RSS Feed

Warning! Детское телевидение

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   22.12.2011  14:49

Что такое телевидение для детей? Кто и как должен развивать детское ТВ? Как сделать детское телевидение не только развлекательным, но и развивающим? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе круглого стола «Монстры из телевизора: как защитить наших детей», прошедшего в РИА «Новости».

В мероприятии приняли участие Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов; заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Засурский; автор и ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизяков, начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Ольга Пристанская, член академии российского ТВ, художественный руководитель программы «АБВГДейка» Татьяна Черняева, главный продюсер телеканала «Карусель» Екатерина Соколова, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Елена Пронина.

Разговор о том, в каком состоянии сейчас находится телеиндустрия и какова продукция, которая предоставляется нашему вниманию, начал Павел Астахов. Не секрет, что одним из основных потребителей этой продукции выступают дети и подростки. Во многих случаях и школа, и семья уже уступили «воспитательскую функцию» телевизору. Как раз о последствиях такого «воспитания» высказался Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.

— У нас выросло два поколения людей, не понимающих, что такое семейные ценности — об этом говорят цифры разводов. Я провел инспекции в 74 регионах, Татарстан — первый регион, где уровень разводов ниже 50%. Среднее же число разводов по нашей стране — 65%. Второй показатель, который постоянно растет — число беременных несовершеннолетних девочек, а также девушек, которые делают аборты. Собирая такую статистику, особенно страшно видеть, что есть случаи двух абортов в год. А когда таких случаев в регионе по сто и больше — это уже говорит о неблагополучии. Это все следствия отсутствия воспитания, потребления телевизионной продукции, которая разрушает сознание ребенка, понимание элементарных вещей, — заключил Павел Алексеевич.

По мнению Павла Астахова, телевидение дает поведенческую модель для людей, которую они начинают копировать:

— А мы удивляемся, откуда у нас столько насилия и жестокости в обществе! Так телевидение само показывает, рассказывает и даже учит тому, как и что можно сделать.

С научной точки зрения
На круглом столе были приведены данные исследований социологов и психологов, посвященные тому, что смотрят дети и как это может влиять на их психику. Профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Елена Пронина рассказала, что дети предпочитают совсем недетские каналы. Наиболее популярные каналы — развлекательные: МTV, СТС и ТНТ. Наиболее интересные передачи и сериалы по мнению детей — «Наша Раша», «Счастливы вместе», «Симпсоны», что является далеко не самым безопасным зрелищем для детей. Программы, которые настолько популярны, при ближайшем рассмотрении специалистов оказываются вредоносными. Елена Евгеньевна остановилась на анализе и содержании мультфильмов, которые пользуются популярностью у детей. Этот особый жанр мультфильмов, на западе они анонсируются как мультфильмы для взрослых, но России они идут в дневное время. Каково же содержание этих мультфильмов? Например, «Гриффины»: групповое избиение человека, попытка убийства своей матери…

— Если взрослыми эти сюжеты не воспринимаются всерьез, то дети не способны различить юмор и серьезность, —пояснила Елена Пронина. — Это требует особого созревания интеллекта, что происходит ближе к подростковому возрасту, тогда дети начинают это разграничивать. Важно то, что структура и стилистика этих мультфильмов все очевидней начинает проявляться в детских рисунках, рассказах, речи, поведении. Согласно своему возрасту, они моделируют и подражают.

Например, детям было дано стандартное задание нарисовать свою семью. Рисунок одной десятилетней девочки — практически копия героев мультипликационного сериала «Симпсоны».

— Негативно здесь то, что это проецируется непосредственно на свою семью. Дети усваивают модели и через них ощущают окружающую их реальность, — прокомментировала рисунок Елена Евгеньевна. — Это становится их перманентным стилем поведения во всех сферах жизни.

Сексуальная тема — одна из ведущих тем большинства сериалов, в них используются как образы с откровенными сексуальными сценами, так и соответствующие слова и обозначения.

— Частое повторение подобных сцен влечет уже даже не столько порнографию, сколько «порнологию» — когда сексуальность является единственным критерием оценки жизни.

Также подобные сериалы насыщены символами отрицания норм, преодоления всяческих запретов и правил. Так как дети ищут модели построения своей жизни, модели реагирования в сложных ситуациях, то телевидение как раз и предлагает им эти модели. В довершение этого, в данных сериалах агрессивное поведение подается как технология успеха. Что это может повлечь за собой? Специалисты задались вопросом: различают ли дети норму и ненормативное реагирование? Детям был предложен тест, один из вопросов которого звучал примерно так: «Что же ты барабанишь, если мама спит?» И предлагались варианты ответа: «Извини, я не знал, что мама спит» (естественный ответ для детей «в норме»), «Пусть просыпается», «А ты закрой покрепче дверь». То есть в ответах ясно прослеживается игнорирование другого человека, пренебрежительное отношение к матери. Дети, которые активно смотрели те самые, популярные мультфильмы и передачи, ничего особенного в этих ответах не видели — у них сдвинута граница нормы, и они с радостью выбирают дерзкие ответы, как наиболее подходящие.

Еще один пример влияния телевидения на детскую психику: рисунок «Я в будущем». Обычно ребенок рисует модели, к которым он стремится, которые его вдохновляют. Что же вдохновляет современных детей? 30% детей рисуют себя в будущем как «Я — мутант-трансформер» или «Я — Человек-Паук».

— С одной стороны, здесь проявляется и инфантильность — когда ребенок нереалистично смотрит на будущее, с другой — нарушение самоидентификации, — объяснила Елена Пронина.

Участники круглого стола согласились, что детское телевидение должно быть поддерживающим, оно должно давать модели позитивного поведения, модели того, как справляться с трудными ситуациями, как отвечать, когда тебя дразнят, как переживать разочарование.

Способны ли родители защитить детей?
Часто речь заходит о необходимости индивидуального контроля, о том, что родители должны следить за своими детьми. Но как говорил Райкин: «Как уберечь детей от улицы, когда кругом сплошные улицы?» Как их уберечь от патогенного контента СМИ, когда он повсеместно? Родительский контроль важен, но он не достаточен. Невозможно следить за ребенком ежеминутно, невозможно закодировать все каналы. Ведь даже на центральных каналах идут передачи, нежелательные для детского просмотра. Участники круглого стола сошлись на мнении, что необходима коллективная защита, которая включает общественную бдительность, участие судебных инстанций, а также медиапсихологическую экспертизу.

Медиапсихологическая экспертиза подразумевает под собой участие экспертов в контроле за контентом СМИ, а также возрастной классификации всей медиапродукции. Но здесь встает вопрос, как подготовить экспертов, какие навыки нужны эксперту, какие существуют методики. По мнению Елены Прониной, необходимо открывать центры и кафедры в ведущих вузах Москвы, в том числе и на факультетах журналистики, которые готовили бы медиаэкспертов — людей, понимающих психологию воздействия СМИ и располагающих соответствующим инструментарием и навыками.

— А у нас в основном готовят манипуляторов. Но никто не готовит людей, которые могли бы развивать направление медиатерапии, медиаэкспертизы и медианалитики. Если бы такое направление в вузах существовало, это плодотворно бы сказалось и на подготовке профессиональных специалистов, работников телевидения, различных изданий и так далее, — высказала свою позицию Елена Евгеньевна.

Автор и ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизяков поделился своими идеями по данному вопросу:
— Нужно не запрещать взрослую тему, а давать ребенку свою «территорию», куда он будет попадать, не заходя на взрослую. Количество каналов сейчас увеличивается, поэтому появляется возможность выбора. На мой взгляд, очень разумно иметь не просто детский, а возрастной канал. Специалисты должны разделить детство на части и сделать удобные коридоры для самых маленьких, средних и старших. Тогда, включая любимую передачу, ребенок гарантированно не зацепит конец или начало взрослой передачи.

Цензура в хорошем смысле нужна, потому что там, где заканчивается цензура, начинается «нецензура». Но контроль должен идти не только от комиссий, которые очень трудно сформировать. Дополнением к этому контролю может быть ответственность канала: он сам будет контролировать, если будет знать, какие неприятности его ждут в случае нарушения сформулированных правил.

Слово создателям
О том, что удается реализовать на практике и с какими проблемами сталкиваются производители детского телеконтента рассказала главный продюсер телеканала «Карусель» Екатерина Сергеевна Соколова.

— В стране сложилась ситуация, что объем иностранной продукции слишком велик, а отечественного контента, который рассказывает о ценностях, близких российскому народу, слишком мало. Его буквально собирают по крупицам — не хватает отечественных мультфильмов, сериалов для подростков. Проблема здесь в отсутствии финансирования студий для производства. Поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, что брать контент неоткуда — ведь эфир нужно наполнять ежедневно, 24 часа в сутки. На канале «Карусель» мы сами создаем программы. Поэтому наша первостепенная задача — производить современный качественный контент, потому что помимо того, что детям нужно показывать классику российской анимации и кино, им еще нужно что-то современное. Все-таки наши дети живут в 21 веке, и у них совершенно другие реалии жизни.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив