RSS Feed

Новый стандарт — новый принцип преподавания

Comments OffКомментарии
Автор: Анна Белякова   19.10.2011  14:41

О том, как изменятся система и методы преподавания географии с введением нового образовательного стандарта, рассказывает заместитель руководителя по методической работе центра «Сферы», кандидат географических наук, доцент географического факультета МПГУ, соавтор учебников по географии линии «Сферы» Людмила Савельева.

— Людмила Евгеньевна, что меняется в преподавании географии?
— Основным вкладом географии в достижение целей основного общего образования становится формирование у учащихся умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, приобретение опыта адаптации к условиям окружающей среды, экологически сообразного поведения в ней и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В соответствие с обозначенным вкладом и будут происходить изменения в преподавании, которые должны коснуться не столько теоретической, содержательной стороны предметной области, сколько организации учебной и внеучебной деятельности.

Ведь в чем заключается главная функция преподавателя? Это формирование не столько предметных знаний, сколько универсальных учебных действий (УУД) на основе своего предмета. Поэтому нужно полностью перестраивать методы работы — делать их практикоориентированными, познавательными, переходить на сотрудничество с учеником. Сейчас же преподавание строится по принципу: прочитай, перескажи, покажи на карте — это единый, безальтернативный вариант проведения урока. А нужен совершенно иной подход.

Еще один аспект изменений в преподавании — это широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий, работа с электронными продуктами. Конечно, такая работа во многом зависит от того, какую базу и информационно-образовательную среду обеспечила школа. Это могут быть любые информационно-образовательные ресурсы, например, компакт-диски, которые входят в УМК. Издательство «Просвещение» перешло на выпуск учебников с электронным приложением не потому, что оно так захотело, а потому что этого требует ФГОС.

Но информационно-образовательная среда — это не то, что тебе дается в готовом виде, учитель должен формировать ее сам. Это не только электронные, но и бумажные ресурсы. Стандарт под информационно-образовательной средой понимает, во-первых, информационно-методическое обеспечение — бумага, электронные продукты, натуральные модели, все то, что работает на образовательный процесс. Во-вторых, технические средства — компьютеры, электронные доски, гаджеты. В-третьих — педагогические технологии, то есть способность учителя применять все это в образовательном процессе. Это очень широкий спектр, и учитель должен строить образовательную деятельность в зависимости от своих преференций, интереса в классе, сложности класса…

Теперь иначе формулируется цель: не выучить географию, а научиться применять полученные сведения для оценки, прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе. Для этого нужны совсем другие навыки. Например, ученику рассказывают, что у такой-то реки бывает такой-то режим, случаются наводнения, когда они происходят, почему…

— …а ученик рассуждает, почему нельзя ехать отдыхать на эту реку в определенное время года…
— Совершенно верно. И это совершенно новый подход.

— то есть цель — не теория, а практика?
— Именно. Как раз в таком формате мы создавали «Сферы». Их идеология такая — учебник содержит мало текстовой, но очень много другой информации, как раз той, которая направлена на выработку универсальных учебных действий, то есть на организацию совместного учебно-познавательного процесса: проанализировать таблицу или посмотреть таблицу и составить график, или рассмотреть диаграмму и сделать выводы. На одном развороте огромная информационная емкость, там очень много материала, только он не текстовый. Грамотные учителя высоко оценивают этот учебник, а в каких-то школах говорят: «У нас же учитель очень слабый, он не имеет географического образования (например, биолог работает еще и географом), для него мало текста». На это приходится отвечать: учебник создается не для учителя, а для ученика, а повышать квалификацию учитель должен иными способами.

Таких проблем очень много. Переход на новый стандарт будет осложняться тем, что масса учителей вообще не владеет ИКТ, они боятся компьютера. А у молодых учителей перекос в другую сторону — бездумного, бессистемного использования технологий. Сорок минут урока — это очень мало. Поэтому учитель должен продумать, на каком этапе какая деятельность будет осуществляться, когда понадобится компьютер и понадобится ли он вообще. Ведь количество ресурсов, представленное, например, в приложении к учебнику в виде электронного диска, сильно превышает лимит времени и возможности их использования. И это делается специально, чтобы учитель имел альтернативу.

— Какие дополнительные возможности для педагогов появляются в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий?
— Это применение в учебном процессе интерактивных моделей природных и общественных явлений и процессов, использование электронных карт, электронных вариантов тестирования и выполнения практических работ, активное использование ресурсов Интернета. По географии таких ресурсов особенно много, потому что это благодатный материал.

— Меняется ли количество часов, выделяемых на преподавание географии?
— ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счет одного часа в неделю в пятом классе.

— Какие дополнительные возможности дает преподавателям географии проектная деятельность?
— Проектная деятельность учащихся — это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель своих действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни. Учебные проекты по географии могут готовиться в рамках курса даже пятого класса, при этом их тематика должна быть привязана к изучаемому материалу. География — это такой предмет, который сам дает больше материала для проектной деятельности, нежели проектная деятельность для этого предмета. По мере освоения содержания и приобретения навыков учащиеся на географическом материале могут разрабатывать самые разнообразные типы проектов: интеллектуально-эвристические, практико-ориентированные, творческие, аналитические, исследовательские и так далее.

Для преподавателя проектная деятельность — дополнительная головная боль, так как это очень сложный вид работы. Это деятельность ученика, но преподаватель должен совершить множество шагов, готовя к ней ребенка. К тому же она не может быть массовой: проекты или групповые, или, что встречается чаще, индивидуальные. Для того, чтобы ребенок смог осуществить проект, необходимо сопровождение, по аналогии со студентами, которые пишут курсовые работы — у каждого есть научный руководитель. А теперь представьте, что у вас в классе тридцать два ребенка и каждым нужно руководить. Конечно, для учителя, для его роста как педагога с большой буквы, проектная деятельность полезна — она заставляет его постигать много конкретных научных проблем, расти методически. Но это очень сложный вид деятельности, которым далеко не все владеют.

— Насколько способствует изучению географии, других предметов, повышению квалификации учителей дистанционное обучение?
— С развитием Интернета, технических средств, возможностей общения в онлайновом режиме дистанционное образование получило дополнительный импульс, появились возможности качественных изменений в организации самого процесса обучения, реализации его самых разнообразных форм.

Дистанционное образование может помочь тем, кто не имеет доступа к участию в оригинальных проектах, общению с интересными личностями. Тем более оно может помогать людям из удаленных районов, с ограниченными физическими возможностями — таких очень много. Дистанционное образование можно использовать, например, при повышении квалификации учителей, ведь наша страна — не только Москва, и даже не только центральная Россия. И по мере того, как такой вид связи будет удешевляться, доходить до отдаленных регионов, тем будет проще.

— Но ведь заменить живое общение невозможно…
— На самом деле так только кажется, потому что мы привыкли к одной форме. Если пообщаешься в режиме онлайн буквально одно-два занятия, все напряжение и дискомфорт полностью уйдут. Точно так же трудно в первый раз выступать перед камерой, особенно когда ты не видишь аудиторию, но это дело привычки. Проблема здесь в другом. Для того, чтоб такая форма была эффективна, она должна быть хорошо организована. Например, если запланирован курс повышения квалификации учителей в 72 часа, все эти часы должны быть полноценно отработаны, так же как 72-часовой курс в живом общении. Необходима разработка и практическая реализация конкретных программ дистанционного обучения, нужны специалисты высокой квалификации для разработки таких программ, их методического обеспечения и последовательного осуществления… Если нормально проводить такое обучение, то эта форма почти так же эффективна, как и живое общение. А плохо провести и вживую можно.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив