RSS Feed

Франкфурт-2011: идеи и перспективы

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Оксана Демьяненко   17.11.2011  16:03

Прогнозировать тренды — дело интересное, но не всегда благодарное. Делая прогнозы в век технологий и информации, прирастающих в геометрической прогрессии, остается основываться скорее на интуиции, нежели на точных цифрах, характеризующих развитие рынка. При этом всегда существует опасность промахнуться… впрочем, как и оказаться на пике успеха.
В нашем привычном понимании выстроить эффективный бизнес-план без маркетингового анализа и планирования невозможно. Однако сегодня книжной индустрии приходится существовать именно так: планировать с огромной степенью допуска, закладывать значительные средства на инвестиции с неопределенными сроками их возврата, искать правильных стратегических партнеров, чтобы разделить возможные риски и, что не менее сложно, вероятные победы.
***
Хотя продажи продолжают падать, уже никто не говорит, что бумажная книга скоро умрет, как это было несколько лет назад. Напротив, во Франкфурте-2011 присутствовал слоган «Книга не умрет никогда» (Book will never die). Что же стоит за этими словами? Во-первых, имеется в виду именно бумажная книга, которая позиционируется издателями как не просто носитель информации, а как арт-объект с определенной идеей, выраженной не только в содержании, но и в форме. Дизайнерская мысль для книги не менее важна, чем содержательная идея самого текста. Именно такая книга будет существовать всегда. Современные технологии этому только способствуют, давая возможность произвести такой арт-объект даже в единственном экземпляре, напечатать по запросу (технология Print on Demand).

Во-вторых, книга, которая никогда не умрет, — это комплексный продукт, за которым стоит целый набор сервисов, обеспечивающих легкий доступ и дополнительные возможности. Именно благодаря подобным сервисам она всегда востребована и ценна. Когда-то была изба-читальня, была библиотека — центр культурной жизни и великолепный для своего времени сервис. Теперь все устроено иначе. Читатель может искать и покупать книги постоянно, днем и ночью. Приобретая одну книгу, он зачастую запрашивает целый список изданий на ту же тему. А если и не запрашивает, то с готовностью откликается на подобное предложение. Цифры, приведенные агентством Mobile Marketer, красноречивы: количество запросов по поиску книг в Интернете возросло за год на 74%. «Сделайте так, чтобы все, что вы издаете, стало как можно более доступным для тех, кто это ищет. Только в этом случае, возможно, читатель выберет именно вас и захочет вступить с вами в диалог» — слова Митча Джоела, одного из основных спикеров на открытии выставки.
***
По данным Nielsen Book sales data, в 2010 году продажи печатной литературы в Ирландии снизились на 8,7%, в Великобритании — на 6,1%, в Соединенных Штатах — на 5,7%, в Испании — на 2,3%. Падение пришлось в основном на художественную литературу и детские книги. Исключением из правила стала Италия (рост продаж на 0,6%). Аналитики объясняют этот факт слабым распространением в стране электронных книг.
***
Определяя состояние книжной отрасли, организаторы выставки провели интересную параллель. Формально это выразилось в присутствии на территории Frankfurt Book Fair огромного павильона Audi — современного, динамичного, креативного по замыслу и исполнению. У посетителей возникали естественные вопросы: «Почему и зачем он здесь?» и «Неужели спонсор?»
Идея оказалась более красивой: времена, переживаемые автомобильной индустрией, когда все ее развитие определено тенденцией перехода с бензинового на электрический двигатель, схожи с тем, что переживает книжная отрасль, переходя с бумажного в цифровой формат. Теперь главный вопрос издателя состоит не в том, печатать ли книгу, а в том, в какой форме передать идею. Должна ли это быть книга или записки блогера, а может быть, фильм или интерактивная игра?
Многие издательства теперь позиционируют себя как создатели контента и организаторы баз данных или медиабанков, из которых при правильной организации информации можно легко извлечь необходимую книгу или собрание сочинений определенного автора. Либо собрать все имеющиеся текстовые, аудио- и видеофайлы на определенную тему и скачать этот контент на электронное устройство, будь то ПК, планшет или мобильный телефон. Издатель уже больше чем издатель, а издательства — больше чем издательства. Чтобы жить и развиваться, книжные издательства приобретают черты медийных компаний.
***
Падение продаж заставляет издателей думать о стратегическом партнерстве. Стоит ли самостоятельно создавать технологическую платформу для организации и продажи цифрового контента или проще объединять усилия с IT-компаниями и мобильными операторами? Продавать свой продукт через App Store и другие развитые системы или создавать свою систему электронных продаж? Как защитить права на контент, выпускаемый на рынок цифровых продуктов? Эти вопросы стоят сейчас перед всеми издательствами, имеющими виды на развитие. На них пока нет однозначных ответов, но есть примеры принятия и реализации различных, иногда абсолютно противоположных решений. Ближайшие годы будут сложными, но ценность этого времени состоит в том, что появляются разные модели развития бизнеса и есть шанс, анализируя появляющийся опыт, занять свою нишу в новой конфигурации издательского рынка.
***
Продажи учебных книг — отдельная категория. И они не начнут падать до тех пор, пока дети будут учиться в школе, а взрослые — искать свое место в профессии, стремясь получить новые знания и квалификации. Или пока учебная книга не исчерпает себя в том традиционном виде, к которому мы привыкли.

Все тенденции развития книжного рынка в целом — переход в цифровой формат, создание комплексного продукта и дополнительных сервисов, выход на рынок с новыми стратегиями продвижения и продаж — определяют сегодня успешность и любого учебного издательства.
Есть только одна особенность. Учебный контент требует постоянного обновления. Он становится все более динамичным, так как требования к образованию в связи с развитием науки, технологий и общественной жизни меняются много быстрее, чем это было еще десять лет назад. Поэтому учебным издательствам предстоит стать еще более динамичными, действовать еще быстрее, при этом не имея права и возможности поступиться качеством своего продукта.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив