RSS Feed

Живите с музыкой в сердцах

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Наталья Барташевич   06.01.2012  23:38


Музыкальное образование по-прежнему очень востребовано — в этом году в Центре детского и юношеского творчества «Киевский» аншлаг по всем направлениям: классическому, эстрадному, народному. У нас в гостях руководитель музыкального отдела центра, художественный руководитель фестиваля «Во славу Отечества» Лариса ПОКАТОВА.

Первые встречи с музыкой

Приобщать ребенка к музыке надо как можно раньше и начинать со слушания музыки дома. Чайковский, Моцарт — эти два композитора делают чудеса, это самые действенные «витамины», которые ребенок может получить в отчем доме.
Обучение музыке на начальном этапе имеет свои особенности. Это, конечно, игровая форма, когда посредством забавных упражнений педагог начинает организовывать чувство ритма у ребенка, вовлекать его в певческую практику. Ритм — основа всего, и ритм надо завести на ранних стадиях, чтобы потом он не давал сбоев. Когда ребенок ритмически неорганизован, он не в силах понять смысл музыкальной фразы, не может ее воспроизвести.
По методикам, с которыми мы работаем, урок ведется в темпе. Если темп замедлить, ребенок также медленно будет воспринимать и материал, появятся проблемы с удержанием фокуса внимания. Темп подготавливает ребенка к обучению в школе. Во время прослушивания и анализа музыкального материала развивается логическое и абстрактное мышление, и в этом смысле музыку можно сравнить с математикой.

Допобразование: новое качество

Образовательная деятельность в УДО и детских музыкальных школах (ДМШ) значительно различаются. У нас превалирует воспитание и развитие личности ребенка посредством приобщения его к музыкальному искусству. Современное дополнительное образование дает возможность каждому ребенку обучаться музыке независимо от исходных природных данных, от возраста, с которого начато обучение. Наш контингент — дети, которые по каким-то причинам не пошли в музыкальную школу в положенные 7–8 лет, или те, кто прервал учебу там. Бывает и так, что творческое начало в ребенке так сильно развито, что его очень трудно структурировать и поместить в строгие рамки обучения в ДМШ. Таким детям развиваться у нас значительно комфортнее.
У нас есть опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Для них составляются специальные программы. Иногда родители приводят к нам детей по рекомендации врачей. Дислексия хорошо корректируется хоровым пением (интонационное развитие музыкальной фразы формирует посыл команды из мозга в речевой аппарат), занятия вокалом и игра на духовых инструментах способствуют излечению от легочных болезней и астмы, нарушения координации конечностей выправляются в процессе обучения игре на клавишных инструментах.
В дополнительном образовании широко применяются здоровье-сберегающие технологии. Учебный процесс осуществляется таким образом, что основные знания и навыки дети получают на уроке, чему способствует индивидуальная форма обучения. Домашние задания несут лишь функцию повторения материала и не занимают много времени. Мы оставляем небольшие инициативные коридоры и очень рады, когда ребенок по ним идет, желая сделать больше. Это значит, что начался творческий процесс, который обязательно даст положительные результаты.
Десятилетний опыт работы в Центре позволил накопить методическую базу, которой мы с удовольствием делимся с педагогами УДО и школ.

Обращаясь к родителям…

Мы не только оказываем образовательные услуги, но и проводим просветительскую работу с родителями. Нам не очень приятно, когда приходят родители и спрашивают: «Можете ли вы нашего ребенка научить немного музицировать для себя?» Но музыка — это публичный вид искусства, и он предполагает концертную деятельность, демонстрацию своих навыков на публике, умение поделиться приобретенными ценностями с окружающими, выразить свой внутренний мир. Я детям все время говорю, что на сцену выходит тот, кому есть что сказать, есть чем наполнить пространство вокруг себя. Если в тебе есть то добро, тот свет, та красота, та гармония, что ты хочешь подарить людям, ты выступишь хорошо и в награду услышишь аплодисменты, которые принесут тебе радость, какую ты не испытывал никогда! Публичные выступления — это еще один из способов подведения итогов, выявления результатов образовательного процесса.
Поэтому мы говорим родителям: «Позвольте предложить вашему ребенку многое из сокровищницы музыкального искусства. А он возьмет столько этих сокровищ, сколько сумеет унести».
Музыка не должна исчезать из жизни ребенка ни на день. Музыка должна жить не только в школе, но и в семье. У нас ежемесячно проходят «музыкальные гостиные», на которых концертирующие музыканты — наши педагоги и приглашенные музыканты — проводят тематические программы. Мы приглашаем детей и их родителей, чтобы в атмосфере единения формировать общекультурное пространство. Самое главное, чтобы родители поддержали нас своим сопереживанием, соучастием в первых шагах ребенка.
Современные дети склонны к пассивному восприятию, имея компьютеры, гаджеты, телевизоры, синтезаторы, облегчающие умственный процесс и заменяющие творчество. Дети сейчас стали значительно ленивее, чем это было раньше, и поэтому надо создавать условия, в которых бы формировались важнейшие личностные качества: трудолюбие, творческая активность, потребность творить добро, ценить и создавать прекрасное.
Надо, чтобы родители обустроили ребенку его музыкальное место, приобрели инструмент, пригласили настройщика, чтобы ребенок не портил музыкальный слух, а развивал его. Много раз приходилось слышать: «Я не могла позаниматься, потому что папа включил телевизор и смотрел футбол». Что на это ответишь?..

Заслуженные аплодисменты

Без творческого волнения на сцену не выходит ни один музыкант. Поверьте, он в эти минуты испытывает счастье!
В системе дополнительного образования предусмотрено много форм и видов мероприятий, вовлекающих детей в исполнительскую деятельность. Это фестивали, конкурсы, концертные программы, в которых дети не только совершенствуют исполнительские навыки, но и имеют возможность сравнить свои достижения с достижениями других, расширить кругозор, общаться с единомышленниками, обрести новых друзей.
Частные музыкальные уроки, которые предпочитают некоторые родители, приглашая педагога на дом, никаким образом не могут музыкально образовать ребенка, потому что музыка — публичный вид искусства. Ребенку нужно создать общее с другими детьми музыкальное, эстетическое пространство. И общеобразовательная школа тоже не в состоянии это дать, потому что глобусы, парты и школьные стены не создают той музыкальной атмосферы, которая позволяет ребенку ощутить принадлежность к музыкальному миру.
Общение с публикой, умение себя держать, подавать — это очень важно. Тем более что все более ценными качествами в современной жизни становятся креативность, успешность, умение достигать поставленной цели.

С чего начать? Какой путь избрать?

Каждый ребенок должен иметь музыкальное образование. Если нет возможности обучать его игре на каких-то инструментах, пусть он поет в хоре, занимается в ансамбле. Ребенок, обучаясь музыке, становится гораздо тоньше внутренне и проживает жизнь полнее, многограннее чувствуя мир. У него появляется вкус не только к музыке, но и к литературе, живописи, театру, хореографии, потому что все это рядом. Ребенок должен иметь возможность многогранно развиваться, занимаясь и танцами, и спортом, и музыкой, и изобразительным искусством, и, возможно, декоративно-прикладным творчеством, чтобы попробовать все, чтобы найти себя. Что касается иностранных языков, специалисты-лингвисты говорят, что начинать нужно все-таки в школьном возрасте, когда уже формируется отношение к родному языку.
Если говорить о сценическом искусстве, то малышу лет 6–7 хорошо было бы начать со студии художественного слова. Именно там ребенка учат работать с текстом, глубоко его воспринимая, анализируя, понимая и домысливая, учат быть режиссером, который может создать свой художественный образ. Если ребенок через это прошел, он готов к театру. Театр — это несколько более поздний этап, если театр будет сначала, может образоваться поверхностность восприятия слова. Когда родители видят маленькие детские спектакли, где ребенок еще ничего не умеет, но им невероятно приятно на него смотреть, и он чувствует это, у него появляется амбициозность, удовлетворение собственными результатами, и в итоге работоспособность как таковая не рождается.
Поэтому, пока еще нет трудных уроков в школе, нужно выбрать три-четыре направления дополнительных занятий, а потом их сужать по мере того, как ребенок будет определяться со своими предпочтениями и возможностями. Кроме того, когда у ребенка график плотный, он гораздо больше успевает.

Послесловие

Качество результата всегда зависит от личности педагога. Именно ему мы доверяем воспитывать и обучать наших детей. Каким он должен быть? Блестящим профессионалом, человеком, любящим свою работу, воодушевленным, увлекающим детей к творчеству, знаниям и труду. Он должен быть хорошим психологом, находить способы решения проблем каждого ребенка, видеть его уникальность, раскрывать его способности и радоваться его успехам, будто своим. Он всегда должен совершенствоваться ради того, чтобы в душе каждого своего ученика оставить о себе добрую память на всю жизнь. Это высокая планка и тяжелый труд, но и отдача от этого труда велика.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив