выбрать какой-то учебник из федерального перечня — опираясь только на учебник, требования стандарта выполнить невозможно.

Расширяются функции самого учебно-методического комплекса. Когда люди получают доступ в Сеть (а мы в издательстве формируем специальные сайты, которые сопровождают наши крупные проекты), открывается возможность сетевого взаимодействия, и мы активно продвигаем к этому и учителей, и учеников. Учитель перестает быть предоставлен самому себе, у него появляется возможность обмена методическими новинками, методическое сопровождение, возможность организации творческих конкурсов для учеников.

Если говорить о функциональных отличиях, то состав учебно-методического комплекса намного шире, чем состав учебно-методического комплекта, и в нем появляется много специальных изданий и на бумаге, и в электронной форме.

И самое главное отличие нашей продукции от продукции других издательств — это наличие электронного приложения к учебнику, где мы можем сконцентрировать всю методически отобранную информацию, которая необходима и учителю, и ученику. По крайней мере, на 80% эта задача уже выполнена, и скоро ни один учебник издательства «Просвещение» не будет выходить без электронного приложения.

Почему мы настаиваем на том, что надо формировать учебно-методические комплексы? Потому что только учебно-методический комплекс позволяет реализовывать полный функционал основной образовательной программы. В этом году кардинально изменилось построение федерального перечня учебников. Если ранее присутствовал такой термин, как «система учебников», то теперь от него отказались. Это многих вводит в заблуждение. Ведь в прошлом году в перечне были представлены четыре системы учебников для начальной школы, две из которых — системы издательства «Просвещение». В регионах даже ведутся разговоры о том, что это понятие якобы себя дискредитировало.

Тут следует учитывать, что понятие «система учебников» для формирования федерального перечня было введено фактически с целью обеспечения экспертизы учебников на соответствие требованиям ФГОС. «Просвещение» в своей работе оперирует другим понятием — «система учебно-методических комплексов».

Система учебников объединяет только учебники того или иного издательства, и сам учебник или даже система учебников не позволяют в полной мере выполнить требования федеральных государственных образовательных стандартов. Мы же формируем и будем продолжать формировать две системы: «Школа России» и «Перспектива», которые охватывают всю нашу продукцию с первого класса до старшей школы включительно. Но это будет не система только учебников, а система учебно-методических комплексов, то есть учебника и всего разнообразного шлейфа. Поэтому мы везде будем разъяснять, что от закупленных ранее систем нашего издательства отказываться не надо, эти системы будут формироваться и дальше.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив