RSS Feed

Дошкольное образование: предложения Москвы, опыт Санкт-Петербурга

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   08.11.2011  17:54

Екатерина Семенова (слева). Татьяна Голядкина (справа).

Как преодолеть очереди в детские сады? Как сделать пребывание детей в дошкольных учреждениях наиболее комфортным? Как дать детям лучшее? На эти и многие другие вопросы постарались ответить участники видеомоста Москва — Санкт-Петербург, организованного РИА Новости, на тему «Дошкольное образование в России. Как дать детям лучшее».

Гостьей в московской студии стала депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности, руководитель проекта «Детские сады — детям», президент Общероссийской общественной организации «Воспитатели России» Екатерина Юрьевна Семенова. Со стороны Санкт-Петербурга диалог вела ведущий специалист Отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга Татьяна Александровна Голядкина.

Самая актуальная тема

Первое, на чем заострили внимание участницы мероприятия, — «самая глобальная, самая актуальная сегодня тема, которая звучит на всех уровнях и во всех регионах» — дефицит мест в детских садах.

— Когда возникла эта проблема, мы достаточно быстро подхватили эту тему для того, чтобы не запустить ее до такой степени, что вызовет глобальное социальное напряжение, — начала Екатерина Семенова. — Хотя напряжение, безусловно, есть.

Система дошкольного образования, поскольку она была передана на муниципальный уровень, за последние 15-20 лет претерпела серьезные преобразования отрицательного характера. Была «потеряна» большая имущественная база — свыше 30 тысяч детских садов по разным причинам были утеряны: либо вышли из сферы, либо перепрофилировались, либо использовались не по назначению.

— После мониторинга общей ситуации в Российской Федерации именно эту проблему мы сделали главной задачей в проекте, который стартовал полтора года назад — 15 июля 2010 года, — уточнила Екатерина Юрьевна. — На сегодняшний день, по прошествии вроде бы небольшого количества времени, мы можем констатировать определенные успехи. У нас даже есть лидеры — регионы, которые практически справились с этой проблемой, а в ближайшие полгода снимут ее вообще. Таких регионов всего четырнадцать…

Примером такого успешного региона в создании дошкольных мест, открытии новых форм,  улучшении качества дошкольного образования, применении инноваций, разработке авторских программ и здоровьесберегающих технологий Екатерина Семенова привела город Санкт-Петербург и попросила коллегу поделиться успехами города в этой области.

— Успехи есть, но пока есть очередь в детские сады, значит, где-то мы еще не дорабатываем, — ответила Татьяна Голядкина. — Хотя Санкт-Петербург очень много сделал за последние годы для того, чтобы увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях. Предпринимались все возможные меры: новое строительство, возврат помещений детских садов, которые в последние годы были заняты непрофильными учреждениями и организациями, передача в собственность Санкт-Петербурга бывших ведомственных детских садов из федеральной собственности. Благодаря этому открыто более 30 тысяч мест.

Собеседницы согласились, что большой потенциал имеют вариативные формы дошкольного образования: группы временного пребывания, семейные группы в структуре государственного дошкольного образовательного учреждения и дошкольные образовательные отделения в структуре школы.

Немного статистики

Депутат Государственной Думы Екатерина Семенова привела некоторые цифры, отражающие реальную обстановку в данной сфере.

Около 3 000 детских садов было открыто, реконструировано, введено в эксплуатацию, возвращено за 2011 год,  около 800 000 детей за полтора года действия проекта получили места в детских садах. Количество детей тоже увеличилось: в 2009 году их было по стране 9 300 000, сейчас — 10 200 000.

Если рассматривать цифру около 2 000 000 дефицита, то она имеет такой расклад: 75% — дети от 0 до 3 лет. То есть ребята идут в детский сад практически с двух лет — это как раз тот возраст, когда ребенок приобретает более крепкую иммунную систему, к тому же психологически он готов к посещению дошкольного учреждения с двух лет и более.

— Поэтому цифра 75% стоит для нас второй задачей, — объяснила Екатерина Юрьевна. — Главная же задача — обеспечить местами детей с 3 до 7 лет. С возрастной группой от 5 до 7 лет мы практически «справились» — во всех регионах среднее исполнение этой задачи — 97%. А с 3 до 5 — это главная стратегическая задача. По прогнозам мы сможем решить ее в течение следующего года, все перспективы для этого есть. Как минимум 2 000 новых детских садов будет создано в следующем году, кроме того будут открываться дополнительные дошкольные группы при школах. Но на мой взгляд, этот ресурс вскоре будет исчерпан, потому что у нас на подходе дети семи лет, которые как раз пойдут в школы, — добавила Екатерина Семенова.

Санкт-Петербург поделился своими цифрами: очередь — 2 309 детей, более 180 000 посещают детские сады.

Об учреждениях для детей с ограниченными возможностями

Еще один вопрос, которого коснулись собеседницы в ходе видеомоста, — учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. По словам Татьяны Голядкиной, сеть таких учреждений очень развита в Петербурге, она вариативна. Каждый год она корректируется, потому что здесь количество мест зависит от потребности. С октября по апрель каждого года в городе проходит обследование детей, по результатам которого формируется сеть на следующий учебный год. В этом году в такие группы ходят более 44 000 детей.

— Сложность этого вопроса заключается в том, что ни одно министерство не имеет элементарного мониторинга, сколько коррекционных садов есть, сколько детей нуждается в коррекции, тяжелая ли эта форма, средняя или легкая, и какое финансирование должно быть определено для таких детей, — продолжила тему Екатерина Семенова. — Ведь ребят, требующих повышенного внимания, очень много: это детки, которые страдают психо-эмоциональными расстройствами, расстройствами центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата  — это даунята, аутисты, страдающие другими тяжелыми формами, которые требуют коррекции с самого раннего возраста. Порой такие детки даже не могут посещать дошкольные учреждения.

Сейчас общественной организацией «Воспитатели России» инициирован мониторинг с целью выяснить и проинформировать, сколько в стране детей, нуждающихся в коррекции, какие средства нужны для оснащения предназначенных для них дошкольных учреждений (начиная с бассейна и заканчивая физиотерапевтическими мероприятиями, массажами лечебного свойства, дополнительным оборудованием).

— Таких ребят необходимо «подтянуть» до более-менее хорошего уровня, чтобы они могли продолжать свое образование и вообще социализироваться в обществе, — добавила Екатерина Юрьевна.

Работа в этой сфере уже началась: сейчас открываются патронатные группы, организуется  дистанционное общение с детьми (и их родителями), которые находятся в домашних условиях и обучаются по особым методикам, для того чтобы социализировать таких детей на уровне домашнего воспитания и образования. Пока это частные инициативы, но, по мнению Екатерины Семеновой, их надо обязательно поддерживать.

Законодательная тема

Далее депутат Государственной Думы обратилась к теме законодательной базы в области дошкольного образования и заострила взгляд на самых важных и наиболее резонансных вопросах.

В последнее время в системе дошкольного образования начало практиковаться использование «электронной очереди». Пока она введена только в 12 регионах.

— Но в ручном режиме, не имея на то законодательных инициатив, мы этот процесс не запустим, — рассказала Екатерина Юрьевна о трудностях введения электронной очереди повсеместно. — А он необходим, хотя бы потому, что сегодня в очереди стоят родители, а не дети. Таким образом, мы удваиваем или даже утраиваем статистическую цифру 2 000 000 дефицита, которую здесь уже упоминали. Это происходит, потому что у папы,  мамы и даже бабушки и дедушки есть возможность подать заявку на детский сад в любом районе города.

Также Екатерина Семенова отметила прозрачность самого механизма электронной очереди и его антикоррупционность. Не секрет, что часто заведующие и члены комиссии берут деньги за то, чтобы продвинуть ребенка в очереди. Электронная услуга своей прозрачностью эти проблемы снимает.

— Для того чтобы эта услуга заработала на законодательном уровне повсеместно, нам необходимо внести поправку в закон об обязательных электронных услугах исполнительной власти для граждан Российской Федерации. Во-первых, у нас будет совершенно другая статистика — реальные цифры, которые нам дадут возможность посмотреть бюджетную составляющую — сколько необходимо направить денег в эту сферу: сколько нужно построить, сколько реконструировать. Безусловно, это стратегическая задача, — заключила Екатерина Юрьевна.

В Санкт-Петербурге электронная очередь используется уже десять месяцев.

— За это время подано около 15 000 заявлений, — поделилась опытом Татьяна Голядкина. — При этом личное посещение комиссии никто не отменял. Портал пользуется большой популярностью. И это, несомненно, способствует прозрачности и понятности системы, на что и нацелена данная государственная услуга.

Говоря о предоставлении новых мест, Екатерина Семенова заметила, что «школы не резиновые для открытия дополнительных дошкольных отделений». Поэтому все равно необходимо думать о строительстве новых детских садов. Но для того, чтобы построить детский сад, требуются дополнительные земельные участки. В густонаселенных районах это практически невозможно. Тогда архитекторы выдвинули предложение о детских садах, которые будут находиться на первых этажах жилых домов, тем более что положительные прецеденты в различных регионах уже есть. Это и муниципальные небольшие детские сады на 40-60 человек, и частные структуры.

— Но, к сожалению, мы не можем пока открывать такие сады массово только из-за того, что есть некорректное взаимоотношение нормативных документов: санпинов, пожарных норм и санитарных норм. Мы будем в законном поле пытаться откорректировать эти нормы, — поделилась планами Екатерина Семенова. — Профессиональное сообщество вообще достаточно кардинально ставит вопрос: нужны ли нам такие регламентные пожарные нормы, которые запрещают любое половое покрытие, кроме каменного и плиточного. Детям некомфортно ходить по холодному полу. Высота потолков порой разнится в 20-30 сантиметров: часто высота потолков — 2,75 метра, а норма — 3 метра. Это слишком жесткая норма, которая по сути ни на что не влияет. Профессионалы предлагают сконцентрировать внимание на эвакуации, а не на пожаростойкости тех компонентов, которые присутствуют в детском саду. На самом деле горит все, и игрушки в том числе. Эти поправки уже отчасти готовы, инициирует их Министерство по чрезвычайным ситуациям и Роспожнадзор, но мы активно участвуем в рабочей группе для того, чтобы эти поправки не ухудшили пребывание детей, а также создали дополнительные возможности для таких садов.

Идею организации детских садов на первых этажах домов поддержала также и коллега из северной столицы, так как успешный опыт имеется и в Санкт-Петербурге.

Подумать о завтрашнем дне

Екатерина Семенова рассказала, что сегодня в России 70 000 дошкольных учреждений, в советское время их было почти 90 000. Но сейчас встает вопрос, каким образом эту имущественную базу сохранить. Ведь демографический спад будет в любом случае, потому что это волновая ситуация. Как сделать так, чтобы в период этого спада снова не потерять те детские сады, которые удалось нарастить?

— Для этого нужен закон сохранения помещений в сфере дошкольного образования при любых обстоятельствах, — сама же ответила на свой вопрос депутат Госдумы. — Для того чтобы маневрировать в этой разнице, мы дали возможность войти в сферу дошкольного образования частным инициативам. Они служат неким амортизатором и способны четко реагировать на предложение и спрос. Создаются гувернерские службы, центры присмотра и ухода, пункты кратковременного пребывания. Поэтому мы будем продолжать дискуссию по поводу этого закона.

Молодежь в «дошколку»

Санкт-Петербургская сторона подняла проблему нехватки кадров в дошкольных учреждениях. Для молодых людей сейчас важен престиж профессии.

— Хорошо, что проводятся конкурсы типа «Воспитатель года», что это широко освещается в СМИ, — заметила Татьяна Александровна. Также она поделилась опытом привлечения молодых специалистов в сферу дошкольного образования.

— У нас практикуется заказ комитета образования на воспитателей детских садов. Учащиеся  педагогических колледжей последнего курса могут проходить «сплошную практику», с ноября по май, работая по трудовой книжке в детских садах. Это полезно для самих учащихся и позволяет закрепить кадры в детском саду. Одно дело, когда молодой человек или девушка закончили педколледж и пробыли в саду на практике определенное количество часов, и совсем другое дело, когда они целый учебный год отработали в детском саду, почувствовали себя членами коллектива, познали профессию. Подавляющее большинство выпускников, которые поработали в детских садах, там и остаются. Такая мера очень действенна и помогает зафиксировать кадры там, где они уже год проработали.

Вопросы и проблемы дошкольного образования многочисленны, но радует то, что они обсуждаются, а значит, есть надежда на то, что они разрешатся.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив