RSS Feed

Модернизация школьного образования: три глобальных проблемы — три проекта ее решения

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   17.10.2011  14:03

Модернизация школьного образования: три глобальных проблемы — три проекта ее решения
Одной из наиболее животрепещущих тем, связанных с реформами школьного образования, является положение учителя в обществе: его материальный достаток, условия работы, социальная защищенность. Несмотря на многочисленные разъяснения, что же изменится с реформами для педагога, остается множество вопросов, ответы на которые не всегда находят даже сами «реформаторы»…

6 октября в РИА «Новости» прошла пресс-конференция «Модернизация школьного образования: как поднять зарплату учителям и улучшить условия обучения?». В этот раз получился широкий круглый стол, на котором был представлен ряд регионов нашей страны. В конференции приняли участие член Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ Николай Булаев, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова, представители школ Ивановской, Тамбовской, Калужской, Московской областей.

В первую очередь, для понимания сути и истоков вопроса хочется уточнить одну немаловажную вещь: в соответствии с конституцией и федеральными законами существует жесткое разграничение полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами: общеобразовательная школа в основном относится к регионам и муниципалитетам, федеральный центр напрямую ее не финансирует. Соответственно все полномочия по этой части в полном объеме принадлежат регионам.

При реализации проектов по модернизации образования первое обвинение, которое будет предъявлено государству, по мнению члена Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ Николая Булаева, заключается в том, что школьный учитель недооценен, и его заработная плата на сегодняшний день не соответствует тому объему работы и той социальной значимости, которая за ним стоит.

— Мне кажется, это и подвигло Председателя Правительства начать реализацию проекта, основной идеей которого является повысить статус учителя, не всех работников системы образования, а именно учителя, — пояснил он на пресс-конференции. — Причем сделать это так, чтоб решение носило системный характер.

В связи с этим перед регионами стоит две основных цели: в 2011 году повысить фонд оплаты труда не менее, чем на 30%, а в 2012 году необходимо приравнять зарплату учителя к средней зарплате по экономике региона.

Здесь также следует понимать, что средняя заработная плата в разных регионах колеблется от 10 до 55 тысяч рублей — такой разброс по России.

И здесь размер зарплаты зависит от того, какова сегодня бюджетная и налоговая ситуация в конкретном регионе. Достигнуты уже следующие результаты:

— По нашим данным на сегодняшний день 44 региона достигли уровня, при котором средняя заработная плата учителя равна средней заработной плате в экономике региона, — заявил Николай Булаев. При этом он подчеркнул, что «решение это — системное: мы считали соотношение заработной платы в одном периоде, но на 1 января 2012 года мы получим другие результаты, и регионы будут обязаны провести индексацию заработной платы учителей».

Конечно, далеко не все регионы способны сразу выйти на уровень средней зарплаты по экономике региона. Здесь вопрос состоит в различии их бюджетных возможностей. Если посмотреть на стартовые условия, в которых находятся регионы, можно увидеть, что большому количеству регионов, чтобы выйти на среднюю заработную плату по экономике, нужно за отпущенные им два года повысить зарплату учителей более, чем в два раза. Для многих эта задача непосильна. Поэтому перед Минобрнауки и Минфином стоит дополнительная задача оценить, проанализировать ситуацию и предложить решения, которые позволят преодолеть этот разрыв.

— В тех субъектах, где есть дополнительные возможности, сейчас принимают меры по повышению зарплат и других категорий работников разных типов и видов учреждений: по дошкольному, дополнительному, начальному образованию… В некоторых субъектах предпринимаются такие шаги, — добавила председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова.

На данный момент одновременно проводятся три глобальных проекта: проект, касающийся заработной платы учителей, две инициативы Председателя Правительства — «Учительский дом» и «Ипотека молодых», что относится к вопросу обеспечения учителей жильем, и третий — модернизация материально-технической базы школы.

По выражению Николая Ивановича, сейчас происходят события, которых в российской школе никогда не было. Ведь сейчас помимо вопросов заработной платы учителей параллельно решаются важные задачи по инфраструктуре школы и соответствию ее новым образовательным стандартам.

Складывающуюся ситуацию и основные шаги, предпринимающиеся для повышения заработной платы учителей, постаралась также разъяснить и Галина Ивановна Меркулова.

— Эта инициатива высвечивает главную фигуру в образовании — учителя, но мы не можем рассматривать ее в отрыве от того, что происходит во всей бюджетной сфере. Здесь все вопросы взаимосвязаны. В начале этого года у нас шли переговоры с Правительством,— поделилась Галина Ивановна. — Тогда предусматривалась индексация фонда оплаты труда всех работников бюджетной сферы, включая, естественно, сферу образования, на 6,5% . Мы, как представители Ассоциации профсоюзов работников бюджетной сферы категорически не согласились только с одним — размером индексации фондов оплаты труда. Тогда же мы смогли прийти к договоренности о том, что во второй половине года, будет предусмотрено еще одно повышение на 6,5%. Сейчас, как раз настал этот момент и с первого октября это решение начинает реализовываться.

По мнению Галины Меркуловой, программа необычайно сложная, потому что она реализовывается в условиях децентрализации и сложных межбюджетных отношений. Но в чем преимущества этого проекта?

— В какой-то степени это продолжение идеи, с которой выступил Владимир Путин — идеи приоритетных проектов. Когда федеральный бюджет выделяет определенные средства на определенные цели, федеральному центру немного легче осуществлять контроль над тем, что происходит в этом направлении в субъектах, более жестко спрашивать с них и давать импульсы развития в тех направлениях, которые ставятся на федеральном уровне.

По словам Галины Меркуловой, сегодня вряд ли можно найти какие-то органы власти — законодательной, исполнительной, которые не были бы включены в процесс контроля за реализацией этой инициативы. Основная задача сегодня — вести системный внутренний контроль и мониторинг за тем, что в результате получают учителя. Но выводы пока делать преждевременно, потому что пока еще идет урегулирование административных вопросов, реализации инициативы.

Галина Ивановна также высказала позицию Профсоюза работников народного образования и науки РФ, которой он придерживается не первый год. Существуют стандарты образования, которые учителя должны обеспечить с первого дня своей работы.

Но в то же время нет стандартов оплаты труда учителя, нет базовых ставок и окладов, которые бы определяли первую, начальную стоимость труда учителя.

Все, что касается эффективности, то есть стимулирующие выплаты — это уже следующие шаги. Поэтому сейчас готовится обсуждение правительством по поводу установления базовых ставок и окладов как стандарта оценки первичной стоимости труда учителя.

Что еще нужно учителю для продуктивной работы кроме материальной уверенности?
В ответ на этот вопрос Николай Булаев выделил еще две проблемы, требующих внимания государства. Первая — вопрос «где жить».

— Я вспоминаю свои молодые годы, поделился Николай Иванович. — Я жил с женой на инкубаторе: внизу птичек выводили, а у нас дочка родилась. И я не вспоминаю эти годы как самые счастливые, но такое было жилье. Сегодня в подобных условиях учитель жить не хочет. Поэтому проблема жилья — основная проблема.

Участникам пресс-конференции пришлось признаться, что по тем проектам, которые сейчас прорабатываются, пока нет окончательных механизмов решения. Каким образом будет реализовываться программа «Учительский дом», еще до конца не решено. Заявлена она в таком формате: бесплатный участок, бесплатная инфраструктура, кооператив — это уже предполагает достаточно серьезное снижение проблемы жилья. Во многих регионах проблему жилья решают с помощью минимальной ставки по кредиту.

— Есть регионы, где ставка по ипотечному кредиту — 1,03% — это почти бесплатный кредит, причем на 20 лет, и дается он учителям, — рассказал Николай Булаев. — В среднем же мы даем 8,5% для молодых и считаем, что это не плохо.

Второй момент, который выделил Николай Иванович — техническое оснащение рабочих мест учителей.
— Я как учитель физики не представляю работу в классе, где нет современных информационных возможностей, нет хорошего оборудования. Школа должна на деле отвечать тому понятию, которое мы сейчас пытаемся осознать — «новая школа»: новая в смысле ее духа, возможностей, технологий.

2011 год называют годом раскачки, в следующем году на оснащение школ современным оборудованием будет выделено 60 млд. рублей. Для сравнения можно привести оценку экспертов, которые говорят, что раньше на закупку оборудования государство тратило примерно 6-8 млд. рублей в год в целом по стране. То есть сейчас мы можем сделать не просто шаг, а рывок. Еще через год ожидаются еще 40 млд. рублей.

— То есть мы сможем и создать удобные условия для работы учителя, и повысить его квалификацию, — объяснил Николай Бурляев. — Таких ресурсов школа никогда не видела. И нам очень важно ими разумно распорядиться, чтобы закупки соответствовали сложившимся ранее ценам. Не должно получиться так: пришли большие деньги, и цены полетели вверх. На повышение квалификации нужно отправлять туда, куда хочет учитель, а не куда его нужно загнать, чтобы он там просидел две недели и получил корочку.

Эти три проблемы — зарплата, жилье, условия работы — являются теми составляющими, которые создают настроение ученику. Ведь настроение ученика зависит от учителя, — заключил Николай Иванович.

В подтверждение слов члена Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ можно привести множество примеров из жизни. Один из таких примеров привела учитель Ерденевской СОШ п. Головтеево Калужской области Юлия Медова:

— В этом году два молодых специалиста пришли к нам в школу, первое, что они попросили было: «Покажите кабинет, в котором я буду работать». Молодых учителей нужно мотивировать рабочим местом, условиями, потому что это совершенно другое поколение учителей.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив