RSS Feed

Зачем нужно обязательное дошкольное образование?

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Кондаков   23.09.2011  15:02

Александр Михайлович КондаковВ последнее время в стране все больше внимания уделяется дошкольному образованию. На это есть несколько причин, и одна из них — изменения в демографической политике нашего государства. Существенную роль в определении приоритетных социальных программ стали играть забота о молодой семье, оказание помощи в уходе за ребенком, обеспечение надлежащих условий содержания, когда ребенок находится вне семьи, расширение сети дошкольных образовательных учреждений.

Но к сожалению, уровень развития дошкольного образования у нас оценивается одним, очень простым экономическим индикатором — охватом детей. Сегодня средний показатель по России немногим более 60%, хотя есть регионы, где этот показатель поднимается до 80% и даже более.

Мы часто слышим о том, что возвращаются в систему образования здания детских садов, которые в 90-е годы XX века были переданы под другие нужды. Намечается крупномасштабная программа развития системы дошкольного образования в субъектах Федерации, предусматривающая в следующем году выделение средств (порядка 8 миллионов долларов) из федерального бюджета. Да и сами субъекты Федерации сейчас разрабатывают серьезные программы развития дошкольного образования, поскольку это стало одним из приоритетов государственной политики на уровне президента и правительства.

Тем не менее есть несколько очень существенных вопросов, без ответа на которые мы не можем двинуться дальше. И сама оценка развития дошкольного образования по уровню охвата детей очень спорная. Получается, если ребенок ходит в дошкольное образовательное учреждение, это уже хорошо. А вот что с ним происходит, чем он там занимается, это, к сожалению, зачастую остается для нас «черным ящиком». Сегодня мы имеем порядка 120 программ дошкольного образования, которые никто не изучал, не исследовал, по которым не проводились экспертизы. Но они допущены в образовательные учреждения, потому что формально дошкольное образовательное учреждение может работать по любой программе. Какие результаты дают эти программы, никому не известно.

В России реально существует проблема с программами, которые бы комплексно отвечали на вопрос: «Что такое полноценное развитие ребенка дошкольного возраста?» Мы имеем программы физиологического, психического, эстетического, физического развития детей, но не программы, которые бы целиком охватывали развитие ребенка. Пока появилась только одна такая программа — «Успех», на разработку которой ушло более пяти лет.

К сожалению, психолого-педагогическая наука сегодня не дает ответа на вопрос, что такое современная семья. Мы не имеем социологического, физиологического, психологического и другого портрета современного младшего школьника. Эта «мутная вода» порождает достаточно серьезные проблемы на этапе вхождения дошкольника в первый класс.

Зачастую школа предъявляет фантастические требования к детям: вступительные экзамены, всевозможные тесты, для того чтобы поступить в образовательное учреждение, ребенок должен бегло читать, писать, считать… На самом деле сегодня никто не может дать внятного ответа на вопрос: «Что ребенок должен уметь в этом возрасте?»

Это серьезная проблема науки, и ее необходимо решить, потому что сегодня на фоне роста рождаемости мы должны максимум внимания уделить развитию и формированию поколения будущих граждан нашей страны. Поэтому, конечно, развитие социологических, психолого-педагогических и иных исследований дошкольников — очень серьезный фактор обеспечения будущего нашей  страны.

Обсуждение системы дошкольного образования активизировалось и в связи с обсуждением нового закона «Об образовании». В действующем законе «Об образовании» зафиксированы три ступени общего образования — начальное общее, основное общее, полное общее среднее образование. И есть общедоступное и бесплатное дошкольное образование. При этом если общее образование — это уровень всеобщий и обязательный, то дошкольное — общедоступное и бесплатное. Данным тезисом фиксируется, что любой гражданин нашей страны имеет право отдать ребенка в детский сад и это будет бесплатно. Но обсуждая вопрос бесплатности и общедоступности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Что такое дошкольное образование?»

Ведущая деятельность ребенка в начальной школе — это обучение через игру, в основной школе — самоидентификация через личностно значимую деятельность, в старшей школе — достижение гражданской и социальной зрелости. Давайте зафиксируем, что является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, в дошкольном образовательном учреждении, и уже тогда будем выстраивать программу обучения и воспитания и программы развития. И надо не бить в набат, что наших детей хотят заставить сдавать ЕГЭ  по окончании детского сада или в результате семейного воспитания. Речь идет о диагностике уровня готовности ребенка к обучению в школе, о фиксации того, что ребенок получит возможность полноценного развития в дошкольном возрасте.

Второй очень важный момент тезиса общедоступности и бесплатности заключается в том, что, не зафиксировав дошкольное образование как обязательную ступень общего образования, его фактически исключили из нормативов обязательного финансирования. Дошкольное образование до сих пор финансируется, мягко выражаясь, по остаточному принципу, и родители зачастую вынуждены платить очень серьезные деньги.

В проекте нового закона «Об образовании» впервые предложено рассматривать дошкольное образование как обязательный уровень образования, как первую ступень общего образования.

Что такое общее образование? Это образование, которое является общим для всех. Это некое общественное благо, которое государство в ответ на запрос семьи и общества гарантирует каждому своему гражданину. Это те равные возможности для каждого маленького гражданина, на которые он имеет конституционные права и гарантии. Появление дошкольного образования как уровня общего образования является знаковым событием. Естественно, возникает вопрос, чем будет регулироваться сфера дошкольного образования — федеральными государственными требованиями, которые мы имеем сегодня, или федеральными государственными образовательными стандартами?

Федеральные государственные требования — это требования к условиям реализации основной образовательной программы. То есть фактически мы имеем некий процесс и условия реализации этого процесса — финансово-экономические, кадровые, материально-технические, учебно-методические и так далее. Но как можно организовать процесс, не понимая, на что он нацелен? И как можно выделять средства и создавать условия, не понимая, каких результатов мы должны достичь в этом процессе?

Поэтому очень важный момент — это требования к результатам освоения основной образовательной программы, отвечающие на вопрос, что такое полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Это необходимо зафиксировать как систему требований к реализации основной образовательной программы учреждений дошкольного образования. В этом нет сверхсложной задачи, нет сверхсложной научной проблемы — в советское время мы имели такие форматы требований, и они, кстати говоря, существуют во всем мире.

В детском саду не может быть никаких единых государственных экзаменов, не может быть выпускных экзаменов. Есть достаточно отработанные отечественные методики диагностики развития ребенка. Поэтому сам факт того, что в новом законе «Об образовании» ставится вопрос о разработке федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, — это очень серьезный шаг вперед. Во-первых, это выравнивание поля возможностей маленьких граждан нашей страны. Во-вторых, это выравнивание поля возможностей семьи. В-третьих, это реализация конституционного права граждан на получение бесплатного общего образования.

Один из очень важных вопросов развития дошкольного образования в нашей стране — это психолого-педагогическая экспертиза тех программ, которые используются дошкольными образовательными учреждениями. Многим из нас приходилось в своей практике сталкиваться с совершенно неприемлемыми требованиями к развитию способностей детей на уровне дошкольного образования. Выверенные, научно обоснованные подходы — вот главное, что нужно иметь в виду, разрабатывая стандарт дошкольного образования, новые образовательные программы. Это высочайшая ответственность, прежде всего разработчиков.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив