RSS Feed

Интересно учиться тогда, когда сам открываешь новое для себя знание

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   06.12.2011  09:47

На вопросы «Просвещения» отвечает учитель высшей категории, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования Ирина Городничева.

— Ирина Николаевна, как вы относитесь к происходящим в образовании изменениям?
— Школа уже давно ждет прогрессивных изменений. Я с состраданием смотрю на старшеклассников, привыкших добросовестно трудиться, — как они разрываются между школой и репетиторами. Ведь для того, чтобы набрать высокие проходные баллы, надо знать неизмеримо больше, чем предлагает нам школьная программа, а если еще по пути сокращают количество часов, отведенных на ее реализацию (переносят на другие предметы, например, «История Московской области», физкультура, ОБЖ), то просто хочется «рвать и метать». Поможет ли «выжить» ученикам декларируемый новый подход к образованию? Введение профильной школы — это большой плюс, но история, литература, мировая художественная культура, этика и психология семейной жизни, естествознание — предметы, которые должны быть обязательными для каждого старшеклассника. Надо думать не только о теле, но и о душе!

В новых образовательных стандартах по химии объявляется о реализации в обучении системно-деятельностного подхода, при котором дети сами выводят новые знания, двигаясь по пути, который предлагает учитель или учебник. Есть оригинальный учебник-тетрадь по органической химии для профильных классов Н.Е. Дерябиной. Наталья Евгеньевна, имеющая два высших образования (химическое и психологическое), мастерски придумывает и подбирает задания, издает уникальные мини-справочники, которые позволяют любому ученику не только овладеть азами химии, но и учиться с увлечением. Я сама уже несколько лет применяю ее разработки в рамках углубленного факультативного курса по органической химии. Интересно ученикам, интересно учителю, высокие результаты на ЕГЭ. Но шансов пройти утверждение экспертов практически нет, потому что это учебник нового поколения, а экспертные комиссии, к большому сожалению, не всегда понимают сущность системно-деятельностного подхода в обучении.

— Как вы повышаете мотивированность детей к изучению химии?
— Самая сильная мотивация — это интерес. Интересно учиться тогда, когда сам открываешь новое для себя знание. Эту возможность дает системно-деятельностный подход в обучении.

Интересно, когда предлагаемые для упражнения задания не похожи друг на друга, а каждый раз требуют нового поворота в мышлении.

Интересно, когда у учеников есть возможность поэкспериментировать не в виртуальной лаборатории, а в реальной, не смотреть, как проводит опыт учитель, а проделать все самим. Ежегодно в нашу школу в старшие классы приходят 6–7 учеников из разных школ. Практически ни один не может зажечь спиртовку, собрать простейшую установку. Эксперимент уходит из современной школы.

Интересно, когда учитель интересен как личность. Когда его урок не забит уравнениями и формулами, когда есть место для истории химии, обсуждения методологических вопросов, нравственных проблем, современных событий. Когда за понятием «полистирол» — не только уравнение реакции его получения, но и события, произошедшие в «Хромой лошади», где в результате пожара многие пострадали от отравления горевшей полимерной органикой.

Интересно учиться тогда, когда понимаешь. Содержание курса химии для 8–9 классов увеличили, а количество часов сократили (было по 102 часа в 8 и 9 классах, а сейчас — по 70). Добавьте сюда замены уроков в связи с написанием срезовых, тренировочных работ в рамках ГИА, дни здоровья, учебные экскурсии… Хорошо, если наберется 60 часов! Ведь школа — это живой организм. Вот учителю и приходится выбирать: либо формально изучить всё — но предмет поймут далеко не все, либо добиться понимания предмета большинством учащихся за счет подпольного сокращения программы. Поэтому надо либо уменьшать содержание базового образования по химии, либо возвращать количество часов.

Я работаю учителем химии с 1980 года. И сколько бы управленческой суеты вокруг не было, я знаю, что прозвенит звонок, я закрою в классе дверь и останусь один на один с моими учениками, которые мне верят, на меня надеются, потому что знают, что я не подведу.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив