RSS Feed

«Говорим с учителями на языке новых стандартов»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   11.11.2011  09:26

О работе по введению ФГОС общего образования в школах Омской области в интервью «Просвещению» рассказывает ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова.

— Татьяна Станиславовна, с чего начиналось введение стандарта в регионе?
— Все началось в 2007-08 годах, когда Омская область в числе 14 регионов проводила апробацию концепции стандарта начальной школы. Мы тогда мало чего понимали, только начинали осмыслять полученную информацию, и за короткий промежуток времени нам нужно было погрузить в эту проблематику педагогов, родителей, управленцев. В ходе апробации на 25 площадках было сформировано первичное понимание того, что будут представлять собой стандарты. Но самое главное – у людей, участвующих в апробации, уже тогда появилась мотивация к работе по введению стандарта, они почувствовали к этому вкус.

В начале 2009 года решением коллегии Министерства образования Омской области наш институт был определен координатором введения стандарта – в части не просто повышения квалификации учителей, но именно координации процесса. Мы начали анализировать, какие ресурсы у нас есть. Именно тогда возникла идея формирования инновационных комплексов (ИнКо) – по приоритетным направлениям развития региональной системы образования, всего их шесть, и одно из них связано с внедрением стандартов.

В качестве ориентира для своей работы мы взяли модель Координационного совета по организации введения стандарта, который работает при Департаменте общего образования Минобрнауки России. И хотя сами мы не участвуем в его заседаниях (наш регион представляет коллега из Ямало-Ненецкого автономного округа), на уровне Омской области действует подобная структура. Региональный координационный совет возглавляет первый заместитель министра образования, и он является межведомственным. Определен сетевой график его работы, заседания проводятся очно и в режиме видеоконференций.

Также была создана группа муниципальных координаторов по введению стандарта – как правило, это или сотрудники муниципальных управлений, или руководители ресурсных центров.

— А как организовано повышения квалификации учителей в связи с введением новых стандартов в Институте развития образования? Из каких частей оно состоит?
— Во-первых, есть плановое повышение квалификации, где, так или иначе, затрагиваются вопросы перехода на стандарт. Все учителя заполняют заявления, где указывают не темы курсов, на которые они хотят пойти, а профессиональные задачи, в которых они хотели бы совершенствоваться. Вторую часть заявления заполняет работодатель – директор школы, формулирующий наиболее актуальные профессиональные проблемы для педагога.

Затем идет обработка заявлений на уровне кафедр и деканата, в ходе которой мы выявляем людей со схожими проблемами и разрабатываем для них программы, формируем группы и график занятий. Часть вопросов носит массовый характер – они ставятся для всех, а есть индивидуальные вопросы для групповых или индивидуальных консультаций.

Во-вторых, поскольку при введении стандарта есть необходимость в массовом информировании, мы проводим вебинары по актуальным проблемам, вызывающим максимальные затруднения, — например, по конструированию основной образовательной программы. В институте читались лекции, а в ресурсных центрах всех муниципалитетов нас слушали одновременно до 800 человек. При этом в чате участники вебинара могли задать интересующие их вопросы и сразу получить ответы. Иногда проводятся семинары по запросам муниципалитетов, связанные с конкретными проблемами – системой оценивания, внеурочной деятельностью и проч., — и тогда или учителя приезжают в институт, или мы выезжаем к ним в муниципалитет.

В-третьих, в рамках инновационного комплекса во всех муниципалитетах мы «выращиваем» учителей-тьюторов. Это учителя и директора из 75 школ (в том числе 65 школ – пилотных, где ФГОС начального общего образования был введен в 2010 году), которые проводят на местах конференции, мастер-классы, конкурсы программ внеурочной деятельности. Из них мы выращиваем элиту, на которую смогут равняться остальные, и они, действительно, отличные учителя – я могу об этом судить по их открытым урокам. Их деятельность соотносится с тем, что делает для введения стандарта наш институт.

Все наши программы, связанные с переходом на стандарт, — модульные, для каждой мы издали специальные рабочие тетради – без них сложно работать в парадигме деятельностного подхода, который должен использоваться не только на уроках в школе, но и в подготовке учителей.

— Что, на ваш взгляд, при введении стандарта, вызывает наибольшие сложности у учителей?
— Мы искали ответ на этот вопрос – проводили анкетирование, опросы, интервью, даже фиксировали количество обращений по тем или иным проблемам.

Основная сложность – перенос учебных задач в профессиональную плоскость. Казалось бы, все, что учитель делает в институте в качестве обучаемого, ему понятно, а когда он приходит в школу, могут возникнуть затруднения. Поэтому один из проектов, который выполняют учителя, — составление программы профессионального развития на период после прохождения курсов. С этой программой человек приходит в школу. На курсах он формулирует для себя несколько задач, которые ему предстоит решать, — например, разработать систему диагностических материалов по такому-то УМК, чтобы более точно диагностировать результаты учащихся.

На этапе разработки основной образовательной программы сложность была в том, чтобы перевести теоретические знания в плоскость работы своего образовательного учреждения – «оторваться» от примерной ООП и увидеть специфику своей школы, сделать так, чтобы программа реально работала. И мы должны были добиться, чтобы, например, программу формирования УУД учителя писали не просто ради отчетности, а для обеспечения эффективности собственной работы.

— Действительно, учитель может написать в программе то, что от него требуют, а когда закроется дверь в класс, будут работать так, как привык.
— Чтобы учителя работали по-новому, и нужны институты повышения квалификации.

— Тогда давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Мне не раз доводилось общаться с учителями и директорами, особенно в продвинутых школах, которые искренне утверждали, что в стандарте нет ничего нового – «мы так всегда работали». Это обоснованная оценка?
— Это первичный эффект знакомства со стандартом – те учителя, которые всерьез начали работать по стандарту, уже так не считают. А на первый взгляд, всем, действительно, кажется, что все и раньше так было, что нет ничего нового ни в УУД, ни в требованиях к результатам. Главное – увидеть приращения, изменения в своей деятельности, и они будут даже у тех учителей, которые и раньше работали в парадигме развивающего обучения, для которых деятельностные технологии не новы. Важно понимать, что вся работа учителя теперь «затачивается» под результаты, которые записаны в стандарте, а не в той или иной программе.

Еще одно важное новшество – обновление системы оценивания. Для российской школы не совсем естественно оценивание, в котором участвует сам ученик, у нас нет традиции формирования портфолио.

В стандартах речь идет о деятельности личности и развитии личности, и это означает, что образование становится более психологичным. Качество диагностических материалов, успешность использования технологий целеполагания, программ внеурочной деятельности, работы с родителями зависит от того, насколько психологично работает учитель.

А наших учителей никто не учил работать с теми факторами, которые являются значимыми при получении личностных результатов. Сейчас задача в том, чтобы учить учителей анализировать простые, обыденные ситуации не с житейской, а с психолого-педагогической позиции, с учетом всех последствий того или иного решения. И это касается самых разных ситуаций вплоть до ответа на вопрос, может ли ребенок приходить на урок с мобильным телефоном.

— ФГОС для начальной школы называют «стандартом информатизации». Как этот фактор учитывается в программах повышения квалификации?
— У нас каждый модуль в программе соответствует той или иной компетентности учителя, и одна из них – информационная компетентность. Любой учитель, приходя к нам, получает возможность ее усовершенствовать, есть отдельный факультатив по использованию ИКТ при изучении предметов в начальных классах.

Конечно, у учителей начальной школы навыки работы в информационно-образовательной среде не столь замечательны, как у их коллег, преподающих математику или физику, к тому же есть возрастной фактор: чем учитель старше, тем труднее ему дается ИКТ-компетентность. Но количественные изменения переход в качественные – постепенно формируется критическая масса педагогов, прекрасно владеющих ИКТ. А навыки общения в этой среде и сегодня есть практически у всех — мы открыли форум о переходе на стандарт для родителей, в качестве модераторов отобрали учителей начальных классов сельских школ.

— Далеко не в каждой школе и Омской области, да и в целом по стране выполняются все требования стандарта к условиям реализации ООП в части информатизации. Как поступить учителю в этом случае?
— В этом году я была членом Большом жюри всероссийского конкурса «Учитель года». Мне запомнился один из участников — молодой учитель из Карелии, которого поощрили за виртуозное использование интерактивной доски. Он управлялся с ней просто как волшебник.

Но абсолютным победителем конкурса, как известно, стал Алексей Овчинников, учитель из малокомплектной сельской школы Липецкой области. На круглом столе с Андреем Фурсенко он честно сказал, что у него в классе нет интерактивной доски. Но у него есть ресурсы, разработанные для этих досок, и его дети с ними работают. Конечно, компания-спонсор тут же подарила ему интерактивную доску, но мне понравился его подход: даже если технические возможности ограничены, нужно сделать все возможное, чтобы достичь необходимых результатов имеющимися средствами.

— Что можно сделать на региональном уровне, чтобы реализация нового стандарта не стала профанацией?
— При региональном Координационном совете есть рабочая группа, состоящая из сотрудников института, — проводятся ее выездные заседания в муниципалитетах, в которых участвуют все руководители образовательных учреждений. Мы с ними беседовали в группах о составлении ООП, о методической работе и повышении квалификации, о нормативно-правовой базе введения стандартов. И за два часа работы они понимали, что сделали, а что еще предстоит. Этот механизм, который мы опробовали на руководителях, необходимо внедрять и на уровне муниципальных координационных советов для работы с педагогами.

Чтобы не формализовать работу по стандартам, не превратить ее в профанацию, нужно все время следить за процессом – как идет работа, кто что понимает, что сделал, а что еще не умеет делать. У нас разработана диагностическая карта для мониторинга процесса введения стандарта методом интервьюирования. На основании ответов на вопросы можно оценить уровень каждого учителя.

Мы хотим «запустить» эту карту во всех муниципалитетах, чтобы координаторы проехали по всем школам и опросили всех учителей. А выявленные проблемы, в свою очередь, позволят сформулировать новые задачи по развитию профессиональной компетентности педагогов. Если вначале введение стандарта представляло собой очень широкое поле для работы, сейчас нужно выявлять критические точки.

— Какие качества, на ваш взгляд, необходимы учителю для успешной работы по стандарту?
— Во-первых, учитель должен быть способен видеть проблемы в своей профессиональной деятельности. Пока это нельзя считать сильной стороной наших педагогов – зачастую видение поверхностно, или же видят не проблему, а ее следствия, или же проблемы внешние, а не внутренние.

Во-вторых, учитель должен хотеть меняться, и это, наверное, самое важное. В этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения у нас. Ведь часто учителя считают себя самодостаточными – хотят, чтобы их поменьше загружали, чтобы изменились дети, и проч.

В-третьих, учитель должен сочетать в себе знание предмета и психолого-педагогических основ с достаточно высоким уровнем общей культуры. Для современного учителя уровень культуры — серьезная проблема, и одну из задач нашего института мы видим в ее повышении. Тем, кто приезжает на наши курсы, мы устраиваем что-то вроде внеурочной деятельности: посещение театров, музеев, сейчас у нас в институте идет выставка членов союза художников.

— Скажите, а что сотрудники вашего института делают для того, чтобы профессионально обучать учителей работать по новым стандартам? Что вы знаете такого, чего не могут узнать они сами?
— Прежде всего, мы взаимодействуем напрямую с разработчиками стандарта, регулярно бываем на мероприятиях федерального уровня в РАО, АПКиППРО, общаемся с представителями других регионов. Все полученные материалы выкладываются в нашей внутренней сети – их читают все сотрудники и обсуждают на заседаниях кафедр, ученого совета, научно-методического и учебно-методического советов. Это обязательная часть работы института – только так можно сформировать единое понимание проблематики, которое мы потом передаем нашим слушателям.

В этом году первую неделю сентября все наши сотрудники работали в группах на внутреннем семинаре «ФГОС основного общего образования: аспекты повышения квалификации». Несколько человек готовили занятия, раздаточный материал, и шло обсуждение. Подготовка учителей к введению стандарта в основной школе будет осложняться тем, что в отличие от учителей начальной школы они проходят повышение квалификации на разных предметных кафедрах, а им потом предстоит работать вместе в одной школе для достижения общих метапредметных и личностных результатов.

Понимая этот риск, мы обсуждали, что станет планируемыми результатами повышения квалификации учителей основной школы, что необходимо понимать всем, какие задания должны быть инвариантными в рабочих тетрадях. И сейчас начинается работа с пилотными школами, которые в 2012 году будут вводить стандарт в пятых классах по мере готовности. Более того: со всеми учителями основной школы, которые сейчас приезжают на плановое повышение квалификации в наш институт, мы говорим на языке новых стандартов, рабочие тетради для них разработаны в той же парадигме, что и для учителей начальной школы.

— Как вы оцениваете готовность к переходу на стандарт в основной школе?
— Те школы, которые работают по ФГОС начального образования второй год, мотивационно готовы к введению ФГОС основного образования. Директора ощущают разрыв между основной и начальной школой – коллектив начальной школы «забегает вперед», а коллектив основной школы пока отстранен от этой работы. Понятно, что переход на стандарт второго поколения – это проект на десять лет. Но чем быстрее будут вводиться стандарты, тем легче мотивировать школьные коллективы на инновационную деятельность, тем больше возможностей будет у детей, а у школ соответствовать современным тенденциям в образовании. Не могу утверждать, что такое понимание характерно для всех, но для пилотных школ оно, конечно, характерно.

— Как учительское сообщество в целом относится к введению стандартов? Ощущают ли люди новизну подходов? Принимают ли ее? Или все-таки консерватизм учительской профессии берет свое?
— За период, когда в школы фактически не шла молодежь, средний возраст учителей вырос, и сегодня для значительной части учительского корпуса характерна проблема профессионального выгорания в сочетании с необходимостью меняться. При этом отзывы о переходе на стандарт, которые мы слышим от учителей, свидетельствуют о том, что они воспринимают изменения искренне, «пропускают» их через себя. И, поверьте, это дорогого стоит.

В 2004 году введение федерального компонента стандартов первого поколения прошло незамеченным – люди воспринимали изменения только в части появления новых предметов. Теперь же переход на стандарт наполняется новыми смыслами, пусть даже не каждый учитель сейчас это осознает. Если взять, например, внеурочную деятельность, то в нее вкладывается другой смысл – учитель не просто проводит кружок ради самого кружка, как это было раньше, а ради достижения запланированных результатов. Не каждый человек способен это объяснить, но теперь он работает именно так.

Учителя говорят о том, что на уроках организуют деятельность детей, хотя, конечно, технологии развивающего обучения для российской школы не новы. Но никогда раньше они не становились массовой необходимостью. Я спрашивала учителей, как изменилась их подготовка к уроку, и они отвечали, что стали готовиться дольше и тщательнее, продумывая деятельность учащихся, а не только свою. Стандарт сыграл роль прививки, благодаря которой в большом образовательном организме вырабатываются механизмы его обновления.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив