RSS Feed

«Требования к результатам делают программу предельно конкретной»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Белла Сорсорова   09.11.2011  09:35

О Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 годы в интервью «Просвещению» рассказывает заместитель директора Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки России Дмитрий Гужеля.

— Дмитрий Юрьевич, начнем с вопроса о том, как создавалась ФЦПРО. Насколько долгим был этот процесс? Какие эксперты были вовлечены в ее разработку?
— ФЦПРО на 2011-2015 годы, утвержденная в начале 2011 года, создавалась более полутора лет – есть федеральный закон, который описывает процесс создания такой программы. Работа многоступенчатая, и все задачи, которые есть в окончательном тексте программы, возникли не в один момент. Конечно, все они обусловлены вызовами, стоящими перед системой образования, но образование – система сложная, изменения в ней происходят небыстро, и планирование этих изменений — тоже дело небыстрое. Прибавьте к этому необходимые согласования в различных ведомствах.

Эксперты, участвовавшие в разработке, представляли Минобрнауки России, РАО, ФИРО, различные регионы, вузы, в том числе СПбГУ, НИУ ВШЭ, Воронежский и Томский госуниверситеты. Были привлечены и работодатели, хотя об их масштабном участии стоит говорить уже на этапе реализации мероприятий программы, связанных с развитием профессионального образования.

Так что программа рождалась, конечно, не в муках, но долго и трудно – всего было более 15 редакций и несчетное количество итераций.

— Согласитесь, получившийся текст непосвященному человеку понять сложно, да и, наверное, не каждому посвященному…
— Законом установлены очень жесткие правила написания федеральной программы – простым языком нельзя это сделать, тем более, если речь идет об образовании. Я читал много федеральных программ, и самой понятной была программа развития ЖКХ – там речь идет о совершенно очевидных каждому человек вещах. Но если потратить какое-то время и разобраться в нашем тексте, то окажется, что и ФЦПРО написана очень понятно.

— Итак, давайте подробнее поговорим о задачах, поставленных в ФЦПРО. Первая – это развитие дошкольного и общего образования, вторая – развитие профессионального образования и его связей с рынком труда, третья – создание системы оценки качества образования. Есть еще четвертая задача – энергосбережение в образовательных учреждениях, но она скорее по части Минэнерго, к содержанию образования не относится. Начнем с первой задачи – в чем здесь новшества?
— Прежде всего, это внесение нового вектора в развитие дошкольного образования. Стоит задача обеспечения всех детей местами в детских садах, но муниципальных детских садов на всех сегодня построить невозможно. Отсюда потребность в новых формах, в том числе частных, семейных.

В ФЦПРО применительно к общему образованию появилось слово «социализация». Раньше мы его употребляли применительно к детям-инвалидам – их социализации посвящена, в том числе, программа «Доступная среда». Но в ФЦПРО мы исходим из того, что социализация – очень широкое понятие, включающее, например, работу с одаренными детьми. Поэтому в программу входит поддержка школьных олимпиад, создание школ для одаренных детей при ведущих университетах, работающих, в том числе, с использованием дистанционных технологий, развитие патриотического, экологического воспитания, детского технического творчества. Это направление особенно важно: промышленности требуются технические кадры, и детей нужно ориентировать на такую работу уже в школе.

Для решения первой задачи в регионах создаются стажировочные площадки, опыт которых будет тиражироваться. Если площадки по дошкольному и общему образованию работают на основе уже имеющегося опыта, то по социализации содержательная часть разрабатывается на федеральном уровне. Такая форма более приемлема – по этой проблеме на местах мало специалистов.

— Вторая задача – развитие профессионального образования. Какие проблемы предстоит решать в рамках ФЦПРО?
— Основная проблема, по поводу которой высказывались основные претензии к системе образования, в первую очередь к вузам, — что выпускники выходят неподготовленные «в никуда», что работодателям они не нужны, поскольку ничего не умеют и имеют представление о профессии только по книжкам. В рамках ФЦПРО предстоит эту проблему решать – так модернизировать систему профессионального образования, чтобы она удовлетворяла потребности работодателей, чтобы ее выпускники шли работать именно по той специальности, по которой учатся. Прежде всего, эта часть программы будет реализовываться в различных инновационных, технических отраслях, связанных с дальнейшим развитием страны.

Были задуманы два большие группы работ, которые между собой взаимосвязаны.

Первая группа – это модернизация системы профессионального образования субъектов Федерации. Оценивается социально-экономическое положение отдельно взятого региона, выбираются ведущие работодатели в 11 приоритетных отраслях, после чего на средства ФЦПРО проводятся изменения в системе образования, исходя из потребностей ведущих работодателей региона. На конкурс заявку подавала администрация субъекта Федерации, но только совместно с ведущим работодателем. Условно говоря, по 50 млн. руб. на реализацию проекта выделяют регион, ведущий работодатель в своей отрасли (Газпром, Норильский никель, Северсталь и т.д.) и Федерация.

При участии работодателя формируются профессиональные стандарты для отрасли, на основе которых дорабатываются учебные программы, методики преподавания и проч. Работодатель не просто поставляет свое оборудование в образовательные учреждения, но и направляет своих специалистов для преподавания отдельных дисциплин, берет студентов на стажировку, обеспечивает их трудоустройство. А субъект Федерации разрабатывает методики взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Эти мероприятия в большей степени ориентированы на учреждения начального и среднего профессионального образования.

Если проект в одной отрасли идет успешно, то субъект Федерации берет на себя обязательство в последующие годы распространить накопленный опыт в других отраслях и не менее чем в трех субъектах Федерации. В рамках ФЦПРО действует специальная организация-монитор, которая занимается сбором положительного опыта и его распространением.

В числе 32 регионов, реализующих комплексные проекты модернизации профессионального образования, — Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Вологодская, Иркутская, Сахалинская области, Еврейская автономная область. Размер субсидии определялся в зависимости от количества учащихся и учреждений профессионального образования, а также от бюджетной обеспеченности региона: чем выше обеспеченность, тем меньше была субсидия при прочих равных.

— А еще одна группа работ по развитию профессионального образования что собой представляет?
— На первый взгляд, есть сходства с первой группой – выбраны те же отрасли, но принцип распределения средств там другой – не субсидии, а конкурсы в соответствии с 94-м федеральным законом. В конкурсах участвуют образовательные учреждения, которые должны создать межрегиональные образовательные кластеры в своих отраслях – строительство, сервис и туризм, лестное хозяйство и проч. Подавая документы на конкурс, такое учреждение заключает соглашение с ведущими работодателями и другими учреждениями. В случае победы оно становится центром, который не просто получает поддержку от предприятий, но и сам помогает другим учреждениям своей отрасли – передает им методики, обеспечивает разработку программ, обеспечивает контакты с работодателями. Опять же организация-монитор содействует в обобщении и распространении этого опыта по разным направлениям.

Победителями были признаны 13 учреждений в разных субъектах Федерации, хотя здесь важна не региональная, а отраслевая принадлежность. Например, лесопромышленный колледж заключает договоры с такими же колледжами и техникумами, которые могут находиться в разных регионах, по развитию системы профобразования в части подготовки специалистов лесного хозяйства.

— В разделы ФЦПРО, посвященные профессиональному образовании, включены проекты, касающиеся прогнозирования рынка труда и формированию контрольных цифр приема. Есть точка зрения, которой придерживаются, в частности, эксперты Высшей школы экономики, что обе эти проблемы решить невозможно: прогноз все равно будет в определенной степени ошибочным, а механизм контрольных цифр устарел.
— Разработчики ФЦПРО считают, что эти проблемы все-таки нуждаются в исследовании.
Совсем отказаться от контрольных цифр в ближайшее время не получится – государство должно регулировать прием в вузы, формируя госзаказ на специалистов, прежде всего, по приоритетным для развития страны специальностям.

Что касается прогнозирования, то здесь, действительно, есть сложности – о своих потребностях в кадрах знают только крупные предприятия в перспективе 3-5 лет, а в среднем и малом бизнесе прогноз сделать сложно даже на год. Но прогнозы нужны долгосрочные – вплоть до 10 лет. Поэтому будут создаваться прогностические модели на основе стратегий развития страны и регионов, отраслей и предприятий. Это послужит основой для формирования контрольных цифр: если, например, через 10 лет понадобится столько-то физиков-ядерщиков, соответствующее направление подготовки в вузах нужно открывать уже сейчас. Подобные прогнозы, пусть даже выполненные с той или иной степенью достоверности, могут помочь и школьникам в построении своей образовательной траектории, выборе профессии.

— И теперь несколько слов о третьей задаче – создании системы независимой оценки качества.
— В рамках этой задачи планируется создание единой информационной среды образования – речь идет не только о качестве, но и об усилении связей между различными уровнями образования, между всеми заинтересованными сторонами, в том числе родительской общественностью. Условно говоря, в этой системе можно будет задать вопрос федеральному министру из любой точки страны и получить на него ответ, получить информацию о каждой школе вплоть до результатов ЕГЭ.

В ближайшее время предстоит внедрение системы независимой оценки качества на всех уровнях образования – пока есть только ЕГЭ и ГИА, но остается неохваченным профессиональное образование, дошкольное образование. Речь идет не просто о тестах, а о самых разных формах оценки.

Так, для профессионального образования в 15 отраслях создаются центры сертификации профессиональных квалификаций. Здесь очень важна связь со второй задачей ФЦПРО по развитию профессионального образования – эти центры будут действовать в тех отраслях, где создаются учебно-производственные кластеры, и в тех субъектах Федерации, которые получают субсидии. Например, в регионе реализуется проект модернизации профессионального образования в авиационной промышленности – там можно открыть центр сертификации для работников авиационной промышленности, который будет взаимодействовать с работодателями, создавать систему стандартов и профессиональных квалификаций, на их основании тестировать выпускников на предмет пригодности для работы на предприятиях. Это не экзамен, а именно независимая оценка, которая увеличивает шансы выпускника на трудоустройство. При этом если он нацелен на работу на определенном предприятии с первых дней обучения, проходит там практику, то, наверное, необходимости в такой оценке нет.

— В ФЦПРО есть направление, которое, наверное, должно проходить по ведомству энергетиков – энергосбережение в образовательных учреждениях. Почему оно появилось в программе?
— Его предложили коллеги из Минэнерго, и на это есть основания. Образовательные учреждения тратят огромные деньги на воду, тепло, освещение и проч. Внедрение системы энергосбережения позволит сократить эти расходы до 30%, а освободившиеся средства направить на поддержку системы образования по другим направлениям. В условиях реализации 83-го федерального закона учреждения, получившие статус бюджетных или автономных, просто сохраняли бы эти средства для своих нужд. А в масштабах страны экономия составит многие миллиарды рублей ежегодно.

В рамках ФЦПРО по всей стране создаются 56 центров энергоэффективности, которые будут анализировать ситуацию в образовательных учреждений, давать рекомендации и всячески содействовать использованию современного энергетического оборудования, «правильных» строительных материалов, установке счетчиков и т.д. Кроме того, планируется разрабатывать образовательные программы разного уровня, чтобы учить детей энергосбережению. Конечно, речь идет не о специальных учебниках, а о сборниках полезных советов, рассчитанных на восприятие детьми в определенном возрасте. И эта работа будет проводиться не только с детьми, но и с учителями, родителями.

— О каких результатах ФЦПРО можно будет говорить к концу 2011 года? Что будет, образно говоря, «осязаемо»?
— Примеры «осязаемых» результатов – пока только промежуточные, потому что большинство проектов – трехлетние. Программа была утверждена в феврале, первые процедуры по ее реализации запущены в апреле, поэтому к концу 2011 года будет заложена основа для дальнейшей работы, можно сказать – построены стены здания. Уже сегодня начали работать стажировочные площадки в дошкольном, общем и профессиональном образовании – они заключают договора, закупают оборудование, проводят повышение квалификации педагогов. А учащиеся смогут ощутить на себе первые результаты к концу учебного года.

— ФЦПРО охватывает очень широкий спектр проблем и включает очень большое количество так называемых подмероприятий, объединенных в 11 мероприятий. В чем, на ваш взгляд, заключается единая логика построения программы? Почему одни проекты сюда включили, а другие – нет?
— Большое количество подмероприятий и проектов – это особенность программы на 2011-2015 годы. При этом четко определено, каковы должны быть результаты каждого мероприятия «на выходе». Именно эти требования к результатам не дают программе «расплыться», делают ее предельно конкретной. Очевидна связь и между отдельными мероприятиями, и между задачами программы. Хотя, наверное, некоторые проекты могли бы реализовываться и за рамками ФЦПРО, и, действительно, на этапе разработки что-то включалось в программу, что-то исключалось, в том числе, по финансовым соображениям.

— Насколько себя оправдывает механизм субсидий, впервые используемый в ФЦПРО? И кто побеждает в конкурсах по 94-му закону? Что это за структуры?
— Субсидии уже зарекомендовали себя как эффективный механизм реализации ФЦПРО. При наличии конечных и промежуточных показателей состав работ субъекты Федерации определяют самостоятельно – к поставленным целям они могут идти разными путями. Это позволяет с одной стороны не связывать регионам руки, а с другой отработать разные модели, обеспечивающие достижение результата.

Если раньше в конкурсах побеждали, преимущественно коммерческие структуры – соотношение с образовательными учреждениями было 70% к 30%, то теперь все наоборот: 70-75% победителей – структуры системы образования. Это результат нашей целенаправленной работы – коллективы образовательных учреждений научились подавать заявки и самое главное, работать в режиме реализации проектов.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив