RSS Feed

Дети хотят быть милосердными

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Галина Швецова   26.10.2011  15:57

Об итогах эксперимента и перспективах преподавания курса ОРКСЭ в регионе рассказывает Министр образования и науки Республики Марий Эл, доктор педагогических наук Галина Швецова.

Вся история образования — это непрерывный процесс оценки его содержания на адекватность времени, включение в него новых предметных областей и исключение устаревших. Учитывая, что в Республике Марий Эл на протяжении веков сосуществуют христианская (православная), мусульманская и древнемарийская культуры, образующие уникальную мегацивилизацию, участие в эксперименте по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» стало естественной вехой развития нашего образования.

Учебный курс потребовал большой подготовительной работы, которую осуществляла рабочая группа, созданная при Министерстве образования и науки республики. В состав группы вошли сотрудники министерства, педагогические работники общего и высшего профессионального образования, представители конфессий, действующих на территории республики (Йошкар-Олинской и Марийской епархии, Регионального духовного управления мусульман Республики Марий Эл, Еврейской общины города Йошкар-Олы, Буддийского центра Школы Карма Кагью «Карма Че Линг Марий Эл», православной старообрядческой общины), члены родительских комитетов образовательных учреждений.

В апробации курса на территории республики приняли участие 259 (96,3%) общеобразовательных учреждений, около 6 тысяч (98,9%) учащихся 4 классов и 572 педагога (11% от общего количества учителей начальных классов).

К положительным моментам готовности системы образования к реализации курса в штатном режиме можно отнести: соответствие содержания курса исторической, культурной и политической ситуации в стране и регионе, практику сотрудничества с конфессиями, творческий подход учительства республики к выбору форм, методов и технологий проведения уроков по ОРКСЭ, наличие мотивации родителей и педагогов к изучению данного курса.

По результатам первого полугодия 80% учителей, принимавших участие в эксперименте, отмечают положительное влияние курса на обучающихся. Дети стали чаще задумываться над тем, какими качествами хотели бы обладать: они хотят быть милосердными (90%), честными (67%), обязательными (34%), ответственными (82%). Результаты мониторинга показывают положительную динамику интереса младших школьников к изучению курса. В марте 2011 года 78% детей отметили, что им нравится курс, в мае подобный ответ дали уже 82% школьников.

Курс предполагает обсуждение жизненных, нравственных, исторических проблем, которые не могут «заучиваться» на уроках, 88% респондентов отмечают, что курс связан с ситуациями нравственного выбора, возникающими в реальной жизни.

На первом этапе многие родители настороженно относились к новому предмету: более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, четверть участников анкетирования посчитали назначением курса вовлечение в религию, около 48% не хотели деления класса на группы по модулям. По результатам последнего опроса заметно улучшение отношения к курсу: 75% участников с удовольствием выполняют совместные проекты, 92% нравится повышение интереса детей к истории семьи, семейным традициям.

В системе общего образования республики прослеживается тенденция активной
и целенаправленной деятельности педагогических коллективов детских дошкольных учреждений по возрождению национальных традиций в семейном и общественном воспитании.

Понимая важность участия родителей в апробации данного курса, ряд школ организовали совместное с родителями изучение модулей в субботние дни.

Рассматривая готовность региональной образовательной системы к реализации курса в штатном режиме, представим ее как многокомпонентную структуру, включающую мотивационно-потребностный, содержательно-технологический, оценочный и креативный компоненты.

Мотивационно-потребностная сфера — мотивы (отвечающие на вопросы «зачем?», «ради чего?») и потребности личности (отвечающие на вопрос «почему?»).

По результатам социологического опроса на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл» в марте–апреле 2011 года, 37,5% респондентов отмечают, что на территории республики созданы условия для удовлетворения религиозных и культурных потребностей населения, 50,4% опрошенных считают актуальным включение курса в школьную программу. Более 40% педагогов уверены в том, что введение ОРКСЭ способствует формированию мотивации школьников к познавательной деятельности через обращение к изучению собственной личности, истории своей семьи, позитивным ценностно-смысловым жизненным ориентирам.

Содержательно-технологический компонент включает совокупность знаний педагога о сущности и специфике курса ОРКСЭ. Оценивая кадровый ресурс, следует отметить качественную подготовку на федеральном уровне преподавателей-тренеров на базе АПК и ППРО (Москва).

В настоящее время в 31 дошкольном образовательном учреждении республики (это 13,7% от общего количества) реализуются целевые программы по духовно-нравственному воспитанию.

В республике с 2009 года реализуется адаптивная многовекторная, модульная система повышения квалификации, обеспечивающая «упреждающий» характер. За довольно короткий срок нам удалось обеспечить подготовку к реализации курса 489 педагогов по очно-заочной форме на 28 учебных площадках во всех 17 муниципальных образованиях.

В настоящее время Марийский институт образования разрабатывает дистанционный курс «Формирование осознанного нравственного поведения через апробацию курса ОРКСЭ», который предусматривает организацию единого сетевого пространства для преодоления трудностей в работе с учебными пособиями, для обеспечения взаимодействия с родителями и другими субъектами социализации ребенка.

Опыт сетевого взаимодействия использовался в процессе апробации курса: методическое и консультационное сопровождение учителей организовано на сайте института, где активно работает форум.

Оценочный компонент предполагает прогнозирование и адекватную самооценку действий и их результата учителем, а также оценку своей подготовленности к реализации курса.

Проводимые Марийским институтом образования мониторинговые исследования позволяют получать систематическую и разностороннюю информацию о ходе апробации курса, своевременно предотвращать возможные риски. Результаты внедрения ОРКСЭ оцениваются посредством измерения системы мировоззренческих и культурных особенностей, отношения различных социальных групп, в том числе через развитие представлений о религиозной и нерелигиозной культуре как о важнейших составляющих российской и мировой культуры. В рамках концепции развития воспитательной системы Республики Марий Эл ведется работа по созданию индикативных показателей уровня воспитанности учащихся.

Креативный компонент состоит в том, что учителю приходится решать непростую задачу нахождения тонкого баланса между соблюдением научных знаний о мире и новизной, неординарностью постановленных курсом задач.
По согласованию с родителями проводятся занятия по ознакомлению детей с религиозными праздниками, традициями, Библией, историей знаменитых храмов и монастырей. Духовно-нравственное воспитание ведется через театральную деятельность, организованы кружки для родителей воспитанников детских садов.

В общем образовании наряду с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010/11 учебном году 129 образовательных учреждений (48%) продолжали ведение факультативных и элективных курсов: «Истоки», «Основы православной культуры», «Духовные ценности России», «Родник души», «Духовно-нравственная культура народов России», «Капелька душевной радости», «Исламоведение» и других с охватом около 8 тысяч детей, что составляет 13% от общего числа обучающихся. Сильный кадровый потенциал имеют учреждения дополнительного образования — почти 1,5 тысячи педагогов помогают детям раскрыть себя, дополнить полученные в школе знания и сделать свои первые открытия.

Понимая, что для наших юных граждан данный курс призван быть не столько образовательным, сколько воспитательным, его главную задачу мы видим в формировании новой идентичности гражданина многонационального государства, каким является Россия. Мы стремимся сформировать мотивацию к нравственному поведению, основанному на уважении культурных и национальных традиций многонационального общества.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив