RSS Feed

Cегодня единственный вариант для замены учебника — e-ink

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Светлана Сивожелезова   31.10.2011  13:45

О перспективах применения электронных учебников в школах «Просвещению» рассказывает главный редактор Mobile Review Эльдар Муртазин.

— Эльдар, этой осенью Министерство образования и науки проводит в школах эксперимент по использованию электронного учебника Plastic Logic 100. Как вы оцениваете данное устройство?
— Большое количество учебников — одна из основных школьных проблем. У меня дети ходят в школу, и я знаю, что учебников действительно много. У первоклашек, например, ранец неподъемный, в 5–6 классах учебников еще больше. Дети придумывают разные схемы: кто-то носит одни учебники, а кто-то — другие.

Есть нормативы (освещенность класса, расположение парт и прочее), они создавались в 1970-е годы и с тех пор никак не менялись. Это не значит, что нормативы 1970-х плохие. Но любое TFT-устройство (это фактически любой планшет с подсветкой либо компьютер) не может использоваться постоянно в школе. Есть ограничение — четыре раза по 15 минут и не подряд. То есть работать, например, с iPad на уроке нельзя, хотя он удобен, красив, красочен.

Электронная бумага, которая используется в ридерах, позволяет добиться полного соответствия обычным книгам или бумаге. Это огромный плюс Plastic Logic. Еще одно конкурентное преимущество: технология производства основана на пластике, и поэтому экраном можно бить по рюкзаку, по голове и чему угодно, и он не сломается. В отличие от любого ридера на стеклянных подложках — там достаточно сильно надавить, чтобы устройство было сломано — ударопрочным ридером школьник может пользоваться и в 7, и в 8, и в 9 классе.

Но есть и очевидные минусы — Plastic Logic черно-белый, поэтому биологию, географию и ряд других предметов изучать по такому учебнику можно только при наличии дополнительных иллюстрирующих цветных материалов — некой раздатки. Так что это пока еще эксперимент в чистом виде: Plastic Logic участвуют в тендере Минобрнауки на поставки в школы, и пока непонятно, кто выиграет. Время покажет.

— Нужно ли защищать контент, размещенный в электронных учебниках, от копирования, редактирования, удаления?
— Любой ребенок — это пытливый ум. Он будет пробовать все, что есть в устройстве. Соответственно, удаление текстов из учебников станет проблемой. Ведь учебники не бесплатные, и если говорить о загрузке учебников, то за нее платит компания-производитель, которая их покупает. Соответственно, повторная установка будет стоить денег. Мы часто воспринимаем электронный контент как нечто бесплатное, но в данном случае это не так.

По понятным причинам в учебниках не должно быть и возможности редактирования контента. Что касается копирования, то зачем это нужно школьнику? Минобрнауки распространяет адаптированные учебники, которые должны соответствовать школьной программе, и гарантирует их качество, поэтому распространять эти учебники самостоятельно ребенку нет никакого смысла.

— Что, на ваш взгляд, лучше использовать в школе — нетбук, планшетник, электронную читалку?
— Если говорить о зрении, то я для своих детей ограничиваю общение с электронными игрушками до минимума. Понятно, что они играют час-два в день, так или иначе. Пока нельзя это назвать работой за компьютером, но проблема в том, что детям все равно придется это делать. Если еще и в школе будет большая нагрузка, то зрение быстро испортится.

А ведь уже сегодня у нас очень печальная статистика именно по проблемам со зрением детей просто в силу распространенности компьютеров, электронных игр и прочих вещей. Дошкольники — те, родился в 2005–2006 годах, — уже имеют проблемы со зрением. У нас есть немало семей, где не занимались ребенком, но подкидывали ему iPad или что-то в этом роде, и в результате у детей падает зрение. Ведь у них еще нет осанки, они занимаются этими устройствами в условиях, когда может и не быть внешнего света (в постели, лежа или еще как-то). И это не страшилка, а статистика.

Поэтому e-ink (технология электронных чернил) — это сегодня единственный вариант для замены учебника.

— Во многих школах можно увидеть такую ситуацию: один компьютер и 6–10 учеников рядом. Можно ли в таких условиях чему-то научиться?
— Нет, это плохая ситуация. У каждого ученика должен быть свой учебник и компьютер, свое место. В рамках программы «Электронная Россия», которую можно ругать сколько и как угодно, добились двух главных вещей. Во-первых, компьютерные классы сегодня есть практически в каждой школе. Если их нет, это, как правило (сейчас я скажу непопулярную вещь), «заслуга» директора школы, местного управления образования. Это их недоработка. Потому что в рамках программы каждая школа должна была получить (и на это были деньги, был бюджет) компьютеры — надо было просто почесаться и взять. То же самое с Интернетом.

— Многие родители покупают своим детям электронные гаджеты. Уместно ли использовать данные устройства на уроках в школе?
— Это неуместно, невозможно и не нужно. Школа — это место, где дети должны учиться. Вы даете ребенку iPad, и он начинает просто играть. Сегодня во всех школах (это не только российский опыт) поступают очень просто: запрещают. Использовать свои электронные устройства на уроках нельзя. Это нормально, на мой взгляд.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив