RSS Feed

Новый стандарт — новый принцип преподавания

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   30.11.2011  12:54

О том, как изменятся система и методы преподавания химии с введением нового образовательного стандарта, рассказывает заместитель главного редактора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РСФСР Наталья Гара.

— Наталья Николаевна, что меняется в школьном образовании сегодня?
— Меняются смысл и значение образования. Его главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Меняется образовательная парадигма, усиливается внимание к видам деятельности ребенка. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания, местом, где учат учиться.

Впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно и самостоятельно обновлять знания и навыки, учить делать обоснованный выбор своего жизненного пути и профессии, соответствующей способностям и общественным потребностям. Для этого надо полностью перестроить методы работы, сделать их практико-ориентированными, перейти на сотрудничество с учеником, используя при этом системно-деятельностный подход, составляющий основу ФГОС общего образования. Такой подход предполагает активную работу учащихся по усвоению и предметных знаний, и способов их получения.

Инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса — универсальные учебные действия (УУД). Каждый предмет, в том числе и химия, раскрывает определенные возможности для формирования УУД, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей.

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность, и поэтому учителю химии необходимо еще раз пересмотреть познавательные учебные действия и применять их в процессе преподавания. Здесь акцент делается на исследованиях, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач. Овладение исследовательскими умениями (ставить цель, выявлять проблему, планировать действия по ее решению, собирать данные, наблюдать и соотносить данные и умозаключения) будет способствовать формированию личностных качеств, необходимых для успешной социализации в современном мире.

— Готовы ли учителя к переходу на новые педагогические технологии?
— Учитель — главная фигура на уроке, и от него зависит, на каком этапе урока какая деятельность будет осуществляться, когда понадобится компьютер, интерактивная доска, видеосюжеты, Интернет. Конечно, здесь возникает проблема — есть учителя, которые пока еще вообще не владеют ИКТ. А ведь уже появилось много электронных ресурсов по всем учебным предметам, в том числе и по химии. В современных учебниках мы встречаем задания типа: «подготовьте электронную презентацию», «составьте схему, таблицу», «ознакомьтесь в Интернете с биографией ученого, с понятием, прибором» и так далее. Учителю, прежде чем давать такие задания, надо самому овладеть навыками пользования компьютером.

— Сколько часов будет отводиться на изучение химии?
— В учебном плане на химию в 8 и 9 классах отводится 140 часов (по два часа в неделю в каждом классе). Содержание, представленное в примерной программе по химии, рассчитано на это количество часов. Новым в содержании является тема «Методы познания» — это как раз формирование способов деятельности (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез). Учитель должен самостоятельно решить, на каком материале он будет формировать у школьников эти методы познания, то есть он должен разработать свою рабочую программу по предмету, что предусмотрено законом «Об образовании».

— Но ведь ему надо на что-то опираться…
— Примерная программа по учебному предмету является ориентиром для составления рабочих программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. Учитель, разрабатывая рабочую программу к комплекту учебников, по которым он будет работать, может предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также к путям формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации. Учитель также может воспользоваться рабочей программой к конкретному комплекту — издательство «Просвещение» выпускает рабочие программы в помощь учителю ко всем своим комплектам.

Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

— Как переработаны учебники химии Рудзитиса и Фельдмана?
— В 2011 году учебники «Химия-8» и «Химия-9» авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана прошли экспертизу на соответствие новым стандартам в РАО и РАН. Учебники для основной школы были переработаны в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, который является методологической основой требований нового стандарта.

Перерабатывая учебники, мы очень бережно подошли к тексту содержания, ориентируясь при этом на современные апробированные технологии, реализующие деятельностные формы обучения. Мы сохранили лучшие качества учебников — традиционность, фундаментальность, четкую структуру, проработанный аппарат усвоения материала. Большое количество схем и таблиц, представленных в этих учебниках, также сохранено, ведь они очень удобны для систематизации материала. Мы обновили и скорректировали устаревший материал, привели его в соответствие с современными научными представлениями.

Сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии перенесены в старшую школу (состояние электронов в атоме, электронные конфигурации атомов, основы промышленной и органической химии). Были добавлены новые параграфы, перекомпонован содержательный материал. Вопросы и задания теперь стоят после каждого параграфа.

Основное обновление коснулось методического аппарата учебников, перестроенного с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов организации учебно-воспитательной работы, таких, как:
• здоровьесберегающие технологии в обучении;
• дифференцированное и личностноориентированное образование, реализация педагогики сотрудничества;
• преобладание проблемно-поискового метода обучения;
• подбор содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с действительностью, связь с другими школьными предметами на основе формирования УУД;
• творческие, проектные задания, практические работы;
• использование разнообразных организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
• работа с современной информационно-образовательной средой.

Особое место в учебниках занимают задания, связанные с подготовкой электронных презентаций. При выполнении таких заданий учащиеся учатся выбирать наиболее значимую информацию, делить содержание на логические блоки, правильно подбирать тексты, рисунки, звуковое сопровождение, составлять схемы, таблицы. И в конце концов ребята учатся грамотно излагать свои мысли, публично выступать.

Таким образом, содержание и методический аппарат учебников отобраны так, чтобы каждый ученик имел возможность сформировать личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, определенные ФГОС и достаточные для успешного продолжения образования в средней (полной) общеобразовательной школе.
Отмечу также, что ко всем учебникам (8–11 классы) этих авторов подготовлен методический «шлейф». Это поурочные разработки для учителя, дидактические материалы, рабочие тетради, задачник с «помощником», «конструктор» текущего контроля для старшей школы. К учебникам по каждому классу подготовлены электронные диски, которые можно использовать на уроке, проецируя необходимую информацию на экран, а также для самостоятельной работы учащегося. Каждый диск содержит более 1100 мультимедиа ресурсов — это анимация, видеосюжеты, интересные сведения и факты, аудиословарь, рисунки, фотоизображение, таблицы, биографии, тесты.

— Какие еще учебники по химии выпускает «Просвещение»? Как они изменились?
— В серии «МГУ – школе» издательство выпускает комплект учебников по химии (8–9 классы) под редакцией доктора химических наук, профессора МГУ С.С. Бердоносова. Эти учебники также обновлены, в них включены рубрики «Легкий экзамен», «Помощник», «Дополнительный материал». Обновление учебников также шло в ключе системно-деятельностного подхода. Например, в рубрике «Помощник» даны алгоритмы для составления химических формул, химических уравнений, правила составления названий веществ, формулы для решения расчетных задач, правила техники безопасности, а в рубрике «Дополнительный материал» дана информация, необходимая участникам химических олимпиад. В состав УМК, кроме учебников, входят рабочие тетради и методическое пособие с авторской программой, поурочным планированием и рекомендациями к проведению каждого урока.

В серии «Сферы» подготовлен комплект учебников по химии (8–9 классы) А.А. Журина. Идеология этих учебников, кстати, успешно прошедших экспертизу на соответствие ФГОС в 2011 году, такая: оптимизация текста, фиксированный формат разворота, максимум заданий, направленных на выработку универсальных способов учебной деятельности. Перед каждой главой имеется рубрика «Коротко о главном», где дается суть основного содержания данной главы. Каждый параграф начинается с вводных рубрик, направленных на мотивирование к изучению нового материала. Так, в рубрике «Вы узнаете» учащиеся знакомятся с основными вопросами, которые предстоит изучить. Краткие описания лабораторных опытов, а также задания для самостоятельного экспериментирования в домашних условиях учащиеся найдут в рубрике «Мои химические исследования». На последней странице каждой главы находится рубрика «Подведем итоги», обобщающая изученный материал, а «Вопросы для обсуждения» могут послужить основой для дискуссии или исследовательского проекта.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив