RSS Feed

Новое дошкольное образование

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Оксана Демьяненко   30.09.2011  09:13

Согласно социологическим исследованиям, чем раньше ребенок начинает получать образование, тем успешнее он во взрослой жизни. С этой точки зрения было бы неправомерно исключать из системы образования дошкольный возраст, с которого, собственно говоря, все и начинается. На вопросы «Просвещения» отвечает заместитель директора ИСИО РАО, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Госдумы, участник авторского коллектива программы «Успех» Нина Федина.

– Нина Владимировна, как бы вы охарактеризовали особенности современного дошкольника?
– Наверное, фундаментальные характеристики ребенка дошкольного возраста остаются константными. Но вспомним, что Лев Семенович Выготский говорил о социальной ситуации развития. Человек развивается в определенном социуме. И современный дошкольник по определению не может быть таким, как двадцать лет назад, потому что он живет в совершенно другом обществе, вокруг совершенно другие люди, другие нравы и понятия.

Герценовский педагогический университет в Санкт-Петербурге проводил широкомасштабные исследования, которые показали, что современный дошкольник стал намного осведомленнее, появились противоречивые характеристики — доброта и эгоизм одновременно. То есть отмечена некоторая характерная для нашего времени полярность в облике ребенка. Каково общество, таковы и дети.

– Как Вы оцениваете шансы на успех проводимых в системе дошкольного образования изменений? Не хватает мест в детских садах, непонятно, как оценивать качество дошкольного образования, где брать квалифицированные кадры, при этом формируются серьезные требования к дошкольному образованию и дошколка приобретает статус уровня образования…
– Я, наверное, оптимист. В системе дошкольного образования я более двадцати лет и помню время, когда от нас, рядовых сотрудников, ничего не зависело, нас никто не слышал, решения принимались наверху без какого бы то ни было обсуждения. Все колоссально изменилось. Да, может быть, не один год уходит на то, чтобы тебя услышали. Но нас слышат, и те изменения, которые сейчас происходят в системе дошкольного образования, подготовлены и практиками, и научными работниками, и людьми вне системы.

Пока нет федеральных государственных стандартов дошкольного образования, мы не можем говорить о качестве, которое можно оценить только при наличии стан-дартных требований: к образовательным программам, к условиям содержания детей, к результатам реализации этих программ. Когда будет стандарт — а он будет, новый законопроект его предусматривает, — тогда и можно будет говорить, соответствует данный детский сад стандарту или не соответствует, есть качество или нет качества.

– Федеральные государственные требования к программам дошкольного образования, действующие в системе с 2009 года, каким-то образом решают проблему качества?
– Эти требования иногда называют революционным документом, хотя, с моей точки зрения, они абсолютно нереволюционны, они просто развернули дошкольное образование на тот большак, по которому дошкольное образование, по идее, должно идти.

У дошкольного образования свой путь и своя дорога в силу специфичности этой системы. Она очень долго просто «носила школьный кафтан»: мы копировали школьную и классно-урочную систему. Наши занятия — это те же самые школьные уроки. И система расписания наших занятий — это то же самое расписание уроков, и цель дошкольного образования — знания, умения и навыки.

Когда были приняты федеральные государственные требования (ФГТ), система дошкольного образования, по сути, оказалась не готова к реализации этого документа, к тому, чтобы эти требования были реально введены и реально работали на ребенка-дошкольника, потому что в первую очередь они написаны не для педагогов, не для воспитателей, а для того, чтобы принести пользу детям дошкольного возраста.

– В чем основные риски происходящих изменений?
– В чем вообще беда системы дошкольного образования? Как многие отмечают, в подготовке и повышении квалификации работников отрасли. Когда писались государственные требования, звучали такие мнения: не вводить их до тех пор, пока мы соответствующим образом не подготовим специалистов. Это вопрос о том, что первично — курица или яйцо? Пока мы будем готовить специалистов, мы упустим колоссальный период. Ведь как только мы подготовим специалистов, нам нужно будет готовить следующий нормативный документ.

Поэтому было решено принять ФГТ, и система подготовки кадров и повышения квалификации для системы дошкольного образования должна перестраиваться.

Главную роль в правильной реализации федеральных государственных требований должна сыграть система повышения квалификации. Она очень гибкая, она очень подвижная. Это все наши педагоги-стажисты, которые имеют возможность узнать что-то новое.

– Насколько может продвинуть ситуацию с развитием дошкольного образования ФЦПРО на 2011 — 2015 годы?
– Все мероприятия в части дошкольного образования в этой программе объединены одной целевой установкой: научить эффективно управлять дошкольным образованием на региональном и муниципальном уровне. Приведу пример. Много лет говорят, что детский сад — это не единственная форма, что дошкольные образовательные учреждения — это не панацея от всех бед, что можно делать все и как-то по-другому.

Институт стратегических исследований в образовании РАО в 2010 году собирал и обрабатывал информацию об обеспеченности детей дошкольным образованием и о формах, в которых дошкольное образование осуществляется по всем 83 регионам федерации.

Картина оказалась очень неоднородной. Были регионы, которые я бы назвала регионами-лидерами, где не ждали манны небесной и действительно всячески пытались дать дошкольное образование в приемлемых формах — и через детские сады, и через индивидуальное предпринимательство: гувернерство, семейные группы, то есть через весь спектр дошкольных образовательных услуг.

Были регионы, в которых наблюдалась абсолютная тишина. Самое интересное, что когда начинаешь смотреть статистику Росгосстата, то в этих регионах четко наблюдается переуплотненность групп детей дошкольного возраста. Например, на 100 плановых мест принято 110 или 112 детей, а то и больше. При этом новые формы и модели дошкольного образования абсолютно не внедряются, и люди идут проторенным путем: строят по одному, максимум по три детских сада в год. Решить проблему обеспечения детей местами в детском саду таким способом, наверное, можно, но это будет очень нескоро и очень затратно.

Федеральная целевая программа развития образования предоставляет управленцам всех уровней, региональным, муниципальным, уровня отдельного, конкретного детского сада, возможности решить эту проблему грамотно, быстро и эффективно. В рамках мероприятий ФЦПРО создаются стажировочные площадки. Механизм прост. В каждом федеральном округе создаются стажировочные площадки на базе муниципалитетов. Люди будут приезжать командным, «гнездовым» способом. Например, глава администрации, руководитель органом управления, заведующая детским садом. И они, предположим, в течение двух недель будут учиться самостоятельно создавать программы развития дошкольного образования, писать нормативные документы, моделировать и проектировать систему дошкольного образования в своем регионе с тем, чтобы решить проблему нехватки мест.
Подчеркиваю, эта федеральная целевая программа разработана с таким расчетом, чтобы помочь организовывать другие, альтернативные формы не вместо традиционных детских садов, а наряду с ними.

– Будет ли проводиться оценка и переработка существующих программ на предмет их соответствия существующим требованиям, а далее стандарту?
– Вопрос правомерен — существующие программы фактически никем и ничем не контролировались. Теперь Министерство образования и науки берет на себя определенную ответственность за качество этих программ. И уже потому, что эти программы будут проходить экспертизу, я думаю, их останется не так много, хотя вариативность сохранится. Выбирать программу будет педагогический коллектив образовательного учреждения. Все примерные программы представляют собой обязательную часть дошкольного образования на всей территории Российской Федерации. А вот учет местной специфики реализуется на уровне самих дошкольных образовательных учреждений. В процессе выбора программы и ее реализации принимают участие и родители.

– Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» стала первой программой, рекомендованной Минобрнауки РФ регионам для использования в практической работе. На чем основана данная рекомендация?
– «Успех» — безусловно, программа нового поколения. Она задумывалась как программа, соответствующая новым федеральным государственным требованиям, и заточена под реализацию любым педагогическим работником любого дошкольного образовательного учреждения.

Я была одним из разработчиков федеральных государственных требований, и фактически одновременно с разработкой требований наш авторский коллектив начал работать над программой «Успех». О результатах, наверно, правомерно будет говорить, когда мы по этой программе проведем детей от трех до семи лет. Пока этого времени не было: апробация идет с 2009 года. По программе работают в различных регионах Российской Федерации с различными социально-экономическими, демографическими, климатическими условиями, чтобы посмотреть, может ли она быть реализована или есть какие-то специфические особенности, которые не позволят ей быть основной примерной программой дошкольного образования.

Сначала родители спрашивали, почему они должны с одной программы переходить на другую и чем новая программа лучше другой. Детские сады, вступившие в апробацию, вели достаточно широкую просветительскую работу, объясняя, в чем отличие программ старого поколения от программ нового поколения. К настоящему моменту все участники процесса сказали, что кардинально изменились взаимоотношения между детским садом и родителями. Если раньше они были по разные стороны баррикад, то теперь они вместе, у них общие цели.

Мы очень много говорим об успешности — и взрослые люди, и дети хотят быть успешными, только в каждом возрасте это понимается по-разному. В программе «Успех», как и в федеральных государственных требованиях, речь не идет о чисто образовательной успешности. Мы не ставим оценок, не говорим, что один ребенок — отличник, а другой — хорошист. Мы хотим, чтобы каждый ребенок мог раскрыться, каждый мог занять свою нишу и у каждого были крылья за спиной — в том социуме, который его окружает.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив