RSS Feed

Вариативное дошкольное образование

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   10.10.2011  16:41


О главных задачах в дошкольном образовании и путях их решения «Просвещению» рассказывает директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.

О доступности
Сегодня невозможно решить проблему доступности исключительно с помощью строительства новых детских садов — необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования. Для этого есть большие возможности. Внесены изменения в СанПиНы, в частности разрешено увеличивать наполняемость групп при сохранении определенного количества квадратных метров на одного ребенка. Если размер помещения позволяет набирать группу свыше 20 человек, это можно делать. Кроме того, разрешено достраивать третьи этажи в двухэтажных детсадах, что ранее было категорически запрещено. Такое строительство обойдется в разы дешевле, поскольку не нужно подводить коммуникации, решать вопросы с землей и так далее.

Новые СанПиНы позволяют открывать дошкольные группы в переоборудованных помещениях общего пользования, где раньше размещались репетиционные залы, изостудии и прочее, а также в жилых квартирах. Дети могут проводить в дошкольных группах разное количество времени — от двух-трех часов в день до круглосуточного пребывания, и это тоже увеличивает пропускную способность учреждений дошкольного образования.

О ФЦПРО
Надо шире использовать государственно-частное партнерство, развивать негосударственный сектор до-школьного образования. В Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011– 2015 годы появился механизм поддержки модернизации образования через субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе. Из 57 миллиардов рублей федеральных средств программы 10,5 миллиарда расходуются именно на субсидии.

Сегодня перед муниципалитетами стоит задача развернуть работу прежде всего по развитию вариативных форм дошкольного образования. Все возможности для этого есть. И чтобы помочь в их реализации, мы включили в ФЦПРО мероприятия, связанные с поддержкой региональных программ развития дошкольного образования.

О стажировочных площадках
На конкурсной основе отобраны стажировочные площадки, которые будут работать в регионах, в том числе и на базе муниципалитетов. До конца 2011 года они будут оборудованы, дооснащены, будет проведено повышение квалификации сотрудников, которым предстоит там работать. А в течение следующих лет команды из всех муниципалитетов России пройдут на базе этих площадок двухнедельную стажировку.

Команды состоят из 5–7 человек — это глава муниципалитета или его заместитель по социальным вопросам, представители администрации, занимающиеся вопросами образования, экономики, финансов, руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Они должны будут не только ознакомиться с опытом развития системы дошкольного образования, но и создать для своей территории программу развития дошкольного образования, предусмотрев необходимое финансовое обеспечение.

Сразу после стажировки эту программу нужно будет принять и приступить к ее реализации. При этом одной из функций стажировочной площадки будет мониторинг реализации муниципальных программ, разработанных на ее базе.

Стажировочной площадкой может быть не только отдельный детский сад, но и, возможно, муниципальная методическая служба, вокруг которой концентрируются детские сады, учреждения дополнительного образования, имеющие опыт работы с дошкольниками. Так или иначе структура стажировочной площадки определяется регионом, который является получателем субсидии.

О субсидиях
Субсидия дается на условиях софинансирования, в качестве которого учитываются средства, предусмотренные на развитие дошкольного образования.

Чтобы получить субсидии в рамках того или иного направления ФЦПРО (а это не только дошкольное образование, но и, к примеру, реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), регион должен представить программу развития, индикаторы и показатели которой соответствуют индикаторам и показателям ФЦПРО. В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено около 500 миллионов рублей на субсидии для регионов, которые активно создают места в дошкольных учреждениях. Если не удалось выиграть конкурс в этом году, то следующий шанс появится спустя три года.

О перспективе
В ближайшей перспективе — работа над улучшением качества дошкольного образования, а пока главная задача — обеспечить максимальный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста, а предшкольной подготовкой — 100% детей старшего дошкольного возраста. Дети, не прошедшие такую подготовку, неизбежно испытывают трудности при адаптации в школе.

И субсидии получают…
Перечень субъектов Российской Федерации — победителей конкурсного отбора на предоставление субсидий на поддержку реализации в 2011–2013 годах мероприятия «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» ФЦПРО на 2011-2015 годы:
– Кабардино-Балкарская Республика;
– Республика Коми;
– Республика Саха (Якутия);
– Республика Татарстан;
– Краснодарский край;
– Ставропольский край;
– Амурская область;
– Ивановская область;
– Иркутская область;
– Кемеровская область;
– Оренбургская область;
– Ростовская область;
– Рязанская область;
– город Санкт-Петербург;
– Тюменская область;
– Челябинская область.
Итого по Российской Федерации — 16 стажировочных площадок.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив