RSS Feed

«Методика преподавания не пишется за столом ученого…»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Данилюк   02.11.2011  14:27

Об учебно-методическом обеспечении введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» рассказывает доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой истории и теории педагогики МГПУ, советник ФИРО Александр Данилюк.

В марте 2010 года учебно-методические комплекты по курсу ОРКСЭ поступили в школы. Многие вопросы приходилось решать впервые: согласовывать педагогические позиции представителей разных конфессий, ориентировать учебный курс на решение задач, установленных ФГОС. Замечу, что ОРКСЭ — первый учебный предмет, разработанный в полном соответствии с требованиями новых, уже действующих стандартов.

С учетом сжатых сроков, отведенных на создание курса, разработчики основное внимание уделяли решению задач методологического характера: создать концепцию и программу курса, выстроить межмодульные связи, определить основные формы педагогической работы с родителями и так далее. Детальные вопросы предметных методик уходили на второй план. Но даже если бы разработчики располагали большим временем комплексного курса, вряд ли задача его полноценного методического обеспечения могла бы быть полностью решена.

Методика преподавания не пишется за столом ученого, она вызревает в многолетнем опыте практической работы, создается путем проб и ошибок, поурочной работой многих учителей, формируется посредством длительного отбора лучших форм педагогической практики.

Научное обобщение и систематизация методик необходимы, но в их основе всегда лежит многолетний опыт практической деятельности. Собственно педагогическая задача апробации состояла именно в том, чтобы наработать начальный практический опыт преподавания нового курса, увидеть существующие в нем реальные проблемы и решить их.

С этой целью Межведомственный координационный совет (МКС) направил в регионы, участвующие в апробации, письмо с предложением представить материалы, дополняющие имеющееся учебно-методическое обеспечение комплексного курса.

Материалы, поступившие в МКС, свидетельствуют о большой системной, творческой работе, которая началась в школах уже в первый год апробации, о заинтересованном и компетентном участии учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений в развитии нового учебного курса. Педагоги ищут новые формы, методические приемы, совершенствуют содержание учебно-воспитательного процесса в рамках своего модуля.

Всего в МКС поступило 63 работы, в том числе 21 проект рабочих тетрадей, 22 разработки уроков и 20 методических разработок. По модулям ОРКСЭ учебно-методические материалы распределились следующим образом:
• «Основы светской этики» — 16 материалов;
• «Основы мировых религиозных культур» — 11;
• «Основы православной культуры» — 28;
• «Основы исламской культуры» — 4;
• «Основы буддийской культуры» — 4;
• «Основы иудейской культуры» — не поступили.

Для экспертизы новых учебно-методических материалов при МКС было создано методическое объединение по курсу ОРКСЭ. В его состав вошли авторы учебников, а состоит объединение из 6 секций, соответствующих 6 модулям ком-плексного учебного курса.

По результатам экспертизы были рекомендованы с доработками 4 учебно-методических материала по курсу «Основы светской этики», 3 — «Основы мировых религиозных культур», 12 — «Основы православной культуры», 3 — «Основы буддийской культуры».

Среди представленных на экспертизу учебно-методических материалов немалое число работ сделано профессионально, в них есть хорошая содержательная основа, интересные методические находки. Но рекомендовать их для использования в массовой практике как уже готовые учебно-методические материалы еще рано. Экспертиза выявила ряд проблем, которые существуют в подаче учебного материала на уроках, в практической организации урочной деятельности, в самостоятельных методических решениях педагогов.
Первая группа проблем — нарушение важнейшего педагогического правила «Не навреди».

В проектах двух рабочих тетрадей по светской этике (4 класс) приводится китайская притча о добре и зле:
«Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет!
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет…
— Так иди и познай все это, — воскликнул мудрец, — а познав, не делай!»

Недопустимо использование в учебном процессе содержания и форм, которые способны принести, даже предположительно, нравственный урон ребенку. Эта притча сомнительна в нравственном и ложна в педагогическом отношении: нельзя призывать человека, тем более ребенка, сегодня совершать злые поступки, чтобы в будущем их не совершать.

Вторая группа проблем — недостаточный учет социальной зрелости ребенка, попытка возложить на него взрослые проблемы. Так, в рабочей тетради по Основам православной культуры (урок «Заповеди») ученикам предлагается заполнить таблицу:

Ребенок должен самостоятельно определить, что означает «прелюбодеяние» и почему им нельзя заниматься.

Третья группа проблем — формирование односторонних, искаженных представлений о представителях других конфессий. Пример — модуль «Основы светской этики». Методическая разработка урока «Семья, семейные ценности»: «По ходу представления учитель корректирует многословные высказывания, помогая оформить их лаконично. Должен получиться приблизительно такой текст.

Такого рода разделение функций семьи по разным конфессиям способно сформировать неадекватные представления о том, что для исламской семьи любовь нехарактерна, а рождение и воспитание детей — не главное дело христианской семьи.

Четвертая группа проблем — создание ситуации выбора, в которой нет правильного варианта, а любое решение приводит к неполному, искаженному пониманию. Пример — проект рабочей тетради по ОПК. Урок «Культура и религия».

Задание: «Когда человек считается культурным? Выбери ответ, который ты считаешь верным.
а) когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием;
б) когда он занимается физической культурой;
в) когда он читал книги о культуре».
Каждое из состояний характеризует современного культурного человека.

Пятая группа проблем — подача учителем своих субъективных представлений как общезначимых культурных норм.
Пример — проект рабочей тетради модуля «История мировых религий», 4 класс. Фрагмент урока «Духовность и культура»: «Есть такое понятие одухотворенность — это пребывание индивида в его «рекорде», где он переживает состояние возвышенности всех своих духовных и нравственных сил. … Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека. У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком. … Важен не уровень рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому и дворник, и священник могут быть одухотворенными. Пребывание в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим подъемом. Духовность индивида «измеряется» количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности».

И к шестой крупной группе проблем можно отнести использование иллюстративного материала, который не согласуется с содержанием. Представленные в МКС учебно-методические материалы содержат и другие системные недоработки, например, иногда в методических разработках теряется связь с учебником, отсутствуют методики и формы организации творческой, проектной деятельности учащихся, задания имеют преимущественно репродуктивный, тестовый характер, фрагментами просто повторяют задания учебника.

Указанные недостатки закономерны. Идет активный процесс накопления опыта, именно разного опыта. И этот разный опыт присутствует практически во всех представленных в МКС учебно-методических разработках. Например, сомнительная в нравственном и педагогическом плане «Китайская притча о добре и зле» содержится в проекте рабочей тетради, которая в целом неплохо сделана и была рекомендована с доработками. Все рекомендованные разработки нуждаются в доработке, но и в каждой отклоненной работе есть фрагменты удачных методических решений.

В ходе апробации курса стало очевидным, что методическое обеспечение деятельности учителя и ученика должно включать:
1. Рабочие тетради для школьников по каждому учебному модулю.
2. Примерные поурочные методические разработки для учителя.
3. Примерные методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках всех модулей курса ОРКСЭ.
4. Примерные методические рекомендации по работе с родителями и повышению их педагогической культуры, включающие содержание работы с родителями.
5. Материалы на электронных носителях, включающие дополнительный учебно-воспитательный материал по каждому модулю.

Дальнейшее развитие курса ОРКСЭ связано в первую очередь с его методическим обеспечением. Разработка методической основы, современной и достаточной для решения педагогических задач курса, создаст фундамент для дальнейшего совершенствования содержания.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив