RSS Feed

Новый устав для нового образования

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   23.08.2011  11:56


Очередная, третья по счету редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 15 июля 2011 года) стала главной темой для обсуждения на августовских педагогических совещаниях.

Судя по таким же жарким, как и нынешний август, динамично нарастающим дискуссиям в педагогических блогах, многим коллегам удалось успешно преодолеть один из главных недостатков этого многострадального документа – его уникальную даже для образования «увесистость». Столь впечатляющий объем (227 страниц формата А-4) объясняется просто: впервые под одной обложкой авторы решили объединить и школьное, и «высшее» (а по сути, все «профессиональное») образовательное законодательство.

Говорят, особую сложность работе юристов придавал тот факт, что предыдущий вариант Закона «Об образовании» (образца 1992 и 1996 гг.) признан ЮНЕСКО самым демократическим и прогрессивным образовательным актом конца ХХ столетия. Что ж, вспомним его добрым словом. Но и согласимся: за минувшие почти двадцать лет непрерывных реформ в школьном классе «днепровский» корабль явно подрастерял свои былые преимущества, вошел в противоречие с реальной практикой, с новой политикой правительства в сфере образования.

В самом деле: внедрение стандартов универсальных учебных действий, нового порядка финансирования педагогической работы (НСОТ), элементов рыночного управления школьным хозяйством (новая типология образовательных учреждений, подушевой норматив и т.д.) – все эти и множество других нововведений требуют безотлагательного юридического подкрепления в главном педагогическом законе России.

И все же, хотя вынесенный на широкое обсуждение проект, впитав в себя наиболее перспективные начинания и концептуальные подходы к решению накопленных проблем, вполне позволяет увидеть завтрашний день национальной системы образования, открывающей возможности «для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей», для их «самоопределения и самореализации», все-таки разного рода опечаток, нестыковок и противоречий в тексте остается немало.

По мнению некоторых педагогов – наиболее суровых критиков законопроекта (разработчики которого, кстати, в отличие от своих предшественников, сочли за благо остаться неизвестными), он все так же, как и год назад, изобилует торжественными декларациями, спорными и просто голословными сюжетами, многозначительными и даже «гибельными для школы» недомолвками, подтекстами, а также тезисами, зачастую откровенно опровергающими друг друга.

Вместе с тем даже самые сердитые и неуступчивые рецензенты интегрированного законопроекта признают: перемены назрели.

Что в проекте?
Прежде всего о принципиальных, в целом позитивных изменениях. Вместо ранее принятых трех специалисты считают целесообразным установить четыре уровня образования, включая (впервые!) и дошкольное (впрочем, при сохранении статуса необязательного), которому посвящена отдельная, 64-я статья. Общее же образование отныне будет подразделяться на начальное, основное и среднее. Среднее профессиональное образование предлагается разделить на два уровня — подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Высшее образование будет включать бакалавриат, магистратуру и подготовку специалистов, а также подготовку научно-педагогических кадров.

Автор одной из региональных педагогических газет, выделяя достоинства нового законодательства, справедливо указывает, в частности, что оно позволит школяру получить законное освобождение от уроков рисования или музыки, учиться одновременно в двух вузах и техникуме , подать претензию на некачественное образование.

Действительно, все это так. К примеру, закон в его последней версии содержит статью «Сетевые формы реализации образовательных программ», предусматривающую освоение последних с использованием ресурсов нескольких организаций и взаимозачет в предоставлении образовательных услуг (идея, предложенная московским педагогом Е.А. Бунимовичем еще в конце 1990-х годов). Что это такое, лучше всего показать на примере. Допустим, ребенок учится в музыкальной школе и ходит на уроки музыки в общеобразовательной школе. Идет дублирование, на школьника ложится дополнительная нагрузка. Поэтому в проекте, в качестве альтернативы, предлагается щадящий вариант: освободить такого ученика от школьных уроков музыки, взяв в зачет его оценки в музыкальной школе.

Взаимозачетом пойдут и другие образовательные модули: экономику изучаем в одном вузе, курс менеджмента – в другом. Студенты технических факультетов смогут приходить на занятия в учебные мастерские колледжей, школьники – в современные вузовские лаборатории. Но все это, разумеется, при условии, что их учебные заведения заключат договоры о сетевом взаимодействии. Причем договариваться будут не только вузы, колледжи и школы. Образовательный процесс может идти и на промышленных предприятиях, в учреждениях культуры и т.п.

Новые веяния коснутся также и той части закона, где речь идет о правах подрастающего поколения. Так, согласно статье 41 (пункт 2), в школах будет введено обязательное страхование жизни и здоровья учеников. А в статье 46 «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием» предусмотрено право родителей и совершеннолетних учащихся, обращаясь в суд, требовать «полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием». Это можно будет сделать, например, в случае «невыполнения в существенном объеме по вине организации требований, установленных ФГОС». Возмещение возможно в нескольких вариантах: либо повторное обучение, либо денежная компенсация. Больше того. Претензии могут быть предъявлены не только к школе или вузу, но и даже к репетиторам.

Право на индивидуальное сопровождение
Другое важнейшее нововведение (или новелла, как сказано в ведомственных комментариях к проекту) – законом предусматривается организация так называемых Центров комплексной психолого-педагогической и медицинской помощи ребятам (ППМС), размещаемых как внутри школы, так и вне ее. Согласно законопроекту право на «индивидуальное сопровождение» получат прежде всего дети, испытывающие затруднения в учебе, а также «ученики с проблемами школьной и социальной адаптации». К слову, по данным питерских психологов, подобного рода массовые фобии и стрессы при переходе из детсада в первый класс и далее, из началки в основную школу, испытывает абсолютное большинство современных детей. В этом отношении роль ППМС, которым проект федерального закона открывает зеленую улицу, трудно переоценить.

Кроме того, в документе заложена возможность получения «образовательными организациями» (вместо ОУ, как они раньше назывались) бессрочной лицензии, а учащимися — образовательных кредитов.

Надо отдать должное разработчикам: значительная часть поступивших замечаний была учтена в ходе предыдущего этапа обсуждения проекта. Так, если ранее принцип подушевого финансирования распространялся на все без исключения школы и уровни образования, то теперь статья 102 гласит: «Для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и отнесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации к малокомплектным и (или) сельским, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся».

В прежней редакции проект ни словом, ни намеком не упоминал о конкретной зарплате педагогов, зато подробно перечислял обязанности учителей, требования к уровню их подготовки, нравственному облику и т.п. Теперь в статье 48 «Правовой статус педагогических работников» читаем: «Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация».

Остается добавить, что текст проекта размещен на официальном сайте Минобрнауки России. Там же, в разделе «Новеллы» можно найти конспект по ключевым моментам законопроекта, проголосовать за тот или иной пункт закона.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив