RSS Feed

Точные приборы для точных наук

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Светлана Третьякова   08.12.2011  10:00

О современных средствах обучения естественно-научным дисциплинам рассказывает кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Физика в школе» Светлана Третьякова.

На настоящем этапе развития науки расширение границ познания окружающего мира возможно только благодаря повышению точности измерений. Этому способствует развитие технологий, создание устройств, позволяющих проводить такие измерения. Датчики — основа любых измерений, необходимых специалистам естественно-научных областей знания (химии, физики, биологии). Датчики, как правило, являются частью измерительных систем, называемых сенсорными. Их появление в школьном оборудовании — необходимость, определенная требованиями современного образования.

Современный комплект средств обучения для обеспечения учебного процесса, учебно-исследовательской и проектной деятельности должен включать основные средства обучения (УМК, справочники, словари и так далее) и вспомогательные образовательные ресурсы (учебно-наглядные пособия, оборудование и приборы, сенсорные измерительные системы, средства обучения на основе цифровых технологий, программное обеспечение).

Расширение перечня оборудования за счет цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно раздвинуть границы эксперимента, экстраполировать его в области, недоступные для непосредственного наблюдения. Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы, может быть представлена не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Цифровые образовательные ресурсы повышают эффективность учебных материалов, прежде всего за счет интерактивности и возможностей деятельностного подхода. А их широкое использование позволяет снизить стоимость затрат на тиражирование и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования сети Интернет для распространения. Безусловно, виртуальный эксперимент не заменяет лабораторных исследований, но позволяет расширить возможности и повысить качество исследовательской работы в школе.

Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:
1) необходимая полнота комплектов;
2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков биологии, физики и химии, но и внеурочную деятельность в рамках этих предметов.

Отмечу, что проблему переоборудования нельзя рассматривать вне контекста статуса и вида образовательного учреждения. На современном этапе эта проблема с учетом запросов и опыта работы образовательных учреждений страны решается на основе использования следующих подходов к материально-техническому оснащению школ:
1) комплектование предметных кабинетов;
2) создание интегрированных классов (кабинеты для малокомплектных школ; совмещенные кабинеты по двум предметам, например, физика-география, химия-биология; кабинет естествознания);
3) использование мобильных лабораторий;
4) партнерское взаимодействие образовательных учреждений, в том числе использование лабораторий вузов.

В соответствии с экспериментальным характером естественных наук в стандарт по соответствующим учебным предметам включены элементы методологического характера (в физике — раздел «Метод научного познания»). Содержание проверки уровня сформированности экспериментальных умений при итоговой аттестации выпускников как основной, так и полной средней школы необходимо строить именно в рамках освоения данного раздела. Это следует из дидактического принципа полноты проверки. Отдельными тестовыми заданиями (в бумажном тесте без привлечения реального оборудования) нельзя оценить, насколько учащийся владеет процедурой проведения хотя бы элементарных исследований. Для полноценной проверки экспериментальных умений должна быть организована специальная процедура выполнения заданий на реальном оборудовании.

Отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования особенно негативно сказывается на преподавании школьных предметов естественно-научного цикла. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей как можно лучше подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами в преподавании биологии, физики и химии.

Понимая возможные негативные последствия «вымывания» эксперимента из данных школьных курсов, федеральные предметные комиссии стремятся разработать технологию, позволяющую объективно и надежно осуществлять массовую проверку экспериментальных умений выпускников при работе с реальным лабораторным оборудованием. Российская академия образования совместно с Федеральным институтом педагогических измерений уже несколько лет ведут экспериментальную работу в данном направлении, одним из промежуточных итогов которой стало вышедшее в издательстве «Просвещение» пособие: Г.Г. Никифоров, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова; под ред. М.Ю. Демидовой «ГИА по физике. Экспериментальные задания». В нем представлены методика работы с комплектом «ГИА-лаборатория», критерии оценивания, рекомендации экспертам, банк открытых экспериментальных заданий, сконструированных на основе оборудования комплекта. Ведется работа над подобным пособием и по химии.

В заключение отмечу, что проблему оснащения образовательных учреждений невозможно решить без создания единого информационного поля по вопросам развития и совершенствования материально-технической базы системы образования, без широкого информирования всех заинтересованных сторон о новых подходах к решению этой проблемы.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив