RSS Feed

«Если обновить дошкольное образование, в школу придут другие дети»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   27.10.2011  15:31

О мерах по обеспечению доступности дошкольного образования и обновлении его содержания в соответствии с федеральными государственными требованиями в интервью «Просвещению» рассказала первый заместитель министра образования Омской области Галина Лосева.

— Галина Михайловна, какие меры предпринимаются в Омской области для увеличения доступности дошкольного образования?
— В 2010 году на заседании Правительства Омской области был рассмотрен вопрос об обеспечении доступности дошкольного образования на территории Омской области и утвержден конкретный план мероприятий на 2010-2011 годы.

За эти годы в учреждениях региона, реализующих программы дошкольного образования, было создано около 7 тыс. дополнительных мест, в том числе более 5 тыс. – в 2011 году, который по инициативе Губернатора Омской области Леонида Полежаева объявлен Годом ребенка. На это было потрачено 890 млн. рублей.

В августе 2011 года принята программа содействия развитию сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования на 2012-2016 годы, — речь идет о комплексном решении проблемы.

Во-первых, строятся или приобретаются новые здания. Например, в Омске в жилом доме на улице Нейбута, на первом и втором этажах, мы открыли коррекционный детский сад, и это помещение находится в региональной собственности.

Во-вторых, осуществляется изъятие зданий бывших детских садов из чьей-либо собственности и их передача в муниципальную собственность, после чего здания вновь реконструируются под дошкольные учреждения.

В-третьих, выделяются средства областного и муниципальных бюджетов на создание новых мест в действующих детских садах. Если площади позволяют и не возникает противоречий с СанПиНами, можно увеличить наполняемость детского сада, например, переоборудовав часть помещений. Раньше на это не было денег, да и в некоторых сельских районах не было столько желающих попасть в детские сады.

В-четвертых, открываются дошкольные группы в школах, где есть свободные площади, причем речь идет о группах не кратковременного пребывания (это не решение проблемы), а полного дня. Группы работают в том же крыле здания, что и начальная школа, оборудован отдельный вход, и, как правило, туда отдают детей в возрасте 5-6 лет. Таким образом, освобождаются площади в детских садах, и там можно открывать группы для детей младшего, ясельного возраста.

— Есть ли в Омской области программы софинансирования развития дошкольного образования, когда дополнительные средства получают муниципалитеты, наиболее эффективно работающие в этом направлении?
— Да, в этом году из регионального бюджета было выделено более 6 млн. рублей для тех муниципалитетов, которые открывают дошкольные группы в школах или учреждениях дополнительного образования.

Софинансирование составляет 17 тыс. рублей на одно место, и это существенный стимул. Лидеры в создании дополнительных мест – несколько районов, в том числе Калачинский, Нововаршавский, Таврический и Омский.

Кроме того, 4 млн. рублей будет направлено в муниципалитеты, которые станут победителями конкурсного отбора по развитию дошкольного образования. Мы оцениваем их работу по определенным показателям и поощряем тех, кто ликвидирует очередность в детские сады и увеличивает охват.

В свою очередь, Омская область тоже получает софинансирование из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ № 404 от 20 мая 2011 года «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ». Мы участвовали в конкурсном отборе и выиграли почти 28 млн. рублей на оснащение дошкольных учреждений: приобретение компьютерного, спортивного, игрового и прочего оборудования.

— А как в дошкольном образовании используется потенциал негосударственных образовательных учреждений?
— У нас пока мало негосударственных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования, — всего 12 (а государственных и муниципальных – 847). В прошлом году мы предоставляли им субсидии на конкурсной основе на создание дополнительных мест – всего было открыто 100 мест в негосударственных учреждениях, находящихся в городе Омске. Деньги выделяются на ремонт, оборудование и прочие расходы, чтобы места соответствовали требованиям СанПиНа, но за содержание детей, реализацию программы в частных образовательных учреждениях семьи все-таки платят. Очередь в муниципальные детские сады на сегодняшний день сохраняется, и некоторые семьи на это готовы (нижний предел оплаты в Омске – около 5 тысяч рублей в месяц).

В этом году мы выделили средства не только на создание мест, но и на реализацию программ. Например, в НОУ «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» было дополнительно открыто 24 дошкольных места, и мы профинансировали работу коррекционной (логопедической) группы – выделили деньги на зарплату сотрудников, учебные расходы, поскольку предоставление услуги коррекционного дошкольного образования находится в ведении региона, а не муниципалитета. Таким образом, дети в этой группе учатся бесплатно.

— Как меняется содержание работы детских садов и дошкольных групп в связи с введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
— В связи с введением ФГТ должна происходить комплексная перестройка работы детского сада. И хотя в этом документе нет требований к планируемым результатам образования, как в стандартах для школы, уже в требованиях к структуре программы заложена деятельностная составляющая. Воспитатели и другие работники образовательного учреждения в соответствии с направлениями, обозначенными в ФГТ, должны продумать способы организации этой деятельности.

Конечно, пока нам не хватает опыта, и, кроме того, мы ждем образовательные программы, подготовленные авторами в соответствии с требованиями ФГТ. Пока они еще разрабатываются на федеральном уровне, Но, со своей стороны, Институт развития образования Омской области подготовил рекомендации для учреждений, провел семинары, которые пользуются очень большим спросом: приезжают в несколько раз больше педагогов, чем планировалось. Технологиям дошкольного образования, соответствующим ФГТ, нужно учить. Одно дело – понимать что-то в теории, и совсем другое – овладеть технологией для каждодневной работы.

— А разве раньше в детских садах не было деятельности? О каком новом способе ее организации идет речь?
— Могу привести простой жизненный пример: у одной нашей коллеги дочка ходит в детский сад, ей 4 года. В этом году детский сад начал работать по ФГТ, и это сразу отразилось на поведении ребенка. Если раньше девочка приходила из детского сада домой и, образно говоря, ей энергию было некуда девать, то теперь дома она отдыхает, потому что весь день провела в деятельности. От занятий, организованных в строго определенные занятия (музыка, физкультура, рисование и проч.), мы переходим к постоянной совместной деятельности.

Проблема в том, что в последние годы воспитатели детских садов, увлеченные предшкольным образованием, во многом стали выполнять функции учителей – в дошкольном образовании постепенно сокращалась доля игровой деятельности. А разработчики ФГТ исходили из того, что именно игровая деятельность у ребенка дошкольного возраста является основной. Воспитатель не должен ориентироваться на проведение уроков, уподобляясь учителю начальных классов.

Недавно я наблюдала за работой воспитателя в одном детском саду: она с детьми играла в какую-то экологическую игру — ползала с ними по полу, что-то строила, потом включила проектор, они вместе что-то рассматривали, тут же вспомнили какую-то песню… Различные направления совместной деятельности чередуются и интегрируются. Воспитатель – опять же в сравнении с учителем – должен быть более непосредственным, может быть даже восторженным, в чем-то уподобляться ребенку, быть с ним на равных — так проще наладить контакт с детьми.

Я не являюсь специалистом по технологиям дошкольного образования, но совершенно очевидно, что раньше занятия в детских садах проводились совершенно иначе. Мы преувеличивали важность индивидуальной деятельности ребенка в детском саду – типичный пример, когда он сделал аппликацию (воспитатель подписал его фамилию), а мама видит эту аппликацию и радуется за своего ребенка. Теперь же важен вклад в коллективную работу каждого конкретного ребенка. Здесь много нюансов – и содержательных, и технологических, но самое главное, что это для детей оказывается намного интереснее.

— Нужно ли дополнять ФГТ требованиями к результатам дошкольного образования, как в случае с ФГОС для школ?
— Однозначно ответа на вопрос о целесообразности фиксации требований к результатам у меня нет. Возможно, такими результатами стоит считать готовность к дальнейшему получению образования, мотивацию к обучению, умение общаться, уверенность к себе, и т.д. Однако все это – личностные результаты, которые невозможно измерить.

Если нам удастся обновить дошкольное образование в соответствии с ФГТ – реализовать основные идеи документа с помощью воспитателей и родителей, в школу придут другие дети, которые будут абсолютно готовы к обучению по новым стандартам. Поэтому стоит вопрос о доведении идей ФГТ до каждого, кто имеет отношение к дошкольному образованию, – возможно, эту работу стоило бы организовать, в том числе, на 16 стажировочных площадках по дошкольному образованию, созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив