RSS Feed

Педагогический совет в Майкопе

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   26.08.2011  11:05

В рамках плановой поездки по регионам Юга России Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в августовском педсовете педагогов Республики Адыгея. Выступая на совещании в Майкопской филармонии, Президент подвел предварительные итоги общественного обсуждения проекта закона «Об образовании в Российской Федерации».

Трудности с обратной связью
Стало быть, направляясь в Майкоп, лидер страны собирался послушать мнения людей, от которых впрямую зависит, станет ли будущий главный закон школы эффективным средством обновления как самой сферы знаний, так и российского общества в целом. Однако педагоги, выслушав речь Президента, упорно молчали, обмахиваясь веерами и другими подручными средствами спасения от жары (в филармонии, набитой до отказа, было очень душно). Аплодисменты в зале прозвучали лишь несколько раз. Так, бурными овациями слушатели встретили заявление главного выступающего о том, что оплата труда педагогов, согласно новому закону, не должна ограничиваться никакими максимумами и потолками, причем средняя зарплата преподавателя «не может быть ниже среднего заработка тех, кто занят в экономике соответствующего региона». И еще учителя дружно рукоплескали своему коллеге, директору школы Дауду Казбековичу Мамия, когда из его уст прозвучала недвусмысленная критика в адрес ЕГЭ, который, как считает педагог, стал главной целью старшей школы, отвлекая детей от занятий науками (в частности, геометрией, по которой в КИМах сохранилось всего только три задачи).

«Без внимательного отношения к традициям (…) нашу страну может ожидать очень сложное будущее. Мы должны учитывать то, что мы разные, и в то же время мы все хотим жить в одном доме. Это, наверное, самое главное, что должны нести учителя в общении с учениками. И в этом плане гармоничное сочетание федерального и этнического компонента является, может быть, наиболее важной задачей».
Из выступления Президента России Д.А. Медведева в Майкопе 

Столь вялая реакция учителей на полновесную лавину инноваций и новелл базового «учебного» законопроекта явно смутила Президента. Но не стала крупной неожиданностью: «Когда собирается большое количество людей, – заметил он, – у любого мероприятия возникает формальный оттенок. Но ничего в этом страшного нет». И все же…

Несколько раз Президент безуспешно обращался к залу с настойчивым приглашением так или иначе отозваться о новом законопроекте. К примеру, интересовался их позицией  по поводу принципиально нового положения об отмене конкурса в учреждения среднего профессионального образования – теперь, как прописано в документе, СПО становится общедоступным. «Мне также было бы весьма интересно понять вашу точку зрения по такой теме, как (…) судьба сельских и малокомплектных школ», – подбадривал зал Президент. И снова без успеха. Дмитрий Анатольевич, однако, не сдавался. «О модернизации начального профессионального образования тоже можно поговорить (терпеливо перечислял Президент ключевые новации закона),  — о преемственности образовательных программ на треке между детским садом и школой…». Однако никакие уговоры не помогали. То ли учителям летом было и впрямь не до федерального закона (перед началом педсовета, как ученики перед экзаменом, они усиленно штудировали весьма объемный проект)? То ли присутствие министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, и особенно главы Республики Адыгея Аслана Тхакушинова сдерживало их, не позволяя диалогу Президента с «полпредами будущего» стать по-настоящему открытым и раскованным? Словом, вот вам еще одна загадка из новейшей истории образования. Хотя поговорить, как сказал Президент, действительно было о чем.  Впрочем, обо всем по порядку.

«Голос общественности должен быть услышан…»
Проект закона, напомнил глава государства, открывая совещание в Майкопе, обсуждается уже более года. То есть существенно дольше, чем даже такой важный для всех нас регламент государственного и социального устройства, как закон о полиции. Еще в прошлом мае появилась первая версия этого документа. Изрядно переверстанный проект был размещен уже не на ведомственном сайте Минобрауки РФ, а на специально предназначенной странице  – для публичного обсуждения. В итоге более 12 миллионов россиян ознакомились, а 11 тысяч внесли свои предложения и замечания в текст уникального по своему воздействию на будущее нашей страны документа.   

Месяц назад законопроект был вновь существенно переработан, уже с учетом многочисленных поправок и вопросов к тексту, обнародованных в СМИ, и поступил к учителям в очередной, третьей, однако, судя по всему, еще не последней редакции.

Тут стоит вновь напомнить: чтобы стать законом, проекту предстоит пройти еще большой путь согласований. До конца августа – педсоветы, осенью – еще один этап общественного обсуждения, в ноябре-декабре – официальное согласование с ведомствами и заксобраниями. Так что, скорее всего, он будет принят не ранее, чем в следующем году Госдумой уже нового созыва. Нужно ли говорить, что документ содержит ориентиры и прямые установки, предопределяющие развитие страны на долгие годы. Неслучайно Президент назвал его «очень сложным», затрагивающим интересы 13 миллионов школьников, около миллиона педагогов, плюс многомиллионной армии родителей. «Такие акты принимаются, как правило, на длительную перспективу, и, естественно, этот закон связан с долгосрочной линией развития нашего государства», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Речь, по его словам, идет о том, чтобы определить состояние нашей экономики, социальной сферы, культуры, развитие науки, технологий на годы вперед. «И именно поэтому, – добавил Президент, – в определенный период я принял решение провести его максимально широкое обсуждение… Словом, это как раз тот случай, когда лучше семь раз отмерить…».

Президент разочаровался в Интернете?
Анализируя законопроект в своем, более чем часовом выступлении, Дмитрий Медведев не обошел стороной ни одну из чувствительных для педагогов и общественности тем. ЕГЭ («Считаю, что этот путь, это решение было абсолютно справедливым», или, иначе говоря: сворачивать с этой дороги власть не собирается), зарплата педагогов, их новые обязанности и права, проблемы дошкольного образования («обучение дошкольников должно быть ориентировано на федеральные стандарты, не важно, дома он получает знания или в детском саду»), перевод муниципальных ОУ в статус автономных.

Комментируя предоставляемую школам возможность переходить в автономное плавание, Д. Медведев подчеркнул, что, по его мнению, эта форма школьного хозяйствования обладает массой преимуществ. В частности, «в плане повышения зарплаты и заинтересованности учителя в творческом труде». Не менее важно и то, что осваивая альтернативные финансово-экономические механизмы, такие учреждения «используют новые формы общения с гражданским обществом». Приведя в пример Новгородскую область, где доля такого рода ОУ достигла рекордных 85 процентов, глава государства прямым текстом дал понять: вот регион, где люди думают о будущем! Не встретив ни единого возражения по этому пункту, однако же, и не услышав ответа на вопрос, почему Адыгея не форсирует процесс автономизации школ, Президент посоветовал руководству Минобрнауки, по мере возникновения благоприятных условий, с согласия учителей и соблюдая все необходимые законы, «хотя бы часть школ в экспериментальном порядке переводить в новый статус». И (оговорившись, что никого ни к чему не подталкивает) повернулся к главе Адыгеи: пожалуйста, мол, позанимайтесь этим!

Из уст лидера страны в Майкопе прозвучала еще одна важная новость. Президент намерен поручить организовать новый этап публичного обсуждения на тему, каким быть единому экзамену. Результаты ЕГЭ, заявил Президент, не должны быть единственным критерием оценки работы педагогов. За страной закрепилась слава лидера на поприще подготовки кадров в области математики и физики. Этого ни в коем случае нельзя растерять.

И, наконец, завершая этот, судя по всему, не самый продуктивный диалог с учительством, Дмитрий Медведев вновь предложил его участникам, уже не полагаясь на компьютерные сети, передавать свои предложения к тексту школьного закона всеми доступными им способами: через руководителя республики, министра, федерального министра, группу людей, которая занимается окончательной версткой этого закона. Глава государства верит: голос общественности должен и всенепременно будет услышан авторами нового законодательства.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив