RSS Feed

Нет такой ситуации, когда педагог может остановиться

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Ирина Лаврухина   14.02.2012  11:50

Псковский государственный университет образован в 2011 году путем слияния Псковского государственного педагогического университета имени С.М. Кирова, Псковского государственного политехнического института, Псковского индустриального техникума, Псковского колледжа строительства и экономики и Великолукского строительного колледжа.

Псковский государственный университет размещается в более чем 20 корпусах в Пскове и Великих Луках. С 2012/2013 учебного года в университете будут действовать 16 факультетов и дирекция управления программами.

О новых задачах высшей школы и перспективах педагогического образования рассказывает ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко.

— Юрий Анатольевич, как изменится качество обучения студентов в связи с образованием университета?
— Знаете, качество обучения студентов не зависит от того, федеральный это университет или региональный, собственность это государственная или частная. Это зависит от профессионализма коллектива, от того, правильно ли он понимает задачи, стоящие сегодня перед образованием. Это зависит от помощи региона — я имею в виду и идейную поддержку, и возможности дополнительного финансирования.

Качество зависит от материальной базы, от традиций, которые формируются не один год и не одним человеком, а всем коллективом.  Сможем приглашать профессуру высокого уровня, сможем дать возможность людям защититься, а потом поощрить их квартирой или высокой заработной платой, вырастет и качество. А статус и структура университета помогут сделать так, чтобы все эти факторы работали на качество образования студентов, а значит, и на качество выпускаемых профессиональных кадров.

Меня нередко спрашивают: «Почему образовательная деятельность для нас приоритет? А наука?» Наука — обязательно! Как может быть образование без науки? Но есть миссии. Наша миссия — образовательная, а миссия научно-исследовательских институтов (хоть им не запрещается заниматься образованием) — научная.

Наш университет призван стать ведущей кузницей профессиональных кадров на северо-западе России. Амбициозная задача? Да! А что, разве Новгорода рядом нет? Или мы далеко от Петербурга находимся? Но если амбициозные задачи не ставить, то и простые решаться не будут.

Предпосылки к выходу в лидеры есть. Появилась возможность собрать в одном ученом совете больше уважаемых профессоров, доцентов, докторов и кандидатов наук; представить весь спектр знаний — от политехнического до гуманитарного, педагогического. Большой список образовательных программ, который будет пополняться, позволит нам выбирать лучших среди абитуриентов. Привлекать будем в первую очередь ребят, проживающих в Псковской области. Наша сверхзадача — улучшение демографической ситуации. Это напрямую связано с образованием. Если наш диплом будет котироваться и в России, и за рубежом, нет смысла ехать учиться туда, где это стоит дороже. 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры — от 18–19 и до 25 лет — возраст, когда строят жизненные планы, семьи. Так у молодых специалистов появится больше мотивации и возможностей строить планы с учетом потребностей области. Ведь у нас создаются индустриальные парки Моглино и Ступниково, в течение ближайших пяти лет появятся авиационное производство, производство сельскохозяйственных машин, фармацевтическая фабрика, завод  медицинского оборудования, упаковочное производство, деревоперерабатывающее…

— В чем заключаются основные риски развития университета?
— Я пришел в университет не из академической среды, но не могу сказать, что я далек от нее. Я долго работал в школе, много лет курировал образование в качестве заместителя губернатора. Риски, которые я вижу, определяются именно управленческим опытом.

Главный риск сегодня — это разрозненность. Сложно объединить пять прежде независимых коллективов. Все со своими традициями, взглядами, академическими школами. Академическая среда в хорошем смысле  консервативна. Люди, пользующиеся авторитетом, уважением коллег, имеющие не только профессиональный, но и большой жизненный опыт, не всегда готовы принять процессы, происходящие в обществе. Зачем вводится бакалавриат? Разве раньше плохо учили? Зачем вводится управление программами? А что, на факультетах нельзя учить? Все можно. Но если мы входим в единое европейское образовательное пространство, в единый европейский рынок, то мы должны с этим считаться.

Серьезное препятствие — слабая материальная база. Сейчас все силы, все возможные средства нужно бросить на то, чтобы все привести в порядок. Нет ни одного из двадцати двух зданий университета, разбросанных по области, которое не нуждалось бы в ремонте.

Да, у нас есть оборудование. Я обошел учебные аудитории, цеха, лаборатории на всех факультетах. Особенно на механико-машино-строительном и электромеханическом факультетах оно крепенькое, ухоженное, но 60-х годов! Содержится в идеальном состоянии. Но оно старое! Мне с большой гордостью показывали на электромеханическом факультете лабораторно-демонстрационный стенд, подаренный партнерами из Германии. Они его списали и нам подарили. И он выглядел самым новым и самым современным.

Вот где риски! А общежития! Я не стесняюсь говорить, что там невозможно жить. Были бы деньги — снес бы все под бульдозер и выстроил заново. Но не будет таких денег, поэтому придется по копейке отрывать и ремонтировать.

Когда будут созданы приемлемые бытовые условия, можно будет конкурировать. Коллектив-то у нас замечательный, очень профессиональный, грамотный. Выпускники таких факультетов, как механико-машиностроительный, инженерно-строительный, электромеханический, финансово-экономический, иностранных языков, психологии, нарасхват. Они еще только думают, на какую тему диплом писать, а за ними уже стоит очередь, чтобы увезти в Питер, Смоленск, Тверь и другие регионы. А наши филологи? Они колоссальную работу провели, имея под рукой великолепный Пушкинский заповедник, живя на территории, перенасыщенной памятниками культуры. Эта работа бесценна.

— Как в новом университете будет организовано педагогическое образование?
— Педагогическое образование — тема особая. Когда человек приходит на производство, он не ЕГЭ вспоминает в трудных ситуациях. Ему помогают знания и навыки, полученные в школе и вузе, а не форма их проверки. Надо так в школе учить, чтобы даже не задумываться о форме сдачи экзамена.

Нет такой ситуации, когда учитель может остановиться и сказать, что достиг высшего профессионализма и развиваться некуда. Профессия такая. Учитель уполномочен государством работать на быстро меняющуюся, сегодняшнюю ситуацию. Покажите детям в школе, что развиваться — это главное, но одновременно защитите их, научите разбираться, применять свои знания, умения, навыки. Не долбите и не заучивайте. Государству пора задуматься о воспитании учителя новой формации.

Каким он будет, зависит не столько от  ректората или ученого совета, сколько от установок, которые будут даны законодательной базой, от того, насколько высоко будет оцениваться труд профессорско-преподавательского состава педагогического направления.

Мы продекларировали, что для нашей области, где нет других педагогических институтов, где средний возраст учителей перевалил за 50 лет, очень актуально воспитание нового грамотного поколения учителей. Что для этого мы делаем? В классическом университете мы оставили факультеты педагогической направленности и придали им очень высокий, с моей точки зрения, статус тем, что объединили под крышей дирекции гуманитарно-педагогического института. И будем давать не только педагогическое, но и классическое образование, удовлетворяя потребность области в педагогических и гуманитарных кадрах (учителях, переводчиках, лингвистах, журналистах), готовя смену для профессорско-педагогического состава.

— Что может педагогическое направление дать другим факультетам?
— Очень много! Сейчас мы отбираем кафедры, которые должны стать общеуниверситетскими. К примеру, кафедра культурологии, которая должна работать как на факультетах технической направленности, так и на гуманитарных, кафедра педагогики. Разве будущие руководители производств, менеджеры не должны обладать педагогическими навыками, изучать психологию? Решать технические задачи мы их учим, но как они будут договариваться с людьми? Разве это не является одной из важнейших менеджерских компетенций?

— Проблема переподготовки педагогических кадров и повышения квалификации является ключевой для системы образования. Вы планируете участвовать в подобных программах?
— С моей точки зрения, у нас в области институт повышения квалификации авторитетен. Не только потому, что там работают авторитетные люди. Там выстроена грамотная образовательная система. Беда только в том, что у них нет конкурентов. А без конкурентов любая система даст сбой. Поэтому наша задача — создать в университете институт непрерывного образования и повышения квалификации работников социальной сферы. Мне очень хочется, чтобы преподаватели, которые учат молодежь и выпускают их в свет с дипломами учителей, преподаватели, «заточенные» на самые современные методы образования, на новейшую педагогику, имели возможность работать и с теми, кто по десять, двадцать лет провел в школе. В университете мы создадим это направление, не перекрывая дорогу ПОИПКРО. Если область пойдет навстречу и деньги, которые сейчас даются ПОИПКРО, будут выдаваться не организациям, а учителю, которому подошел срок повышать квалификацию, у человека появится возможность выбора. Я думаю, это принесет пользу всем.

— Как вы планируется работать с педагогическим составом самого университета? Как привлекать молодых?
— Для этого у ректора есть много рычагов: начиная с обустройства бытового и заканчивая возможностью выдачи грантов на научную работу. Мы думаем о том, как привести в порядок проживание наших молодых преподавателей. Пусть это будут квартиры в доме, построенном на паритете с богатой организацией или однокомнатные квартиры в общежитии.

Нужно организовать свою медицинско-санитарную часть, сделать загородную базу для поправки здоровья студентов и преподавателей. Построить бесплатные бассейн и спортивный комплекс, открыть свой большой клуб. Мы должны задавать образцы качества жизни — это настолько комплексная задача, что нельзя один раз напрячься и решить проблему с кадрами, наукой. Только при комплексном подходе можно сделать что-то для развития университета, для поднятия престижа высшего образования в целом.

— Раньше Псков был вечевым городом — станет университетским…
— Это моя мечта. Очень хочется увидеть этот университетский город и услышать, что все на самом деле получилось.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив