RSS Feed

«Перед педагогическими вузами Москвы стоят новые задачи»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   12.01.2012  11:51

О преимуществах педагогических вузов перед классическими университетами, о главном условии качественной подготовки учителей и о новых магистерских программах в педагогическом образовании в интервью «Просвещению» рассказывает руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.

Исаак Иосифович, одна из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. То есть выпускники педвузов, желающие попасть на работу в школу, по определению будут конкурировать с молодыми специалистами из других отраслей. А есть ли такая ниша в системе образования Москвы, подготовка кадров для которой остается исключительно прерогативой педвузов?

У педагогических вузов есть две ниши, которые вряд ли сможет занять кто-нибудь другой. Это подготовка воспитателей детских садов и учителей начальных классов. То количество детей, которые сегодня идут в Москве в детские сады и в начальную школу, да и вообще прирост детского населения города гарантируют потребность в соответствующих кадрах на много лет. Это значит, что у педвузов в обозримом будущем точно есть большой объем работы и что абитуриенты, которые видят себя воспитателями детских садов или учителями начальных классов, должны ориентироваться на получение педагогического образования.

При этом есть другая проблема: выпускники педвузов не идут работать по специальности или же, попадая в школу, быстро разочаровываются и ищут другую работу. Что касается воспитателей, то здесь особенно значимым является материальный фактор — зарплаты в дошкольном секторе низкие. Каковы пути решения этой проблемы?

Далеко не только от качества подготовки в педагогическом вузе зависит закрепляемость и качество работы их выпускников. Значительная доля ответственности лежит на органах государственной власти, обязанных создать условия для тех специалистов, которые приходят в детский сад и школу, чтобы они могли реализовать то, чему их научили в институте.
С 1 октября 2011 года детские сады Москвы перешли на нормативно-подушевое финансирование на основе единой субсидии, которая дается образовательному учреждению, причем нормативы установлены достаточно высокие. С учетом питания выходит почти 140 тысяч рублей в год на одного ребенка. А норматив без питания, то есть более 90% от этой суммы, — это фактически средства фонда оплаты труда. То есть введение норматива позволило с 1 октября в среднем повысить зарплату воспитателей дошкольных учреждений примерно на 25% по городу, уже в октябре она составила в среднем около 31-32 тыс. рублей. Это пока, к сожалению, намного меньше, чем нам хотелось бы, поэтому Правительство Москвы видит свою задачу в том, чтобы зарплата педагогов-«дошкольников» со временем вышла на уровень средней зарплаты по экономике города, и тогда, конечно, профессия станет конкурентоспособной, закрепляемость кадров резко повысится.

А сколько сегодня зарабатывают в Москве учителя начальных классов?

С 1 сентября 2011 года Правительство Москвы выделило деньги на снижение нагрузки учителей начальных классов с 20 до 18 часов. Таким образом, их зарплата выросла примерно на 12%. Сегодня в Москве она практически не отличается от зарплаты учителей основной школы и составляет около 45-46 тыс. рублей в месяц.

Рейтинги вузов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, которые составляются по заказу Общественной палаты РФ уже второй год, показывают, что в педагогических вузах абитуриенты намного слабее, чем в классических университетах, а в некоторых случаях средний проходной балл ближе к школьной «тройке».

Эта тенденция наметилась отнюдь не с введением ЕГЭ — средний балл поступающих в педвузы Москвы всегда был ниже, чем у ребят, поступивших в МГТУ, МИФИ и многие другие вузы. Может быть, непедагогично так утверждать, но для общества было бы слишком расточительно, если бы школьники, которые побеждают на олимпиадах, проявляют способности к научной деятельности, изобретательству и технике, обязательно выбирали профессию учителя. Всегда в науку шли самые сильные, пусть так будет и дальше.
Главное, чему должен научиться студент в педагогическом вузе, — это технологии обучения. До того, как изобрели книгопечатание, учить талантливых людей могли только гении. С книгами стало проще: талантливые люди могли учить людей способных. Но постепенно педагогика стала массовой профессией и очень результативной деятельностью, поскольку современные технологии позволяют любому нормальному человеку обучать всех детей, которые к нему приходят. И те, кто активно используют эти технологии, добиваются высоких результатов.
Поэтому выпускники школ, получившие на ЕГЭ по математике 60 баллов, вполне способны стать очень продуктивными учителями математики. Не надо устраивать гонку за баллом ЕГЭ, с которым абитуриенты приходят в педагогические вузы. Не в этом главная задача педагогического вуза.

А чему современный учитель должен учиться в рамках программ повышения квалификации? Какие изменения сейчас происходят в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования Москвы?

Наша система повышения квалификации учителей перестраивается. Сегодня региональный городской институт — Московский институт открытого образования, который возглавляет Алексей Львович Семенов, — становится единственным, точнее, единым координатором повышения квалификации учителей Москвы. Но это не означает, что он становится монополистом. Институт переходит в статус автономного учреждения, тем самым получая право найма на субподряд других вузов для реализации отдельных модулей повышения квалификации.
Например, учитель физики первый модуль в программе повышения квалификации получает в Московском институте открытого образования, второй – в Московском городском психолого-педагогическом университете, а третий, например, в МИФИ или МФТИ, с которым мы по его желанию заключим договор. И он сможет пройти повышение квалификации и как учитель-предметник в лабораториях этих вузов.

Понятно, что основная задача педвузов – подготовка учителей в рамках бакалаврских программ. А что еще они могут сделать для городской системы образования?

В частности, мы видим задачу наших педагогических вузов в организации психолого-педагогических магистратур для выпускников других вузов. О важности таких магистратур, кстати, тоже сказано в инициативе «Наша новая школа».
Есть много примеров, когда выпускники классических университетов и любых других вузов очень успешно работают в школах учителями-предметниками. Так, директор школы № 1060 Михаил Случ является выпускником не педагогического и даже не классического университета, а Московского института стали и сплавов, что не помешало ему стать победителем всероссийского конкурса «Учитель года-2010». Но при всем огромнейшем уважении к выпускникам других вузов мы понимаем, что наиболее эффективными учителями они могут стать только после обучения в психолого-педагогической магистратуре. Свой предмет они и так наверняка знают очень хорошо, а там они поймут, что такое ребенок, что такое работа с детьми и проч.

А чем вообще выпускник педагогического вуза отличается, должен отличаться от выпускника классического университета?

Главное отличие обусловлено тем, что выпускник педвуза обязан за все годы обучения в течение нескольких лет проходить реальную практику, работая с детьми. Это могут быть совершенно разные дети – дети-инвалиды, дети-сироты, дети-мигранты, одаренные дети, дети, которые активно занимаются ученическим самоуправлением. И если в арсенале выпускника педвуза есть очень серьезная практика работы с разными детьми, значит, у него есть соответствующие умения. В этом случае его конкурентные преимущества для работодателя – директора школы – будут несомненны. И чем больше практики, тем лучше: стандарты третьего поколения дают вузам очень большую свободу в формировании учебного плана, так что можно уделять практике больше времени, чем предписано. Но если педвуз, стремясь к выравниванию каких-то показателей с классическими университетами, теряет эту составляющую, то, конечно, этих конкурентных преимуществ трудно ожидать.

Скажите, а где гарантия, что педагогический вуз не будет оторван от практики? Владимир Шадриков, возглавлявший педагогический вуз и затем долгое время работавший заместителем министра, сказал однажды в интервью «Вестнику образования», что преподаватели педвузов должны видеть школьников не только на картинке. У него, очевидно, были основания для такого заявления…

Я убежден, что педвуз, который не имеет в своем составе учреждений того типа, для которых готовит кадры, нельзя считать полноценным. Иметь в своем составе учреждения значит полностью отвечать за результаты их работы. Московский городской психолого-педагогический университет планирует открыть целый комплекс дошкольных учреждений в своем составе, Московский гуманитарный педагогический институт планирует открыть школу. Уверен, их примеру вскоре последует Московский городской педагогический университет. И если педагогический вуз от начала до конца отвечает за результаты работы «подшефных» учреждений, то на их базе он должен создать лучшие образцы, на которых учатся и его студенты, и все учителя, и руководители образовательных учреждений города, прежде всего будущие руководители.

А руководители чему там должны учиться? Ведь сейчас, наоборот, считается, что директора школ должны повышать квалификацию не в педагогических вузах (с педагогикой у них как раз все в порядке), а в социально-экономических.

Да, у нас сегодня больше сотни директоров школ, имеющих педагогическое образование, пошли учиться в магистратуру Финансового университета, Высшей школы экономики, и это одно из направлений усиления подготовки директорского корпуса.
Но есть и другое направление.
Уже не только в Москве, но и во многих других регионах благодаря новой системе оплаты труда зарплата директоров школ стала достаточно конкурентоспособной. В Москве сегодня не редкость директор, получающий 130, 140 или 150 тысяч рублей в месяц, недавно я подписал договор с зарплатой 180 тысяч рублей. Это деньги, честно заработанные людьми, которые руководят большими комплексами, несут огромную ответственность. И такая зарплата становится привлекательной не только для людей, у которых в дипломе записана квалификация «учитель», но и для работников других отраслей, имеющих другие дипломы.
Поэтому у педвузов появляется другая задача. Когда к нам на работу в качестве директора школы будет приходить выпускник непедагогического вуза, ему понадобится магистерская программа, которую условно можно назвать «педагогическое управление школой». Понятно, что директор школы – это менеджер, это управленец, но он все равно управляет педагогической деятельностью, и незнание основ педагогической деятельности будет резко снижать эффективность работы даже самого эффективного руководителя. И такие программы под силу реализовать только педвузам.
Так что у педагогических вузов Москвы новых задач много, а времени на их решение мало. Я надеюсь, что мы сможем их успешно реализовать и продемонстрировать результаты своей работы коллегам из других регионов.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив