RSS Feed

Эксперимент ОРКСЭ: итоги и перспективы

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Оксана Демьяненко   25.10.2011  12:11

В сентябре в Йошкар-Оле прошло заседание Межведомственного координационного совета (МКС), посвященное итогам проведения эксперимента и оценке готовности региональных систем образования к введению в школах с 2012 года курса ОРКСЭ. Предлагаем читателям материалы доклада Минобрнауки РФ, подготовленные к заседанию.

В 2010 году к изучению курса ОРКСЭ приступили 242 902 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, что составило 95% от всех четвероклассников в «экспериментальных» регионах.

Модуль «Основы светской этики» выбрали 42% родителей, «Основы православной культуры» — 30%, «Основы мировых религиозных культур» — 18%, «Основы исламской культуры» — 9%, «Основы буддийской культуры» — 1%, «Основы иудейской культуры» — менее 1%.

Первые итоги
Как показывают результаты опроса обучающихся и их родителей, дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса ОРКСЭ. На вопрос «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% (в разных школах) родителей ответили утвердительно.

Результаты мониторинга также показали, что на первоначальном этапе многие родители настороженно относились к новому предмету: на собраниях более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, примерно 25% посчитали название «Основы религиозных культур и светской этики» посвящением в религию, около 48% были против деления класса на группы по модулям. На данном этапе заметно улучшение отношения родителей к введению ОРКСЭ: 75% участников опроса с удовольствием выполняют совместные проекты, 92% нравится повышение интереса детей к истории семьи, семейным традициям, прошлому своей страны, ее культуре.

Благодаря тесной взаимосвязи урочной и вне-урочной деятельности в рамках внедрения нового курса сложилась определенная система работы с родителями и родительской общественностью: тематические заседания школьного управляющего совета, тематические родительские собрания, участие родителей в подготовке домашних заданий, в организации и проведении экскурсий, внеурочных мероприятий. Во многих школах имеются информационные стенды для родителей, при органах исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, работают «Горячие линии для родителей». Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.

В процессе апробации комплексного учебного курса учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.

В регионах осуществляется накопление банка методических разработок, иллюстративного, аудио- и видеоматериала, формируются базы интернет-ресурсов в помощь преподавателю ОРКСЭ. Лучшие педагогические практики представлены методическими пособиями, дидактическими и диагностическими материалами, сборниками методических рекомендаций учителям 4 и 5 классов по выбранным модулям курса, рабочими тетрадями к курсу ОРКСЭ, разработками уроков, внеклассных мероприятий, сценариями праздников. В подготовке этих материалов активно участвовали районные (городские) методические советы учителей.

Проблемные зоны
Подведение итогов апробации ОРКСЭ в регионах также позволило определить некоторые общие системные проблемы:
– в ходе подготовки преподавателей-тренеров (тьюторов) и учителей образовательных учреждений выявились профессиональные дефициты в работе учителя: учителя начальных классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета, а учителя второй ступени обучения (учителя истории, МХК и другие) не в полной мере владеют методикой работы с обучающимися начальной школы;
– отсутствие методического материала в учебных пособиях (недостаточно иллюстративного материала, мало параллелей с фольклором и художественной литературой) и сложная для учащихся 4–5 классов терминология; кроме того, затрудняет обучение почти полное отсутствие опыта детей в данной области;
– многие преподаватели выступают против безотметочного обучения по курсу ОРКСЭ, аргументируя тем, что для большинства школьников младшего возраста отметка является очень серьезным стимулом к работе над учебным материалом; кроме того, введение отметок выровняло бы статусное положение ОРКСЭ в общем ряду школьных предметов;
– в соответствии с существующей программой апробации в регионах курс ОРКСЭ не завершается по окончании учебного года, а переносится на следующий; педагогические работники высказывают опасение, что при переходе от 4 к 5 классу может возникнуть проблема единой структуры и целостности содержания (особенно при условии, что в 5 классе преподавание модуля может быть передано другому учителю);
– проблема удовлетворения по-требностей всех учащихся в зависимости от выбора модуля, если будут группы, состоящие из 1–4 человек; для сельских школ с малой наполняемостью классов и невозможностью финансирования освоения курса ОРКСЭ на основе индивидуального обучения (по 1–2 человека на каждый модуль) сложность представляет обеспечение выбора модуля в соответствии с желанием каждого ребенка;
– учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ желательно дополнить методическими рекомендациями и поурочным планированием, дополнительным дидактическим материалом, рабочими тетрадями, хрестоматийным со-провождением, словарями;
– отмечены ситуации, связанные с принципиальным нежеланием участвовать в апробации.

Категорически высказали свое неприятие около 2% родителей в Ярославской области, 28 родителей в Томской области, 15 человек в Чувашской Республике. Одна семья в Удмуртской республике и 40 семей в Курганской области отказались от изучения всех модулей курса ОРКСЭ из-за религиозных взглядов. Также есть 13 случаев отказа по религиозным убеждениям в Свердловской области. Всего от курса ОРКСЭ отказалось менее 1% учащихся.

Основные выводы:
– курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью;
– созданы рабочие органы, координирующие апробацию курса;
– большинство участников мониторинга оценивают курс положительно;
– педагоги применяют новые интерактивные методики;
– школьники с интересом изучают курс, и большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем;
– установлены конструктивные отношения между тремя равно-правными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.

Таким образом, можно отметить сформированное положительное отношение к вводимому курсу общественности, средств массовой информации, религиозных конфессий. Проведенный мониторинг позволяет сделать вывод о том, что 28 регионов из 62 готовы к введению в 2012 году в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В Брянской, Владимирской, Курской, Новгородской, Омской, Смоленской областях, Забайкальском, Хабаровском и Краснодарском крае, Республике Татарстан определен алгоритм действий по введению курса ОРКСЭ на основе рекомендованных Минобрнауки методических материалов. В большинстве регионов созданы рабочие органы по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Региональные рабочие группы созданы в Архангельской, Белгородской, Брянской, Магаданской, Новгородской, Омской, Ростовской, Самарской областях, Пермском и Хабаровском краях, республиках Хакасия и Алтай. Координационный совет по введению курса ОРКСЭ создан во Владимирской и Оренбургской областях, Забайкальском крае, республиках Ингушетия и Татарстан.

В Астраханской и Курской областях, республиках Татарстан, Хакасия и Коми планируется привлечение представителей религиозных организаций для их участия в круглых столах, конференциях, проблемных семинарах по вопросам введения курса ОРКСЭ и его преподаванию в ОУ.

Направления развития
В рамках оказания информационно-методической поддержки создан специализированный портал www.orkce.ru, позволяющий в интерактивном режиме оперативно решать вопросы введения ОРКСЭ в субъектах РФ, оказывать информационно-методическую поддержку и проводить мониторинг готовности субъектов. На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования создано методическое объединение по комплексному курсу, которое будет координировать работу региональных методических объединений, организовывать мониторинг поступающих из регионов разработок и проводить их содержательную экспертизу, готовить методические рекомендации, представлять на Межведомственный координационный совет лучшие разработки в целях дальнейшего тиражирования.

В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы был объявлен конкурс на проведение дополнительного повышения квалификации в 2011 году 500 тренеров-преподавателей по комп-лексному учебному курсу ОРКСЭ из 62 субъектов Российской Федерации, не участвовавших в апробации курса в 2010–2011 годах.

При введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в регионах, не участвовавших в апробации, Минобрнауки России считает необходимым:
– обязательное прохождение повышения квалификации преподавателями, которые будут вести новый курс (по данным мониторинга, в 28 регионах в 2011/12 учебном году планируется обучить 13 200 педагогов на курсах повышения квалификации в рамках введения курса);
– проведение среди родителей опроса для выбора модуля;
– тиражирование учебно-методического материала.

Учитывая необходимость качественной подготовки достаточного количества учителей нового курса, тиражирования и поставки учебников, решения других организационных моментов, Минобрнауки России предлагает (по желанию и возможностям региона) постепенное введение в регионах нового учебного курса в течение трех лет:
– с 2012 года – в 10% школ в регионе, которые впоследствии становятся опорными (стажировочными) площадками для других школ;
– с 2013 года – в 50% школ;
– с 2014 года курс ОРКСЭ в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами должен быть введен в 100% школ.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив