RSS Feed

«Мы предлагаем системное сотрудничество для повышения инвестиционной привлекательности регионов»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Белла Сорсорова   22.02.2012  10:32


Издательство «Просвещение» продолжает заключать соглашения о сотрудничестве с российскими регионами: в начале февраля соглашения подписали губернаторы Калужской и Калининградской областей. В чем будет заключаться совместная работа с субъектами Федерации, рассказывает генеральный директор «Просвещения» Александр Кондаков.

— Александр Михайлович, издательство «Просвещение» всегда сотрудничало с регионами, потому что в любом регионе значительная доля школьников учится по вашим учебникам. Зачем понадобилось заключать соглашения с конкретными субъектами Федерации?
— «Просвещение» давно вышло за рамки производства учебников. И сейчас речь идет не только и не столько об их поставках, сколько об участии издательства в развитии региональных систем образования, системном сотрудничеством с руководством субъектов Федерации по решению задач социально-экономического развития. Конечная цель – повышение инвестиционной привлекательности субъекта Федерации, улучшение инвестиционного климата, важнейшим фактором которого является система образования.

Образование является важнейшей социальной деятельностью общества. К сожалению, последние два десятилетия мы рассматривали школу как механизм трансляции знаний, хотя на самом деле и школьное, и дошкольное образование – это основа формирования человеческого потенциала страны, региона, города.

Инвестиционный климат определяется не только эффективной работой учреждений профессионального образования. При выборе региона для любого инвестора, российского или западного, важно качество его социальной инфраструктуры. Если в регион приезжают работать ведущие менеджеры, ученые с мировым именем, они, в первую очередь, задумываются о том, в каких школах будут учиться их дети.

«Просвещение» сегодня – это один из европейских лидеров не только в создании образовательного контента, но и в современных психолого-педагогических разработках, в формировании образовательных программ. Мы отталкиваемся от запросов общества, семей, причем не сегодняшних, а прогнозных, глубоко анализируем социально-экономические процессы, тенденции развития современных технологий и запросов каждого региона. Издательство растет на фоне падающего рынка, а это значит, что нам доверяют учителя, родители, дети.

— Что издательство может предложить регионам, помимо учебно-методических комплексов?
— Во-первых, это консультационная и научно-методическая поддержка введения новых образовательных стандартов общего образования. Эти документы разрабатывала команда издательства, и мы заинтересованы в том, чтобы наше понимание транслировалось в регионы и адаптировалось с учетом местных особенностей.
Многие субъекты Федерации уже взаимодействовали с нами при переходе на стандарт начальной школы, впереди – основная школа, и это намного сложнее. С детьми работают учителя разных предметов, и необходимо формировать школьные команды, способные реализовывать системно-деятельностный подход через учебно-исследовательскую и проектную деятельность. К сожалению, существующая инфраструктура системы образования не в состоянии обеспечить успешное введение стандартов нового поколения в основной школе, и мы как разработчики предлагаем модели реализации стандарта с последующей адаптацией к запросам конкретного региона.

От учебно-методических комплексов издательство переходит к более высокому уровню обобщения – информационно-образовательной среде. Поэтому наши разработки предназначены для региональных и муниципальных органов управления образованием, для школ, причем рассматривается самый широкий спектр вопросов, начиная преподаванием отдельных предметов и заканчивая адаптацией региональных моделей НПФ и НСОТ под задачи нового стандарта.

Во-вторых, это поддержка внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) к дошкольному образованию. Они разработаны издательством «Просвещение» совместно с Институтом стратегических исследований в образовании РАО, а в настоящее время мы работаем над стандартом дошкольного образования. В проекте закона «Об образовании» дошкольное образование выделяется как отдельный уровень, так что особую актуальность приобретает вопрос о научном и научно-методическом обеспечении реализации ФГТ, а впоследствии стандарта.

В-третьих, это развитие дистанционного образования – один из приоритетов государственной образовательной политики, вошедший в проект модернизации региональных систем образования («зарплатный проект»). Регионы включают развитие дистанционного образования в свои комплексы мер, на это выделяются средства из федерального бюджета. В состав издательства «Просвещение» входит интернет-школа, на сегодняшний день реализующая образовательные программы с 1 по 11 класс. С помощью ее ресурсов учитель может проводить урок, а каждый ребенок может самостоятельно обучаться дома, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в «Просвещении» есть свой виртуальный университет, который занимается повышением квалификации учителей, в том числе тех, кто начинает работать по новым стандартам. В рамках общего соглашения с администрацией региона может быть заключен договор о зеркалировании виртуального университета в регион – например, на базе института повышение квалификации. Мы традиционно сотрудничаем с ИПК всех регионов, и ректоры честно признают, что научных и научно-методических ресурсов на местах для введения стандарта недостаточно. С помощью технологий дистанционного образования мы готовы проводить вебинары, интернет-конференции разработчиков стандартов с учетом пожеланий конкретных регионов.

Еще одно направление — поставки школьного оборудования, которые также включены в комплексы мер всех регионов, то есть в ближайшие полтора года школы получат большие объемы оборудования в рамках «зарплатного проекта». Мы разработали принципы формирования перечней оборудования для учебных кабинетов, причем сделали это системно, на научной основе. Возможно формирование самых разных комплектов оборудования с учетом потребностей и специализации той или иной школы. Особенно важна методическая поддержка учителей, в том числе через Интернет, по вопросам использования оборудования. Опыт реализации нацпроекта «Образование» показал, что оборудование, закупленное школами, зачастую пылилось в подвале, потому что учителя не умели им пользоваться. Более того: были случаи, когда право принятия решения отдавалось школам, и они, выбирая поставщиков и производителей наугад, попросту становились жертвами мошенников.

— Кто является партнерами издательства в работе с регионами? Ведь если говорить о том же оборудовании, вряд ли «Просвещение» сегодня способно производить его собственными силами.
— На самом деле, мы задумываемся о создании собственного производства – ведь сейчас оборудование для школ и детских садов, которое используется в нашей стране, производится преимущественно в Китае, а нам хотелось бы в большей мере использовать европейский опыт.

Если говорить о коммерческих структурах, мы начали сотрудничать с компанией Apple. Нам было очень приятно, что представители этой компании детально изучили нашу интернет-школу и сделали вывод, что это наиболее проработанный ресурс школьного дистанционного образования в мире, а в России – единственный в своем роде.

Мы сотрудничаем с другими ведущими российскими и международными компаниями – например, это крупнейший вендор компьютерной техники «Ланит», компания DPI, немецкая фирма Cornelsen, известная своими лабораторными комплексами для школ, компания Lego. Совместно с одной греческой компанией мы завершили разработку кабинетов физики, химии и биологии, для малокомплектных школ предусмотрен единый передвижной лабораторный комплекс по изучению естествознания, объединяющий все естественнонаучные предметы.

Стоит добавить, что в конце прошлого года издательство «Просвещение» стало частной компанией – 100% акций приобрела компания «Олма медиа групп», так что теперь объединенная компания является крупнейшим издательством не только учебной, но и потребительской литературы: первое место на российском рынке, пятое – на мировом. Это расширяет наши возможности по комплектованию школьных библиотек.

— Несмотря на то, что учебники были, есть и будут, что в них меняется при переходе на новый стандарт? Нужны ли какие-то разъяснения от «Просвещения» в этом вопросе?
— Дело в том, что учебники, которые мы издаем под новые стандарты, подверглись глубокой переработке – содержание изменилось процентов на 30, в некоторых случаях больше. Даже если учителя привыкли работать по определенным учебникам в течение многих лет, сейчас без методической помощи им будет сложно. Изменения связаны с реализацией задач духовно-нравственного воспитания и развития, реализацией требований к метапредметным и личностным результатам образования, использованием электронного контента и другими факторами. По сути, «Просвещение» сегодня – единственное издательство, которое переработало свои учебники под новые стандарты, и мы даже разработали матрицу экспертизы для РАН и РАО, которая со следующего года будет обязательной для всех авторов и издательств. Сегодня лишь три издательства, включая «Просвещение», выпускают учебники с электронным приложением, а без них достижение результатов, заявленных в стандартах, осложняется.

Мы обеспечиваем преемственность комплектов учебников начальной и основной школы. Наши комплекты «Школа России» и «Перспектива» очень популярны, и, например, в Калининградской области по ним обучаются почти две трети детей. Сейчас эти комплекты «поднимаются» на уровень 5-9 классов уже как системы учебников. Есть методические рекомендации, объясняющие учителям и администраторам, в чем заключалась переработка, какие педагогические технологии целесообразно использовать при работе по этим комплектам.

— Собирается ли издательство использовать потенциал регионов для тех или иных разработок федерального уровня?
— Да, и для нас крайне важно взаимодействие с талантливыми, перспективными коллегами, которые сейчас работают в регионах и представляют собой «кадровый резерв» для работы на общероссийском уровне. У нас есть очень продуктивный опыт взаимодействия с 14 субъектами Федерации при апробации проекта стандарта начальной школы — рекомендации коллег из регионов сыграли немалую роль в том, что стандарт получился комфортным и был принят значительной частью общества. Мы планируем проведение в регионах всевозможных конкурсов, связанных с поиском, отбором и распространением передового педагогического, управленческого и иного опыта. Это будет способствовать обновлению экспертного сообщества.

— Учитываются ли в соглашениях, которые заключает издательство, особенности регионов, их сложившиеся приоритеты в развитии образования?
— Конечно. Например, в Тамбовской области успешно функционирует модель базовых школ с филиальной сетью, и мы совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области планируем отработку технологии дистанционной поддержки малокомплектных сельских школ и ресурсных центров. Эта модель может быть интересна для других субъектов Федерации. А в Калининградской области особенно важно формирование гражданской идентичности детей – ведь этот регион представляет собой эксклав, и школьники чаще бывают в Польше и Литве, чем в «континентальной» Россию.

В Калужской области губернатор Анатолий Артамонов поставил перед нами очень серьезный вопрос о том, что структура и содержания начального и среднего профессионального образования не обеспечивает решение задач социально-экономического развития региона. С ним трудно было не согласиться, и одна из причин в том, что новые стандарты НПО-СПО разрабатывались без учета требований, сформулированных к стандартам в новой редакции 7-й статьи закона «Об образовании». Требования к результатам освоения основной образовательной программы в профессиональном образовании должны формироваться на основе общественного договора между обществом, семьей, государством и работодателем.

Администрация Калужской области в последние годы значительно повысила инвестиционную привлекательность региона. В качестве инвесторов привлечены крупные западные компании – такие как «Фольксваген», «Пежо – Ситроен», — и они формулируют запрос работодателя. Например, им не нужны сварщики широкого профиля со знанием всего спектра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, которых наши техникумы готовят три года, а нужны сварщики, владеющие технологией точечной сварки, которых можно подготовить за три месяца.

В Калужской области уже найдены подходы к решению этой проблемы, и администрация региона обратилась к нам с предложением подключиться к разработке стандартов НПО-СПО, привлекая представителей крупных корпораций. Сегодня мы ведем переговоры с коллегами из Великобритании, разрабатывающими признанные во всем мире тесты профессиональных компетенций для рабочих, предлагающими программы изучения английского языка для рабочих разных профилей и такие учебные курсы, как, например, «корпоративная этика».

Так что мы готовы изучать ситуацию на рынке труда в субъектах Федерации, оказывать консалтинговые и иные услуги, связанные с определением роли и места системы профессионального образования в решении социально-экономических проблем регионов.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив