RSS Feed

Учебник с электронным приложением – это современный локомотив

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Оксана Демьяненко   01.09.2011  13:59


О современном учебнике и его роли в образовательном процессе рассказывает главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов.

— Виктор Павлович, учебник из единственного средства обучения становится навигатором, который организует весь учебный процесс. Как он при этом меняется?
— Теперь учебник в сжатом виде содержит то, что мы называем научной основой предмета. Он становится более компактным, четко и жестко структурированным, и в нем появляются элементы навигации. Всё, что ориентировано на системно-деятельностный подход, на формирование универсальных учебных действий, реализуется другими компонентами УМК: тетрадями, тренажерами, электронной поддержкой.

Поэтому и тенденции развития учебного книгоиздания, по сути, являются тенденциями формирования информационно-образовательных сред. Это уже не учебное книгоиздание, как таковое, а создание образовательной медиа-среды, в которой органично сочетаются и печатная продукция, и появляющиеся во все большем количестве электронные компоненты.

Меняется и роль издательств. Они фактически становятся медиа-холдингами, которые, помимо привычных книжек, начинают выпускать электронные издания. Это происходит и с «Просвещением».

— Готово ли учительство к таким изменениям?
— Весь опыт развития человечества говорит о том, что, как правило, к изменениям мало кто готов. Освоение и принятие, заинтересованное или неизбежное, происходят по мере развития технологий. Тем не менее прогрессивные учителя достаточно давно используют электронные образовательные ресурсы. Часть они производят сами, часть берут в цифровых образовательных коллекциях. Но фактически издательства сейчас занимаются формированием нового спроса.

Одна из главных задач сегодня — научить учителя жить в новых форматах. Эта задача стоит и перед педагогическими вузами, и перед системой переподготовки и повышения квалификации, и, конечно, перед издательствами, которые должны дать учителям новые методики по работе с новыми, более сложными продуктами.

— Способен ли рынок справиться с этими вызовами?
— Позитивные отзывы рынка на новые образовательные продукты уже есть, но в целом рынок не готов квалифицированно работать с этой продукцией. Если книгу можно взять с полки и полистать, то электронный диск надо на чем-то посмотреть. С этим, к сожалению, пока возникают проблемы, потому что диски к учебникам поставляются запакованными, и очень сложно понять и оценить их качество. Также желательно, чтобы продавец мог квалифицированно представить продукт.

Думаю, книготорговцы в своих же интересах будут следовать за инновациями в образовании. Кроме того, сами издательства начинают формировать свой рынок в Интернете, торгуя электронным сопровождением своих учебников. Мы в России очень сильно отстаем, а в мире все крупнейшие издательства уже имеют порталы, на которых можно купить тот или иной контент напрямую, без посредников. «Просвещение» уже формирует такой портал.

— В этом году в Федеральный перечень включены системы для начальной школы. Такие системы приемлемы для всех ступеней образования?
— Существуют различные критерии выделения систем учебников и различные подходы к определению того, что мы называем системой учебников. Сейчас на слуху больше те определения системы учебников, которые были сформированы сугубо для одной цели — экспертизы РАН и РАО. В существующем положении об экспертизе, к сожалению, очень много противоречий, даже понятие «система» там трактуется по-разному в разных пунктах. Под системой понимается и законченная линия учебников по предмету (скажем, учебники по истории с 5 по 9 класс), и совокупность учебников, которая обеспечивает выполнение требований ФГОС на определенной ступени образования, то есть весь набор учебников, которые обеспечивают обучение учащегося, скажем, с 5 по 9 класс. Два определения одного и того же понятия уже основательно запутывают ситуацию.

Кроме того, как следует из положения, под системой можно понимать и учебники, которые адаптированы под требования стандарта, но по методическим принципам, структуре и стилистике не связаны и написаны разными авторами, то есть у них изначально нет единой методологии, методической идеи, дизайна.

С точки зрения учебного процесса система — это учебно-методический комплекс или информационно-образовательная среда по предмету, которая содержит все компоненты, позволяющие реализовывать требования образовательного стандарта. Строго говоря, под системой мы должны понимать комплекс учебников, который изначально создается как целостный проект — обдумывается концепция, принимаются единые методические и оформительские подходы ко всем элементам каждого УМК, входящего в систему.

В начальной школе ситуация проще, чем в основной. Здесь многие УМК имеют характеристики системы. Они создавались по единым критериям, имеют сквозные методические и методологические принципы. Введение новых правил в начальной школе действительно может вывести образование на новый уровень качества, так как базис для этого есть, и даже в сжатые сроки издатели смогут сделать новый продукт системным и качественным.

В основной школе, к сожалению, сегодня ожидать чудес не приходится, потому что учебников очень много, и все они писались разными авторскими коллективами. В «Просвещении» есть системы учебников для основной школы, но они находятся в стадии формирования, это огромная и очень сложная работа. Например, проект «Сферы» создается по единой концепции. Других подобных примеров на рынке учебной литературы практически нет. Поэтому сейчас для основной школы введение понятия «система учебников» — это, на мой взгляд, исключительно формальный шаг, который вряд ли выведет наше школьное образование на новый уровень.
Если говорить о главном методическом смысле введения систем, то они необходимы школе как воздух, но требуется время для того, чтобы создать действительно современные системы обучения.

— При формировании систем для начальной школы объединялись предметные линии разных издательств (в частности, линии «перспектива» и «школа 2100»). Насколько это правильно?
— Я против этого. Это, конечно, прерогатива министерства — определить четкие критерии систем, но я думаю, что для начальной школы надо поставить жесткое условие: системы формируются на основании учебников одного издательства. Если говорить о системах издательства «Просвещение», то мы привлекали учебники других издательств, исходя из методической ценности и соответствия методологии системы в целом. К примеру, мы считаем, что «Математика» Л.Г. Петерсон, более продвинутая в методическом отношении, по своему духу больше отвечает системе «Перспектива». Линия Г.В. Дорофеева по математике также вполне может войти в эту систему.

Если не будут введены какие-то ограничения, мы получим десятки систем для начальной школы, которые будут как лоскутное одеяло — три учебника одного издательства, два учебника другого и так далее. Получится полная профанация идеи.

— А что можно сказать по поводу включения законченных линий учебников одного издательства сразу в несколько систем?
— Это не лучший выход, но в нем все-таки больше смысла, чем в формировании систем из учебников разных издательств. Ведь учебники, которые создаются в рамках одного издательства, имеют много общего. Строго говоря, я считаю, что каждая система должна включать только определенную линию учебников. Но, как переходный этап, уж если мы попали в такую сложную ситуацию, при небольшом количестве дублирующих учебников можно пойти на этот шаг.

— Должна ли измениться процедура грифования учебников?
— Да, необходимо грифовать не учебники, а систему в целом.

— Включая электронные продукты?
— Если мы подаем на экспертизу законченную учебно-методическую линию, то и грифовать надо линию. От нас требуют подачи на экспертизу линий, но в действующем положении записано, что основной предмет экспертизы —учебник! Эксперты пишут замечания о том, что в учебнике не хватает какого-то материала. Но, работая с частью курса, эксперт не видит полноты и целостности информации и методических подходов и не может определить, в какой мере по данному предмету в данной линии выполнены требования стандарта.

Экспертиза должна грифовать информационно-образовательные среды, но это очень трудоемко: для нынешних экспертов довольно сложно посмотреть на весь набор разнообразных ресурсов. При этом необходимо учитывать не только научную составляющую. Эксперты из РАН считают, что школьный предмет — это упрощенный кусочек науки, адаптированный для понимания школьника. Все, что связано с методикой, не принимается во внимание. Но есть определенные психолого-педагогические законы, возрастные особенности, которые нельзя не учитывать при организации информации в учебнике. Школьная физика — не упрощенный вариант науки физики, а особая учебно-методическая конструкция, которая строится по законам методики и дидактики.

— Кто от введения систем выигрывает больше: учителя, ученики, издатели?
— Все будет зависеть от того, как трактовать понятие «система». Если системы — это современные УМК и информационно-образовательные среды, выиграют все. Учителям станет проще работать, ученикам будет интереснее учиться, у издателей резко расширится номенклатура продукции, потому что в каждом УМК большое количество позиций. Будут довольны и коммерсанты, если научатся торговать этими системами и продавать их как единые, целостные конструкции.

По закону за государственные деньги приобретается пока только учебник, но подвижки в этом направлении уже есть. В стандарте образования зафиксировано: «учебники, в том числе с электронным приложением». И это очень важно. В хорошем электронном приложении содержится от нескольких сотен до нескольких тысяч дополнительных ресурсов. Поэтому я говорю торговцам: «Вы не хотите торговать составом, но учтите, что современные локомотивы двухсекционные. И учебник с электронным приложением — это современный двухсекционный локомотив. Он дает новую скорость и новое качество образования».

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив